НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

Мартышенко Наталья Степановна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
кандидат экономических наук, профессор кафедры международного маркетинга и торговли

Аннотация
В условиях глобализации современный туризм претерпел значительные изменения. Международный туризм выдвигает определенные требования к инфраструктуре туризма. В Приморском крае сложились благоприятные условия для развития международного туризма. Однако имеющаяся туристская инфраструктура не отвечает современным требованиям. В работе рассматриваются некоторые туристские объекты, развитие которых должно обеспечить краю значительный приток туристов из сопредельных с краем государств.

Ключевые слова: ивент-стратегия, исторические реконструкции, международный туризм, Программа развития туризма, рекреационная емкость, туристская инфраструктура, туристский поток, туристский проект, туристский рынок


NEW STAGE OF DEVELOPMENT INTERNATIONAL TOURISM IN PRIMORSKI KRAY

Martyshenko Natalia Stepanovna
Vladivostok state university economy and service
Ph.D. of Economic Sciences, professor of the chair International marketing and trade

Abstract
In the conditions of globalisation modern tourism has undergone considerable changes. The international tourism makes certain demands to tourism infrastructure. In Primorski kray there were favorable conditions for development of the international tourism. However the available tourist infrastructure does not meet modern requirements. In work some tourist objects which development should provide to territory considerable inflow of tourists from the adjacent states with territory are considered.

Keywords: event-strategy, historical reconstruction, international tourism, program of development of tourism, recreational capacity, tourist infrastructure, tourist market, tourist project, tourist stream


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мартышенко Н.С. Новый этап развития международного туризма в Приморском крае // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/07/69717 (дата обращения: 25.03.2024).

Индивидуальный туризм путешественников-первооткрывателей уходит в прошлое. В условиях глобализации современный туризм претерпел значительные изменения. Для страны или территории выгоден массовый туризм [1]. Однако термин «массовый туризм» не совсем пригоден для обозначения современного подхода к организации и управлению туристскими потоками. С термином «массовый туризмом» связаны ассоциации, которые пришли к нам из эпохи советского туризма, когда под массовым туризмом понимались массовые мероприятия и организованные походы на природу. Возможно, для обозначения современного подхода к организации туризма больше подошел бы термин «поточный туризм». Хотя многим туристам такое определение было бы не совсем по вкусу. Все хотели бы получать эксклюзивные услуги, но на практике вся инфраструктура туристской индустрии как раз и рассчитывается на обслуживание массовых потоков туристов «конвейерным способом». И сам термин «туристский поток» является одной из важнейших характеристик туристской активности в регионе. Поток подчеркивает некоторый непрерывный процесс прибытия туристов на территорию, обладающую определенной туристской привлекательностью.

Развитие регионального туризма очень сильно зависит от уровня развития туристской инфраструктуры. Инфраструктура туризма служит необходимым условием освоения рекреационных ресурсов и развития туристской индустрии.

Существует множество вариантов определения туристской инфраструктуры. В работе [2] представлен сравнительный анализ различных определений туристской инфраструктуры. Среди прочих формулировок автору наиболее близко следующее определение туристской инфраструктуры: «комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, в том числе телекоммуникационной связи, дорог, смежных индустрии туризма предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, а также обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма» [3].

Теоретической основой системного развития туристской инфраструктуры служит теория кластеров [4-6].

В Приморском крае в настоящее время сложились благоприятные условия развития международного туризма. Сопредельные с Приморским краем государства последнее время проявляют интерес к возможности развития туристских взаимообменов с Приморским краем. Такие близкие по географическому расположению страны как Китай, Южная Корея и Япония имеют устойчивые международный обмен туристами, который измеряется миллионами туристов в год. Расстояние по прямой от Приморского края по морю до Японии составляет 500 км (остров Цусима), а до Южной Кореи всего 300 км (порт Сокчо). Длительность авиаперелета от Владивостока до столицы Китая Пекина составляет 2,5 часа, продолжительность полета до Токио – 3 часа, а до Сеула – 2 часа. Налаженные туристские связи между странами треугольника Китай – Южная Корея – Япония во многом обязаны уровню развития туристской инфраструктуры этих стран [7, 8].

