Потенциал выражает систему свойств и качеств объекта, подлежащих и способных к развитию, а также к практическому воплощению в конкретных результатах развития (материально и нематериально проявленных), что позволяет судить о степени реализации потенциала в конкретных условиях [1].
В научной литературе в качестве основного ресурса общественных преобразований и социально-экономического развития в регионе часто рассматриваются понятия «человеческого потенциала», «социального потенциала», «предпринимательского потенциала» [1, 5].
Предпринимательский потенциал выступает необходимым условием реализации предпринимательских способностей, что приводит к изменению социально- экономической действительности, а значит, затрагивает интересы людей и социальных групп. Поскольку в качестве паттерна поведения предприниматель может представить себе только то, что он способен пережить в своем внутреннем опыте, и не может представить то, что не может пережить, для расширения поля возможных состояний необходимо расширение сознания человека, широкое видение им действительности, наполненное всем богатством знаний и опыта, полученного в многообразии культур [2].
Малому предпринимательству присуще множество важных свойств как экономического, так и социального характера, а его содержание заключается в частнопредпринимательских инициативах широкого слоя населения. Малый и средний бизнес является частным по своей сути (но иногда может выступать в общественных формах, например, кооперативных). В таком контексте малый и средний бизнес выступают в виде большого количества небольших независимых частных организаций, каждая из которых принадлежит одному лицу или небольшой группе лиц (как правило – семье) [3, с. 35].
За прошедшие 14 лет объем государственного финансирования среднего и малого предпринимательства увеличился в разы – с 1,5 млн. рублей в 2001 году до 164,4 млн. рублей в 2015 году; за три последних года – в 2 раза. Значительный вклад в развитие малого и среднего бизнеса вносят гарантийный фонд и фонд микрофинансирования. Их емкость превышает 200 млн. рублей.
В итоге вдвое увеличилось количество хозяйствующих субъектов, в два раза возросла численность занятых в этом сегменте. Увеличилась доля хозяйствующих субъектов, занятых в промышленности, переработке, сельском хозяйстве и в стройиндустрии. Если 2001 году этот показатель составлял 11 %, то в 2015 году – 35 %.
В регионе действует Совет по содействию развитию малого и среднего предпринимательства, которым регулярно рассматриваются проблемные вопросы, сдерживающие развитие предпринимательства.
На протяжении 12 лет ведет работу по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности Курская торгово-промышленная палата, оказывает содействие предприятиям и организациям региона в разработке, внедрении современных систем менеджмента. В настоящее время в составе Курской ТПП находится 468 членов палаты. Создан институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Курской области, который стал новым для региона государственным органом защиты прав и законных интересов предпринимателей, дополнив уже имеющиеся механизмы.
Работа по развитию предпринимательства охватывает целый ряд направлений и может быть эффективной только при условии координации усилий всех органов власти, не только областных и федеральных, но, в первую очередь, органов местного самоуправления. Однако на сегодня наблюдается слабая заинтересованность органов местного самоуправления в развитии малого и среднего предпринимательства. В то же время, именно на местах имеется наиболее точное представление о потребностях муниципалитета, потенциале бизнеса, что позволяет более полно использовать кадры и инфраструктуру территории.
Малое и среднее предпринимательство Курской области объединяет 47 665 хозяйствующих субъектов, в том числе 8971 малое предприятие, 194 средних предприятий, 38500 индивидуальных предпринимателей (таблица 1) [4].
По данным таблицы 1, в течение исследуемого периода происходит сокращение числа средних предприятий в Курской области на 71 единицу. Следует отметить, что произошло увеличение выделений бюджетных средств на государственную поддержку в 5,7 раз. Из приведенных в таблице 1 показателей следует, что за прошедший пятилетний период почти вдвое увеличилось количество малых предприятий. В 2,7 раза вырос оборот хозяйствующих субъектов, в 1,8 раза – налоговые поступления от применения специальных режимов налогообложения. Бюджетное финансирование программных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства увеличилось в 6,5 раз.
Таблица 1 – Общие экономические показатели деятельности малого и среднего бизнеса Курской области (2012 – 2015 гг.) [4].
Характеристика |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2015г. в % к 2012г. | Отклонение 2015г. от 2012г. (+;-) |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, всего, том числе |
44970 |
46149 |
47665 |
49304 |
109,64 |
4334 |
- малых предприятий |
7983 |
8746 |
8971 |
9010 |
112,86 |
1027 |
- средних предприятий |
266 |
168 |
194 |
195 |
73,31 |
-71 |
- индивидуальных предпринимателей |
36761 |
37235 |
38500 |
40100 |
109,08 |
3339 |
Численность занятых в малом и среднем бизнесе, тыс. чел |
152 |
156 |
158 |
161 |
106,97 |
10 |
Доля занятых в малом и среднем предпринимательстве в общем числе занятых в экономике, % |
28 |
30 |
36 |
41 |
146,43 |
13 |
Доля малого и среднего бизнеса в ВРП, |
9,5 |
9,9 |
10,5 |
12 |
126,32 |
2,5 |
Оборот малых и средних предприятий |
112,8 |
120,0 |
123 |
125 |
110,82 |
12,2 |
Налоговые поступления от использования специального режима налогообложения |
1084,9 |
1186 |
1332 |
1500 |
138,26 |
415,1 |
Выделение бюджетных средств на государственную поддержку |
15,1 |
28 |
77 |
86 |
в 5,7 раза |
70,9 |
В структуре предпринимательства Курской области увеличилась доля занятых в промышленности, строительстве, транспорте и связи, уменьшилась составляющая торговли. По данным анализа за период с 2012 по2015 г.г. в отраслевой структуре субъектов малого и среднего предпринимательства Курской области существенных изменений не произошло [4].
В Курской области малое и среднее предпринимательство в основном занимается торговлей и общественным питанием (69,4%), на втором месте строительство (11%), на четвертом промышленность (6%) ,и на пятом сельское и лесное хозяйства (3%), не смотря на то, что в регионе сильно выражен сельскохозяйственный кластер.
Соотношение отраслей субъектов малого и среднего предпринимательства не изменилось. Следует отметить положительную динамику в рамках увеличения числа предприятий в таких отраслях как: промышленность, сельское и лесное хозяйство, транспорт и связь, строительство. Произошло сокращение числа предприятий в торговле и общественном питании на 16%. Данная тенденция наблюдается за счет увеличения численности малых предприятий.
Таким образом, малое и среднее предпринимательство характеризуется положительной динамикой развития. За последние пять лет в этом сегменте экономики накоплен определенный опыт. Данная тенденция свидетельствует о том, что необходимо активнее привлекать среднее предпринимательство к реализации стратегии социально-экономического развития региона.
Несмотря на положительные результаты, достигнутые в результате реализации мероприятий областной целевой программы “Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Курской области на 2009 – 2011 годы”, в малом и среднем бизнесе области имеются проблемы, препятствующие его развитию и требующие решения программно-целевым методом.
За период реализации действующей Программы в связи с финансово-экономическим кризисом, повлекшим за собой спад потребительского спроса, ужесточение условий получения кредитных ресурсов, а также рост тарифов на услуги естественных монополий, не удалось обеспечить предусмотренную Программой динамику роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет области по специальным режимам налогообложения от субъектов малого и среднего предпринимательства. Все большее влияние на развитие малого и среднего предпринимательства оказывают внешние факторы.
Повышаются требования к конкурентоспособности, качеству продукции и услуг, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства. Актуальной является проблема возможных негативных последствий для малого и среднего бизнеса при интеграции в мировую экономику. Развитие малого и среднего бизнеса и переход его на качественно новый уровень в формировании валового регионального продукта области требует существенного расширения возможностей для субъектов малого и среднего бизнеса в вопросах обеспечения финансовыми ресурсами и нежилыми производственными помещениями.
В практической деятельности предприниматели по-прежнему сталкиваются с определенными трудностями, среди которых высокий уровень административных барьеров, недостаточность собственного капитала и оборотных средств, высокая арендная плата и значительные расходы на подключение к сетям инженерной инфраструктуры.
Недостаточно развита инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне, оказывающая комплекс услуг хозяйствующим субъектам.
Из анализа проблемных вопросов следует, что основными сдерживающими факторами в развитии малого и среднего бизнеса являются:
- рост тарифов на услуги естественных монополий;
- нехватка оборотных средств на развитие бизнеса и ограниченный доступ к кредитным ресурсам из-за жестких требований банков и высокой стоимости кредита;
- избыточное государственное (муниципальное) регулирование, в том числе связанное с длительным сроком рассмотрения и принятия решения по выделению земельных участков, предоставлению в аренду имущества и иным вопросам ведения предпринимательской деятельности;
- слабая ресурсная база (техническая, производственная, финансовая) [6].
Библиографический список
- Бабинцев В.П., Куркина М.П. Человеческий потенциал как научная категория / В.П. Бабинцев, М.П. Куркина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2012. № 20. С. 223-229.
- Гаврилова М.А., Шепелев В.М. Гносеологические основы определения предпринимательского потенциала / М.А. Гаврилова, В.М. Шепелев // Вестник СамГУ. 2012. № 7 (98) С. 151-152.
- Кавеев, Х. Роль и место малых предприятий в экономике РФ [Текст] / Х. Кавеев // Власть. – 2014. – № 8. – С.35-39
- Проект Концепции развития малого и среднего предпринимательства в Курской области на период до 2015 годы – http://www.gosbook.ru/node/27572
- Куркина М. П. Оценка социального потенциала региона / М.П. Куркина // Казанская наука. 2014. № 7. С. 194-196.
- Куркина М. П., Карамышев В.Н. Роль предпринимательского потенциала региона в реализации Стратегии социально-экономического развития / Куркина М.П., Карамышев В.Н.// Моделирование и прогнозирование развития отраслей социально-экономической сферы: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции с международным участием, июнь 2015. – Курск: Изд-во КГМУ, 2016. – 185 с.
Количество просмотров публикации: Please wait