Публичная власть в Российской Федерации организована на принципе разделения властей, закрепленном в Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) [1]. Органы каждой ветви государственной власти самостоятельны. Разделение власти «по горизонтали» в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации (далее – Президент РФ), Федеральное собрание, Правительство Российской Федерации (далее – Правительство РФ) и суды Российской Федерации. Особенностью применения принципа разделения властей в России, по сравнению с рядом других государств, является его конституционное закрепление. Теория разделения властей – это идеологема о должном. Она и возникла как заявление о должном. Но должное и сущее часто не совпадает [3, с. 69].
Отсутствуя в положениях ст. 10 Конституции РФ, Прокуратура РФ, однако, обладает властно-надзорными полномочиями, выражающихся в правом положении органов прокуратуры, правовым статусом прокуроров, актами прокурорского реагирования
Согласимся с Е.И. Козловой, что нельзя абсолютизировать концепцию разделения власти на три ветви и полагать, что кроме этих органов власти не может быть иных ее носителей [4, с 315-321][1]. Б.С. Эбзеев также призывает не абсолютизировать принцип разделения властей. В своих работах юрист предполагает, что конституционное закрепление на три ветви государственной власти не препятствует существованию так называемой “избирательной власти”, представленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и иными избирательными комиссиями, а также власти, реализуемой органами прокуратуры [5, с. 121][2].
Разделение властей суть системы органов государственной власти, оно опосредует организацию государственной власти. Наличие конституционного закрепления Прокуратуры дополняет, развивает и коррелирует всю названную систему. Функциональное направление каждой ветви власти констатирует существование разделение властей, а прокурорский надзор сдерживает власть органов государственной власти, опосредованно «помогая» одним (законодательным органам), и сдерживая других (исполнительно-распорядительным органам) в своей деятельности, в пределах своей компетенции в конституционно-правовом поле. Отсутствуя в положениях ст. 10 Конституции РФ, она, однако, обладает властно-надзорными полномочиями, выражающихся в правом положении органов прокуратуры, правовым статусом прокуроров, актами прокурорского реагирования.
Статья 129 Конституции закрепляет, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом. Согласно статье 1 Закона о Прокуратуре Российской Федерации (далее – Закон о Прокуратуре РФ), она признается единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением законов, действующих на территории Российской Федерации [2]. В соответствии со статьями 4 и 5 Закона о Прокуратуре РФ, надзорный орган осуществляет свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, а также федеральные органы государственной власти не могут вмешиваться в осуществлении прокурорского надзора.
Положительное право не дает ответа на относимость российского надзорного органа к конструкционной триаде разделения государственной власти. В доктрине высказано достаточно доводов о принадлежности органов прокуратуры к той ил иной ветви власти [6], но наиболее удачным местом в системе разделения властей Прокуратура РФ найдет в контрольно-надзорной власти.
Пласт научных работ содержат обоснования надзорной власти или «прокурорской» власти РФ (Б.С. Эбзеев, В.Е. Чиркин и др.). Контрольно-надзорная ветвь власти включает не только деятельность прокуратуры РФ, как стоящей «на вершине» надзора, но такие государственные органы, как Уполномоченный по правам человека, Счетная палата и др.
Теоретическо-практическое выделение надзорной власти, говорит о институционализации, а также необходимости конституционализации контрольно-надзорной ветви государственной власти. Еще Г.В. Мальцев отмечал, институт позволяет организовывать регулирование на более высоком уровне [7, с 11.][3]. Иными словами, обособленность органов прокуратуры от иных ветвей власти, позволяет оптимально выразить её функции, эффективность и необходимость.
Если под содержанием каждой ветви власти понимать его основную функцию, основное направление деятельности, а формой представить государственные органы, осуществляющие соответствующую функцию, то с уверенностью, можно согласиться о существовании контрольно-надзорной ветви власти. Прокуратура, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека, и даже Центральный банк, имея основой своей функцией надзор (контроль), функционально отличаются от государственных органов, относимых к традиционной триаде государственной власти. Прокурорский надзор существенно влияет на решения, деятельность как высших органов, так и низших органов государственной и муниципальной власти.
Таким образом, на данном этапе развития общественных отношений прокуратура не относится к конституционной триаде государственной власти. Её конституционное закрепление, аутентичное направление деятельности оказывает огромное влияние на системы «сдержек и противовесов». В условиях преобладания президентской, и соответственно исполнительно-распорядительной власти, прокуратуру нельзя подчинить Министерству Юстиции, не смотря на опыт стран Европейского союза. Стоит согласиться с теми учеными, которые радеют о существовании контрольно-надзорной ветви власти. Автор, отмечая аутичную функцию Прокуратуры РФ, находит её гарантом обеспечения конституционной демократии в России.
[1] Кутафин О.Е. Глава государства: Монография. М.: Проспект, 2014. С. 315 – 321.
[2] Эбзеев Б.С. Комментарий к статье 10 // Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2009. С. 121.
[3] Мальцев Г.В. О социальной природе юридических институтов. Институционализация в праве: сборник научный статей; под общ. ред. Г.В. Мальцева. – М.: Из-во РАГС, 2010. С. 11.
Библиографический список
- “Конституция Российской Федерации” (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // “Собрании законодательства РФ”, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) “О прокуратуре Российской Федерации” // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru” href=”http://www.pravo.gov.ru/” target=”_blank”>http://www.pravo.gov.ru - 28.11.2015 (дата обращения – 28.06.2016).
- Чиркин В.Е. Контрольная власть. – М.: Юрист, 2008.
- Кутафин О.Е. Глава государства: Монография. М.: Проспект, 2014.
- Комментарий к статье 10 // Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2009.
- Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. н.,проф. В. С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2004; Шобухин В.Ю. Правовой статус прокуратуры и прокурорских работников Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005; Разделение властей: Учеб. Пособие. – 2 изд., перераб. И доп. / Отв. Редактор М.Н. Марченко – М.:Изд-во МГУ: Юрайт-Издат, 2004.
- О социальной природе юридических институтов. Институционализация в праве: сборник научный статей; под общ. ред. Г.В. Мальцева. – М.: Из-во РАГС, 2010.
Количество просмотров публикации: Please wait