Разрабатывая стратегию развития международного туризма, необходимо учитывать всю систему факторов, формирующих конкурентоспособную индустрию туризма в регионе (рис. 1) [9].

 

Рис. 1. Структурная схема системы факторов, формирующих конкурентоспособную индустрию туризма в регионе

Для разработки туристского предложения, в первую очередь, необходимо исследовать структуру предпочтений зарубежных туристов. Большой популярностью у населения всех соседних с краем стран пользуются природные объекты. Важной чертой культуры народов этих стран является приверженность холизму, проповедующего представление о целостности и гармоничности мира. В соответствии с холизмом в каждом явлении природы – будь то цветок, животное или водопад, – просвечивает богатство всего мира. Поэтому туристское предложение должно обязательно включать объекты, связанные с природой. Экологические туристские объекты кроме экономической значимости имеют большое социальное и познавательные значение для населения проживающего на территории края [10, 11].

Наибольшая часть зарубежных туристов ориентируется на посещение туристских объектов, расположенных в черте города Владивостока или в непосредственной близости от города. То есть, современный турист привык к урбанизированной среде. Туристские объекты, отвечающие мировым стандартам, должны иметь вполне определенную организацию пространства. На территории, закрепленной за туристским объектом, должны быть выделены специализированные объекты, например, такие как остановки для транспорта, пункты питания, туалеты и другие [12, 13].

Для «поточного» туризма очень важны такие характеристики, как мощность или вместимость туристских объектов. Часто, мощность туристского объекта (особенно природного характера) оценивается «рекреационной емкостью». В соответствии с определением, приведенным в [3], «рекреационная емкость – это размер способности привлекательной для отдыха территории или акватории обеспечивать некоторому числу отдыхающих психофизиологический комфорт и спортивно-укрепляющую деятельность без деградации природной среды или антропокультурных комплексов на этой территории (акватории) и без быстрого износа специального оборудования. Рекреационная емкость также как допустимая рекреационная нагрузка выражается в количестве людей или человеко-дней на единицу площади или рекреационный объект за определенный отрезок времени». Вопросы допустимых антропогенных нагрузок на туристские объекты природного происхождения обсуждаются в работах [14-16].

К туристским объектам, которые можно предложить зарубежным туристам, можно по всем признакам отнести новый океанариум, который должен открыться на острове Русский в ближайшее время. Океанариум одновременно в состоянии принять около тысячи посетителей. Владивостокский океанариум является одним из самых крупных объектов в мире в этом классе. Его площадь составляет более 30 тысяч квадратных метров. Главный аквариум вмещает 24 тысячи тонн воды. Однако автомобильная стоянка в настоящее время не соответствует масштабу этого объекта (вместимость всего 200 автомобилей).

За одну туристскую поездку туристы стараются посетить как можно больше интересных объектов. Поэтому при планировании развития инфраструктуры туристской индустрии региона необходимо рассматривать систему туристских объектов, которые в совокупности обеспечивают синергетический эффект [17, 18]. Среди объектов, которые относятся к классу природных объектов и соответствуют по масштабу для принятия больших потоков зарубежных туристов, является ботанический сад. Владивостокский ботанический сад был создан в 1949 году. Его площадь около 170 гектар и переходит в лесопарковую зону. При этом ботанический сад расположен на оживленной трассе вблизи от центра города. В перспективе ботанический сад мог бы очень хорошо дополнить список туристских объектов, которые можно было бы предложить туристам их сопредельных государств. Однако, он требует серьезной реконструкции и доведение его до уровня стандартов садов мирового уровня [19].

Новые возможности по привлечению инвестиций в экономику Приморского края породили ряд интересных проектов, которые могли бы привлечь зарубежных туристов.

Среди таких объектов можно выделить такие проекты как «Педан», «Изумрудная долина», «Приморское кольцо». Эти объекты вошли в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» и начиная с 2016 года получили дополнительное финансирование из бюджета.

Проект «Пидан» получил название по известной горе Пидан, которая расположена на расстоянии 129 километров от Владивостока. Это гора овеяна множеством легенд и по приданию обладает магической силой. История поклонения горе Пидан уходит в глубь веков расцвета бохайской империи, ранее располагавшейся на территории Приморского края [20]. Гора пользуется огромной популярностью внутренних туристов круглый год уже сейчас. Ежедневно восхождение на гору Пидан осуществляют до 2 тысяч туристов.

Проект ландшафтно-исторического парка «Изумрудная долина» впитал в себя множество направлений организации туристско-развлекательного досуга. На большой площади естественного природного ландшафта воссоздаются исторические сооружения, свойственные народам древней Руси и коренным народностям, населявшим Дальний Восток. Парк становится круглогодичным местом проведения традиционных этнографических праздников и фестивалей, рыцарских турниров и исторических реконструкций сражений. На территории парка несколько уникальных водоемов. Парк –это место произрастания уникального древнего цветка лотоса, который является предметом поклонения всех народов, соседних с Приморским краем, стран. Парк является прекрасным образцом вовлечения в крупный туристский проект сельских жителей и  сотрудничества крупных инвесторов с малым бизнесом [21, 22]. Такие проекты способствуют социальному развитию села [23]. Проект «Изумрудная долина» сочетает в себе эмоциональный эффект соучастия в праздниках, познавательный эффект и воспитание чувства патриотизма [24, 25].

Кроме природных объектов для туристов из соседних стран интересны объекты культуры. Сегодня для туристов стало доступным посещение балета и оперы с участием артистов столичных театров России. В скором времени во Владивостоке будут открыты филиалы сразу нескольких центральных музеев страны.

Для привлечения туристов и инвесторов из сопредельных государств необходимо задействовать все виды информационных каналов [26, 27].

С появлением на территории города Владивостока и в непосредственной близости от города достаточного количества туристских объектов, способных принимать большие потоки туристов и при этом обеспечивать уровень обслуживания, соответствующий мировым стандартам, город может рассчитывать на включение в программу круизных судов [28]. В настоящее время круизный туризм является одним из наиболее быстро растущих сегментов международного туристского рынка Северо-Восточной Азии.

Развитие международного туризма на территории Приморского края должно положительно отразиться не только на увеличении количества рабочих мест, но и на улучшении социального самочувствия населения края [29, 30].

Заключение

Приморский край обладает высоким потенциалом для развития международного туризма [31]. Однако, в Приморском крае необходимо еще немало сделать для развития въездного туризма. Многие объекты туристской инфраструктуры просто не позволяют обеспечить необходимую пропускную способность.

Наибольшее беспокойство вызывают существующие пункты пропуска и пограничного контроля, которые вообще не предназначены для обслуживания больших потоков туристов из-за рубежа. Необходимо качественно улучшить работу таможенных служб. На сегодняшний день работа таможенной службы по всем опросам и отечественных и зарубежных туристов вызывает наибольшие нарекания.

Если говорить о развитии круизного туризма, то необходима модернизация портовых сооружений, способных принимать самые крупные круизные суда.


Библиографический список
  1. Джангиров А.П. Массовый туризм как экономический феномен // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 35. С. 64.
  2. Ускова Т.В., Величкина А.В. Туристская инфраструктура в регионе: оценка и перспективы. – Litres, 2015 60 с.
  3. Понятийно-терминологический словарь [Электронный ресурс] http://helpiks.org/7-43862.html (дата обращения: 5.07.201).
  4. Мартышенко Н.С. Вопросы анализа и прогнозирования пространственного развития рекреации и туризма // Регион: экономика, социология. 2010. №3. С. 167-175.
  5. Соколова И.С. Кластеры как перспективная форма повышения инновационного потенциала региона // Научные труды SWorld. 2011. Т. 10. № 1. С. 31-34.
  6. Мартышенко Н.С. Анализ транспортной составляющей в процессе формирования туристского кластера Приморского края // Вестник ИНЖЭКОНа. 2009.– №5. С. 107–117.
  7. Мартышенко Н.С. Исследование структуры потребления туристских услуг по турам Владивосток – Китай // Практический маркетинг. 2010. №5(159). С. 24-32.
  8. Мартышенко Н.С., Катриченко Е.Е. Условия и тенденции развития международного туризма в Южной Корее // Практический маркетинг 2012. № 12. С. 33-48.
  9. Вязовская В.В., Изакова Н.Б., Капустина Л.М. Оценка конкурентоспособности на мировом рынке туристских услуг // Известия Уральского государственного экономического университета. 2014. № 4 (54). С. 35-43.
  10. Вечерская Е.С. Формирование экологического сознания населения средствами лесоохранной пропаганды // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 2. С. 112-115.
  11. Краснопевцева И.В., Мальцев С.А., Краснопевцева Е.А., Козина Л.Н. Экономическая выгода и экологическая проблема // Вестник НГИЭИ. 2014. № 12 (43). С. 42-48.
  12. Царьков П.Е. Антропология туризма: теоретические и методологические аспекты организации туристского пространства в городской среде // Культура культуры. 2016. № 2 (10). С. 13.
  13. Шмидт А.В., Худякова Т.А. Формирование городских агломераций как необходимое условие повышения социально-экономического развития региона // Архитектура, градостроительство и дизайн. 2015. № 4 (4). С. 16-23.
  14. Якунин П.Н. К вопросу об оптимизации туристских потоков в регионе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 6. № 1. С. 47-57.
  15. Хорошев А.В., Чижова В.П., Чубарь Е.А., Гульбина А.А., Малютин А.Н. Ландшафтно-экологические основания планирования рекреационных нагрузок в охранной зоне Дальневосточного морского заповедника // Проблемы региональной экологии. 2016. № 1. С. 81-86.
  16. Реуцкая В.В., Гапоненко А.В. Воздействие рекреационных нагрузок на лесные экосистемы Усмансого бора // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2015. № 9 (131). С. 82-86.
  17. Мартышенко Н.С., Мартышенко С.Н., Гусев Е.Г. Оптимизация календарного плана реализации программ на основе синергетического подхода // Проблемы теории и практики управления. 2008. №6. С. 90–97.
  18. Худякова Т.А., Шмидт А.В., Лисицина В.Г. Повышение устойчивости российского рынка туризма на основе внедрения инновационного подхода // В сборнике: Актуальные проблемы экономического развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 313-314.
  19. Петропавловский Б.С., Крестов П.В. Владивостоку – ботанический сад мирового уровня: проблемы и задачи развития // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Биология. Экология. 2011. Т. 4. № 2. С. 81-88.
  20. Краюшкина Т.В. Современные легенды о заповедных уголках Приморского края // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. 2012. № 1 (161). С. 126-133.
  21. Большакова Ю.А. Использование кластерного подхода к обеспечению устойчивого развития социальной сферы села // Вестник НГИЭИ. 2014. № 11 (42). С. 5-13.
  22. Овсянникова А.В., Соколова И.С. Роль регионального маркетинга в повышении инвестиционной привлекательности региона // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5 (30). С. 72.
  23. Буньковский Д.В. Европейский опыт взаимодействия малого, среднего и крупного производственного предпринимательства // Baikal Research Journal.  2011. № 3. С. 27.
  24. Мартышенко Н.С. Формирование ивент-стратегии развития въездного туризма в Приморском крае // Event-маркетинг. 2012. №3. С. 178-197.
  25. Исаев А.А. Принятие решения о покупке: эмоциональный аспект // Практический маркетинг. 2015. № 5 (219). С. 3-6.
  26. Суслов С.А., Завиваев Н.С., Генералов И.Г., Черемухин А.Д. Роль информационных технологий в повышении конкурентоспособности регионального рынка // Дискуссия. 2015. № 8. С. 45-49.
  27. Генералов И.Г., Суслов С.А. Модель оптимизации проектов, основанная на нахождении критического пути // Вестник НГИЭИ. 2014. № 5 (36). С. 36-41.
  28. Логунова Н.А. Использование маркетингового подхода при формировании стратегии развития круизного туризма // Практический маркетинг. 2014. № 4 (206). С. 30-38.
  29. Мартышенко Н.С. Состояние рынка потребительских товаров Приморского края в новых экономических условиях // Практический маркетинг. 2014. № 12. С. 3-9.
  30. Мартышенко Н.С., Гусев Е.Г. Мониторинг индикаторов социального самочувствия жителей Приморского края в условиях экономического кризиса  // Политика и общество. 2015. № 11. С. 1517-1529
  31. Мартышенко Н.С. Конкурентное позиционирование предложения территориального туристского продукта Приморского края в Северо-Восточной Азии // Экономика и предпринимательство. – 2011. – №5. С. 153–163.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Мартышенко Наталья Степановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация