АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ О ПАССАЖИРОПОТОКАХ ПО ДАННЫМ ВХОДА-ВЫХОДА

Наконечная Анна Михайловна
Владивостокский Государственный Университет Экономики и Сервиса
студентка факультета Бизнес-Информатика

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме организации пассажирских перевозок на маршрутах города. С этой целью был разработан программный модуль, позволяющий автоматизировать процесс расчёта матрицы пассажирских корреспонденций.

Ключевые слова: автоматизация процессов обработки, матрица корреспонденций, обработка данных, обработка данных automation of processing, пассажиропоток, программный модуль


AUTOMATING THE PROCESS OF PROCESSING INFORMATION ABOUT PASSENGER TRAFFIC ACCORDING DATA INPUT-OUTPUT

Nakonechnaya Anna Mikhailovna
Vladivostok State University of Economics and Service
Student of the Faculty of Business Informatics

Abstract
This article is devoted to the process of passenger transportation on the city routes. To this end, has been developed software module, this application allows to automate the process of passenger correspondence matrix calculation.

Keywords: a software module, automation of processing, data processing, passenger flow, the matrix of correspondence


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Наконечная А.М. Автоматизация процесса обработки информации о пассажиропотоках по данным входа-выхода // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/07/70144 (дата обращения: 20.04.2024).

Оптимальное распределение транспортных потоков по улично-дорожной сети является центральной проблемой крупных населённых пунктов. Для того, чтобы определить наиболее вероятные участки возникновения транспортных заторов необходимо исследовать пассажиропотоки и произвести расчёт матрицы пассажирских корреспонденций, анализ результатов которой даёт возможность принимать решения по улучшению качества перевозочных процессов на маршрутах города. Как известно обработка исходных данных о пассажиропотоках весьма трудоёмкий процесс, требующий значительных временных затрат и физических сил, поэтому для успешного решения поставленных задач следует прибегнуть к использованию вычислительной техники. Реализованный программный модуль предоставляет возможность сохранять данные обследований в табличном виде для дальнейшего использования и осуществляет вычисление матрицы корреспонденций пассажиропотоков по данным входа-выхода, позволяя отказаться от ручных форм расчёта, значительно снизить затраты времени и понизить трудоёмкость обработки информации, а также повысить качество получаемых расчётов для дальнейшего улучшения качества перевозочных процессов на маршрутах города.
Автоматизация процесса обработки информации достигалась путём разработки алгоритма расчёта на языке программирования C Sharp (C#), в качестве среды разработки была выбрана среда Microsoft Visual Studio. Реализация информационной базы к программному продукту осуществлялась под управлением СУБД Microsoft SQL LocalDB. Конечному пользователю приложения необходимо иметь операционную систему Windows и навыки работы с данной системой и MS SQL Server для управления компонентами SQL Server и безошибочной работы, поскольку предусмотрено взаимодействие системы с СУБД.
Блок-схема работы программного модуля показывает, что программа должна обеспечивать ввод исходных данных и вывод результатов, следовательно, необходимо наличие блоков, обеспечивающих способы ввода и вывода (рис.1). Исходными данными являются номера остановочных пунктов и количество входящих и выходящих человек. Главный пункт работы программного модуля – это центральный сектор блок-схемы, где осуществляется преобразование формул на язык понятный компьютеру, т.е. расчёт основных показателей. Расчёт производится на основе формул эвристического метода определения корреспонденций пассажиров на маршруте. Выбор эвристического метода обусловлен в первую очередь тем, что логические приемы данного метода, способны приводить к цели в условиях неполноты исходной информации. В математической формуле имеет следующий вид:

,

где – группа вышедших человек, которые составляют элементы матрицы корреспонденций пассажиров между -ом и -ом остановочными пунктами на маршруте ;
 – множество пассажиров для любого ;
 – потенциально корреспондирующие, из множества пассажиров , от -го до -го остановочного пункта, при условии ;
 – группа вышедших пассажиров из множества .
Число пассажиров, одновременно принадлежащие  и , является искомой величиной при решении задачи. Таким образом, вычисление элементов матрицы корреспонденций пассажиропотоков по данным входа-выхода будет осуществляться по следующей формуле:

.

Рис. 1 – Блок-схема работы программного модуля

Разработанный программный модуль предоставляет пользователю возможность сохранять данные обследований пассажиропотоков в табличном виде для дальнейшего использования и рассчитывать матрицу корреспонденций пассажиропотоков. При использовании модуля расчёта предполагается наличие у пользователя входных данных корректного формата, представляющих собой таблицу со значениями входящих-выходящих пассажиров и список остановочных пунктов. Программа имеет достаточно простой графический интерфейс и пользователю не составит большого труда научиться в нём работать. Ввод данных осуществляется в базе данных, дальнейшая их выгрузка в приложение и расчёт матрицы производятся при помощи нескольких кнопок. Конечным результатом выполнения программы является отображение матрицы корреспонденций в элементе управления. Установка приложения производится путем добавления файла на компьютер. Программа выполняется до тех пор, пока не будет закрыта пользователем. 
После запуска файла на экране всплывает главное окно приложения (рис.2).


Рис.2 – Интерфейс главного окна

Для того, чтобы выполнить какую-либо операцию необходимо нажать соответствующую кнопку. Прежде чем приступить к расчётам, пользователю необходимо внести исходные данные, а для этого требуется нажать кнопку «Открыть базу данных» (рис.3). В соответствующие колонки таблицы заносятся данные и сохраняются при помощи кнопки «Сохранить», расположенной на панели навигации сверху. Затем, при помощи кнопки «Закрыть базу данных», данное окно закрывается и возвращает пользователя к главному окну приложения.


Рис. 3 – База данных

Кнопка «Выполнить подключение к базе данных» осуществляет выгрузку параметров, требуемых для вычисления матрицы корреспонденций. При нажатии на данную кнопку, высвечивается уведомление о подключение к базе данных или об отсутствие подключения к ней. И далее следуют причины возникшей ошибки и методы её устранения. При наличии подключения к базе данных приложение осуществляет выгрузку исходных данных и уведомляет пользователя о том, что данные успешно загружены, кнопка расчёта становится активной для пользователя (рис 4.).


Рис. 4 – Результат вычисления

В случае возникновения у пользователя вопросов в процессе работы с программным модулем, следует обратиться к справочной системе, воспользовавшись кнопкой «?», расположенной в правом верхнем углу. В справке содержится вся информации о программном средстве и работе с ним. 

Заключение:
Практическая значимость заключается в том, что разработанная система обработки информации может быть использована муниципальными учреждениями «Управление городским пассажирским транспортом» в проведении анализа состояния транспортного обслуживания.
Использование данного программного продукта позволит:

  • снизить трудоемкость обработки исходных данных;
  • устранить бумажную форму хранения данных;
  • повысить сроки выполнения работы и качество получаемых расчётов.

Библиографический список
  1. Лебедева О.А. Пассажиропотоки и методы их изучения. / О.А. Лебедева, М.Н. Крипак // Современные технологии и научно-технический прогресс. – 2011. – С. 29.
  2. Буре В.М. Вычисление характеристик пассажиропотоков в транспортных системах / В.М. Буре, В.В. Мазалов, Н.В. Плаксина // Управления большими системами. – 2014. – №47 – С. 77–91.
  3. Ембулаев В.Н. Метод научного подхода в исследовании транспортной системы крупного города. / Ембулаев В. Н. Дегтярёва О. Г. // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2013. – №5. – С. 96–105.
  4. Данилина И.И. Технология разработки программных средств. – Екатеринбург: УрГУПС, 2012. – 107 с.
  5. Паронджанов В.Д. Алгоритмы для правильного мышления. Основы алгоритмизации. – М.: ДМК Пресс, 2012. – 520 с.
  6. Гайнуллин М. М. Автоматизация процессов управления грузовых и пассажирских перевозок во Владивостокском транспортном узле. / Гайнуллин М. М., Ембулаев В.Н. // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2011. – №3. – С. 107–111.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Наконечная Анна Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация