УДК 004

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРТНО-ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ

Валеева Залия Мирасовна1, Повалюхина Маргарита Витальевна1, Фахрутдинова Алина Ринатовна1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Аннотация
В статье рассматриваются особенности экспертных обучающих систем на современном этапе развития. Экспертные обучающие системы, в отличие от других компьютерных технологий обучения, имеют возможность реализовать процесс обучения по индивидуальной модели обучаемого.

Ключевые слова: база данных, информационная система, эксперт, экспертная обучающая система


FEATURES EXPERT TRAINING SYSTEMS

Valeeva Zaliya Mirasovna1, Povalukhina Margarita Vitalyevna1, Fahrutdinova Alina Rinatovna1
1Nosov Magnitogorsk State Technical University

Abstract
The article examines characteristics of expert systems at the present stage of development. Expert Training Systems, unlike other computer learning technologies, have the ability to implement the learning process the student on an individual model.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Валеева З.М., Повалюхина М.В., Фахрутдинова А.Р. Особенности экспертно-обучающих систем // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77125 (дата обращения: 29.09.2017).

В настоящее время экспертно-обучающие системы набирают особую популярность. Так как данная система с одной стороны помогает преподавателю обучать и контролировать учащегося, а с  другой стороны учащемуся самостоятельно обучаться [1, 2].

Экспертная обучающая система (ЭОС) – это информационная система, которая реализует ту или иную педагогическую цель на основе знаний экспертов. У данной системы есть такие возможности как, управление процессом обучения, осуществление диагностику готовности к обучению и результатов обучения и т.д. Основными компонентами обучающей экспертной системы являются база знаний, подсистема объяснений, подсистема интуитивно понятного интерфейса, подсистема интеллектуального диалога и т.д. [3].

Рассмотрим ряд особенностей экспертной обучающей системы, отличающих ее от других разновидностей информационных обучающих систем:

− архитектура системы основана на базе знаний;

− постоянство базы знаний – знания в базах хранятся в течение длительного времени, в то время как знания людей могут исчезнуть вместе с ними;

−объем, хранимой информации в системе, практически не ограничен, введенные в машину знания один раз сохраняются навсегда;

− стоимость знаний эксперта в расчете на отдельного пользователя значительно снижается;

− быстрое решение задач – в зависимости от выбранного программного обеспечения, экспертная система способна найти решение поставленной перед ней задачи быстрее, чем эксперт-человек.

Также ЭОС дают возможность использования системы пояснений хода решения задачи или примера [4].

В курсе информатики подобное можно использовать для представления учебного материала и сопровождения решения задач на уровне репетитора. В этом случае система может осуществлять пошаговый контроль за правильностью хода решения задачи. Еще одним достоинством данной системы является возможность диагностики уровня усвоения учебного материала в ходе контроля знаний, умений, навыков.

У существующих экспертных обучающих систем есть свои недостатки и трудности. Так главными недостатками являются отсутствие «живого» общения с преподавателем [5].

Использование качественной и эффективной экспертной обучающей системы не вызывает особых трудностей у пользователей системы. Однако, если система построена на основе недостоверных и неадекватных данных, у обучающихся могут возникнуть трудности. В данном случае система начинает работать неверно, тем самым, вводя в заблуждение. Также трудности могут возникнуть у разработчиков системы на этапе построения базы знаний. Сбор знаний и их систематизация является достаточно длительным и сложным процессом [6].

На основе вышесказанного, из преимущества применения именно экспертных обучающих систем можно выделить следующее:

− ЭОС дают возможность отражать опыт работы нескольких экспертов и выбирать наиболее подходящие алгоритмы обучения для конкретной темы;

− ЭОС позволяют в динамике проследить за успеваемостью каждого ученика;

− ЭОС развивает творческое мышление учащихся, усиливают значимость их самостоятельной работы. У учащихся появляется возможность самостоятельно оценить уровень своих знаний;

− ЭОС могут быть как с локальным, так и с удаленным доступом по сети.

Таким образом, экспертно-обучающие системы в отличие от других компьютерных технологий обучения имеют возможность реализовать процесс обучения по индивидуальной модели обучаемого. Обучение с помощью экспертных систем позволяет извлекать знания самим обучаемым. А именно такие специалисты востребованы на современном рынке труда.


Библиографический список
  1. Джарратино, Д. Экспертные системы: принципы разработки и программирование. – 4-е издание / Д. Джарратино, Г. Райли. – Москва : ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 552 с.
  2. Информационные технологии: учеб. / под ред. В. В. Трофимова. М.: Юрайт, 2011. 624 с.
  3. Киселев Г. М., Бочкова Р. В. Информационные технологии в педагогическом образовании: учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2012. 308 с.
  4. Седнева Д.А., Махмутова М.В. Сравнительный анализ электронных дневников // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 1 (57). – С. 188-191.
  5. Махмутова М.В., Подкользина Л.В., Махмутов Р.Р. Применение инновационных образовательных технологий в изучении основ информационной безопасности систем организационного управления // В сборнике: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи. Материалы внутривузовской конференции. Под редакцией Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой, О.Л. Колобовой. 2015. С. 297-305.
  6. Махмутова М.В., Белоусова И.Д., Агдавлетова А.М. Организация воспитательной и профориентационной работы со студентами направления «прикладная информатика» в процессе организации и контроля учебных и производственных практик // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2015. Т. 2. № 1. С. 152-155.


Все статьи автора «Валеева Залия Мирасовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: