ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ И САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Чеснокова Татьяна Дмитриевна1, Щеулова Екатерина Алексеевна2
1ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, психолого-педагогический факультет, студентка
2ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, психолого-педагогический факультет, ассистент кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования

Аннотация
В этой статье раскрывается проблема формирования низкой самооценки у старших подростков. Выявляется уровень притязаний и самооценки на основе проведенного исследования учеников 9-х, 10-х классов.

Ключевые слова: дети старшего подросткового возраста, самооценка, сельская школа, уровень притязаний


THE STUDY OF LEVEL OF ASPIRATION AND SELF-ESTEEM OF TEENAGERS IN RURAL SCHOOLS

Chesnokova Tatiana Dmitrievna1, Sheulovа Ekaterina Alekseevna2
1Federal STATE Autonomous educational institution of Higher Education «National research Nizhny Novgorod state University. N. And. Lobachevsky», Arzamas branch, psycho-pedagogical faculty, student
2Federal STATE Autonomous educational institution of Higher Education «National research Nizhny Novgorod state University. N. And. Lobachevsky», Arzamas branch, psycho-pedagogical faculty, assistant of the chair of General pedagogy and pedagogy of professional education

Abstract
In this article the problem of formation of low self-esteem in teenagers. Reveals the level of claims and self-evaluation on the basis of the study students of 9th, 10th classes.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чеснокова Т.Д., Щеулова Е.А. Изучение уровня притязаний и самооценки детей старшего подросткового возраста сельской школы // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/08/70473 (дата обращения: 15.03.2024).

Подростковый период жизни ребенка – один из самых сложных, кризисных, но наиболее интересных для изучения периодов жизни человека. Подростковым принято считать период развития детей от 11 до 16 лет. С наступлением кризиса у старших подростков неким образом изменяется отношение к окружающим, меняются приоритеты и цели, меняется мнение об окружающем их мире. В сельских школах многие подростки воспитываются под влиянием отрицательных факторов. Интересно проследить, как это может повлиять на самооценку и уровень притязаний подростков, что и стало целью данного исследования.

В этом возрасте происходит один из самых важных и неизбежных кризисов. Как и любой другой кризис, он имеет свои предпосылки, выделяют внешние и внутренние, которые способствуют его развитию, знаменуют наступление кризиса.

Внешние предпосылки связаны с переходом на более сложную ступень обучения, изменением учебной деятельности, где подросткам приходится сталкиваться с новым коллективом, другими учителями, другими требованиями преподавания, более высокими требованиями от родителей. Все это вызывает необходимость формирования собственной позиции и отказа от зависимости и влияния взрослых.

К внутренним же предпосылкам относят биологический и психологический факторы, которые проявляются в бурном физическом росте и изменении психосексуального развития. В последствие эти факторы приводят к раздражительности, негативной оценке окружающего, повышенной возбудимости и утомляемости[1].

Л.С. Выготский выделил в подростковом возрасте центральное новообразование – чувство взрослости, что выражается в стремлении быть взрослым, в изменении взглядах, оценки, поведении и отношении со сверстниками и взрослыми [2].

Старшие подростки, психологически зависимые от родителей, как правило, имеют двойственные отношения с родителями. С одной стороны это покладистость в отношении родителей, установление с ними доверительного общения, принятие их помощи и советов. А с другой – присутствие эмоциональной напряженности, отрицание какой-либо зависимости от родителей.

Важным моментом в психическом развитии подростка является развитие его самосознания, а точнее появление устойчивости самооценки и образа «Я».

Наиболее важным в самосознании подростка является представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности», то есть образа физического «Я». Именно нарушения в физическом развитии подростка могут стать причиной снижения самооценки и самоуважения, боязни плохой оценки его личности окружающими, что в итоге может привести к неприятию самого себя и чувству неполноценности [3].

В отличие от младших школьников, которые испытывают тревожность в общении с незнакомыми, подростки испытывают напряженность в общении с родителями и сверстниками. Как было сказано выше, подростковый возраст характеризуется сменой целей, взглядов и идеалов, что приводит к конфликтным ситуациям с родителями и сверстниками.

Неуверенность в себе у подростков сопровождается эмоциональными реакциями, такими как, агрессивность, упрямство, негативизм.

Так же для подросткового возраста характерны акцентуации характера – яркая выраженность какой-либо черты характера, граничащая с патологией.

Нами была поставлена цель: изучить уровень притязаний и самооценки старших подростков сельской школы. Для достижения этой цели была использована методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан [4]. Данная методика помогает выявить уровень притязаний и самооценки испытуемых. Ученикам предлагалось на ранее заготовленных листочках оценить по семи шкала свои возможности, способности, черты характера и т.д. Затем другим знаком отметить тот уровень на каждой шкале, при котором ученик испытывал бы довольство, гордость за себя.

Экспериментальной базой нашего исследования послужила МБОУ Виткуловская СОШ Сосновского района Нижегородской области. В качестве испытуемых нами были выбраны обучающиеся 9-10 классов в количестве 15 человек, из них 9 мальчиков и 6 девочек.

По результатам исследования у обучающихся были выявлены следующие показатели, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты исследования по методике Дембо-Рубинштейн: исследование самооценки у старших подростков сельской школы.

Из рисунка 1 видно, что у большинства учеников 9,10 классов преобладает адекватный уровень притязаний и уровень самооценки (53% и 80% соответственно). Такие результаты, говорят о том, что большинство учеников реально оценивают свои возможности. Подростки реалистично оценивают себя по указанным в методике и другим параметрам. Адекватная самооценка – нормальное соотношение между “Я-реальным” и “Я-идеальным”. Заниженная самооценка характеризуется приписыванием себе несуществующих недостатков. Завышенная самооценка это переоценивание собственных возможностей. Человек ведет себя адекватно ситуации.

Несмотря на многие отрицательные факторы воспитания детей в условиях сельской местности (например, низкий культурный уровень, материальный недостаток, невозможность нормально развивать у детей художественные, музыкальные, умственные и физические способности и многие другие факторы) большинство подростков все же адекватно оценивают свои возможности и себя.

Низкий уровень притязаний наблюдается у 20% подростков, а заниженный уровень самооценки всего у 7%. Это говорит о том, что обучающиеся оценивают свои возможности недостаточно высоко, не верят в себя, а так же не претендуют на что-то большее, чем имеют в данный момент.

Высокий уровень притязаний наблюдается у 27% подростков, а завышенный уровень самооценки у 13 %. Что свидетельствует о завышении уровня своих возможностей и переоценивании своих возможностей.

Таким образом, нами было проведено исследование самооценки и уровня притязаний старших подростков сельской школы. В результате было выявлено, что даже при влиянии отрицательных факторов (например, низкий культурный уровень, жесткий контроль, нежелание отца участвовать в воспитании детей и другие), что свойственно многим сельским семьям, у подростков сформирована адекватная самооценка и оценка уровня своих возможностей.

Данные результаты позволяют разработать нам рекомендации для старших подростков по гармонизации уровня самооценки:

  1. Вспомните и запишите все свои достижения (включая небольшие победы). Как можно чаще просматривайте этот список, вспоминая чувства радости и гордости за свои достижения.
  2. Запишите ваши положительные качества (как можно больше). Просматривайте список чаще и концентрируйтесь на своих достоинствах.
  3. Каждый человек индивидуален, каждый уникален, кто-то имеет больше, кто-то меньше. Не забывайте об этом и не сравнивайте себя ни с кем. Вы тоже уникальны.
  4. На вашу самооценку влияют окружающие вас люди, потому старайтесь окружить себя уверенными и позитивными людьми, которые вас понимают, и принимаю, поощряя ваши верные поступки.
  5. Учитесь правильно принимать комплименты, отвечая хотя бы «спасибо». Каждый услышанный комплимент, адресованный вам, повышает вашу самооценку, поэтому не надо их отталкивать.
  6. Если что-то не получается, что-то поло не так, произошла ссора, не надо винить во всем себя. Перестаньте ругать и порицать себя. Нужно смело смотреть на ситуацию, искать в ней положительное и отрицательное, стараться исправить последнее. Многие стечения обстоятельств, пусть и неудачных, приведут только к лучшему результату.
  7. Если школьные будни скучны для вас, найдите себе хобби по душе. Любимое занятие обязательно отвлечет от серых будней и скрасит привычный уклад жизни.
  8. Прекрасно ощущать себя нужным, полезным для общества. Поэтому не сидите на месте и помогите другим, хотя бы поддержите добрым словом.
  9. Помните, что вы такой же человек, как и все. Поэтому имеете право высказать свое мнение, отвергать критику или несправедливое обращение, совершать ошибки (дабы найти верный путь), действовать по собственным убеждениям, менять свои решения.

Таким образом, нами было проведено исследование уровня притязаний и самооценки старших подростков в сельской школе. Были получены положительные результаты, а именно, адекватно сформированные самооценка и уровень притязаний у старших подростков сельской школы. На основе этих результатов были разработаны рекомендации, которые помогут старшим подросткам гармонизировать свою самооценку.


Библиографический список
  1. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — Издание 3-е, стереотипное. — М.: Тривола.- 1998.—  351 стр.
  2. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия. – 2011.- 528 стр.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2003 – 713 с.
  4. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб. – 2002. – 212 стр.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Чеснокова Татьяна Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация