Как известно, разработка любого сложного объекта, является постоянным выбором определенных решений, которые влекут за собой определенные последствия. Стоимость ошибочного выбора с каждым этапом проектирования значительно возрастает.
Потребность принятия решений быстро и качественно привела к созданию систем поддержки принятия решений (англ. Decision Support System) – компьютерных автоматизированных систем, предназначенных для помощи людям, принимающих решения в сложных условиях.
Современные системы поддержки принятия решений могут быть охарактеризованы как системы, направленные на решение задач повседневной управленческой деятельности, которые также являются инструментом, созданным с целью с целью оказания помощи лицам, принимающим решения. С помощью систем поддержки принятия решений производится выбор альтернатив среди некоторых неструктурированных и слабоструктурированных задач.
Стоит отметить, что рынок СППР в финансовых институтах на данный момент считается самым емким. Сфера применения DSS-систем в банках касается, прежде всего, платежных пластиковых карт, анализа рисков, предотвращения мошенничества; анализа потребительского поведения и проектирования новых финансовых услуг. Последнее основано на анализе и формировании потребительских групп, которые характеризуются сходным поведением.
В связи с непрерывным увеличением объема обрабатываемой СППР информацией возникает проблема хранения и структурирования данных. Зачастую, большое количество данных, принадлежащее, одной компании, может храниться в различных хранилищах.
На данный момент, вышеописанные проблемы способны решать недавно появившиеся на рынке IT облачные технологии.
Под термином «облако» следует понимать организацию доступа по сети к удаленному дата-центру с оплатой за фактическое потребление вычислительных ресурсов.
У пользователя облачных технологий появляется возможность получить вычислительные мощности и программное обеспечение «как услугу», а это значит, что ему не нужно заботиться ни о работоспособности инфраструктуры, ни о программном обеспечении – эти обязанности теперь лежат на плечах поставщика облачных услуг.
Рис.1 – Объем мирового рынка облачных вычислений, млрд. долларов [1]
На сегодняшний день практически каждая крупная IT-компания стала поставщиком облачных услуг. Свои облачные решения предлагают потребителям такие IT-гиганты как Google, Microsoft, IBM и многие другие.
Облачные технологии и сервисы могут стать эффективным инструментом в деле реализации самых разнообразных целей и задач для банков, начиная с разработки банковских приложений и заканчивая предоставлением партнерам полноценной рабочей среды для совместных проектов.
Вложением средств в облачные технологии занимаются как крупные финансовые институты, такие как ОАО «Сбербанк России, ОАО «Альфа-Банк», так и банки регионального уровня ОАО «Международный Финансовый Клуб», ОАО «Банк Интеза» и другие.
Рассмотрим несколько способов применения облачных сервисов в банковской сфере.
1. Осуществление аналитических расчетов для оценки рисков.
2. Анализ внешних данных о состоянии рынков.
- Анализ внутренних данных и подготовка отчетности на внешних мощностях.
- Аналитика клиентских данных для выявления типовых сценариев поведения мошенников.
- Исследование поведения клиентов.
- Управление мобильными устройствами и сайтами.
- Управление документами.
- Обучение и оценка персонала.
- Новые банковские проекты.
- Партнерские услуги.
- Разработка и тестирование приложений.
- Услуга автоматизированных банковских систем (АБС).
Стоит отметить, что АБС (комплекс программного обеспечения, направленный на автоматизацию банковской работы) является ключевым элементом работы банка.
Использование облачных сервисов позволяют банкам снизить операционные и инвестиционные риски, связанные с внедрением и использованием комплексной АБС, а также позволяет в сжатые сроки получить доступ к полноценной банковской системе.
Эффективность использования облачных сервисов в банковской сфере не вызывает сомнения. Кроме того, облачные технологии способны решать проблему хранения и структурирования больших массивов данных, которые необходимы для реализации СППР в финансовых институтах.
Учитывая преимущества облачных технологий, возникает задача разработки общедоступной и удобной платформы для разработки и использования экспертных систем. Решением данной задачи может стать интеллектуальная веб- СППР.
Веб-системы поддержки принятия решений являются системами, которые доступны удаленно, через сеть Интернет. Они имеют не уступающие настольным системам границы функционала.
Система поддержки принятия решений в облаке позволит производить в режиме реального времени получение данных из серверов датацентра или внешних источников, предлагать варианты решения проблем на основе правил, хранящихся в базе знаний, предоставление результатов для визуализации в удобной языковой форме для пользователей, архивирования, выдачи в другие информационные системы.
Рис.2 – Схема функционирования СППР в облаке
Архитектура СППР, размещаемая на облачных серверах, должна включать в себя три звена. Первое звено — это клиентское приложение, с помощью которого пользователь работает с системой. Как правило, в качестве такого приложения выступает обычный браузер или мобильное приложение. Вторым звеном является так называемый «Front-end» сервер, занимающийся обработкой огромного потока заявок и ставящий их в очередь к третьему звену архитектуры — «Back-end» серверу. Он хранит данные промышленной системы и реализует ее логику.[2]
Виртуальная DSS система позволит решить следующие задачи:
1. Анализ, оценка и распознавание ситуаций;
2. Контроль, оценка и диагностика состояний, параметров;
3. Оценка приоритетных альтернатив;
4. Выявление и оповещение о чрезвычайных ситуациях и угрожающих состояний;
5. Прогнозирование развития событий, ситуаций и действий;
6. Формирование советов и рекомендаций для адаптации системы к новым условиям эксплуатации.
Несмотря на то, что банковский сектор всегда был одним из самых консервативных во всем, что касается передачи сторонним компаниям каких-либо внутренних данных и аутсорсинга бизнес-процессов, в последние годы меняется. В 2015 г. финансовый сектор России занимает прочное второе место по использованию облачных технологий, уступая лишь капиталоемким индустриям. Банки увидели экономические выгоды и готовы проявлять больше доверия новым технологиям, хотя это и связано с определенными страхами потери контроля над ключевой информацией. Дальнейшее развитие будет идти, вероятнее всего, от наиболее безопасного сценария использования облачных сервисов для функций управления закупками, кадрами, и так далее к более глубокому проникновению облаков в основную банковскую деятельность.
В настоящее время в российском банковском секторе уже есть несколько банков, которые отдали в облако практически всю ИТ-инфраструктуру, включая автоматизированные банковские системы.
Библиографический список
- Батаев А. В. Анализ использования облачных сервисов в банковском секторе // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 234-240.
- Кузнецова А. С., Сенюшкин Н. С., Султанов Р. Ф., Клементьева Н. В. Анализ возможности реализации систем поддержки принятия решений с применением облачных технологий // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 93-96.
Количество просмотров публикации: Please wait