ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПЕРЕВЕРНУТОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ РАЗДЕЛА «УСТРОЙСТВО КОМПЬЮТЕРА»

Зайдуллина Галия Маликовна1, Гусева Галина Николаевна2
1Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г. И. Носова, студент магистрант
2Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г. И. Носова, кандидат педагогических наук

Аннотация
В статье рассматривается применение «методики перевернутый класс» при обучении старшеклассников по разделу «Устройство компьютера». Описаны основные недостатки традиционного обучения и способы их преодоления с помощью методов перевернутого обучения.

Ключевые слова: компьютер


USING THE PROCEDURE FLIPPED TRAINING UNDER THE SECTION "SOFTWARE PACKAGES"

Zaydullina Galiya Malikovna1, Guseva Galina Nikolaevna2
1Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, master student
2Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, PhD in Pedagogical Science

Abstract
The article discusses the application of the "flipped classroom method" when teaching high school students in the section "Сomputer composition". The basic disadvantages of traditional education and how to overcome them with the help of an flipped teaching methods.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Зайдуллина Г.М., Гусева Г.Н. Использование методики перевернутого обучения в рамках раздела «Устройство компьютера» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/07/69439 (дата обращения: 19.04.2024).

Мир вокруг нас стремительно меняется. Современные технологии меняют нашу жизнь, образ мышления, средства, методы и формы обучения. Образование стало одним из главных стратегических инструментов развития общества. Традиционные методы обучения уже не выполняют свою функцию передачи знаний, поскольку объем знаний растет год от года в геометрической прогрессии. Освоить такой объем информации сегодня не по силам ни одному человеку. Сегодня образование должно быть эффективным, практико-ориентированным и способным угнаться за темпами научно-технического прогресса [1].

Много изменений произошло не только в жизни, но и в сфере образования, как за рубежом, так и в России. Эти перемены касаются, главным образом, переосмысления целей и задач, стоящих перед образованием, а также места образовательных учреждений в процессе социализации современного человека. Главными нормативными документами, управляющими процессами образования в России, стали Федеральные государственные образовательные стандарты (в частности Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования).

ФГОС нового поколения направлен на то, что современному образованию необходимо ориентироваться не на передачу знаний, а на формирование определенного набора компетенций, то есть формирование способностей к осознанному и самостоятельному поиску и использованию новой информации и навыков в разных жизненных ситуациях. Мировое педагогическое сообщество постепенно переходит к непрерывному образованию – получению новой информации и навыков в течение всей социально активной жизни. Образование считается не столько процессом передачи готовой информации от учителя к ученику, сколько процессом активного развития и  удовлетворения познавательных потребностей учащегося [2,3,6].

С точки зрения такого подхода в основе образования лежит не педагогический, а образовательный процесс, т.е. получение и осмысление нужной учащимся информации любыми средствами, из любого источника, в качестве одного из которых может выступать учитель, преподаватель или воспитатель.

Такой подход к образовательному процессу способствует изменению традиционных форм и методов преподавания. Сегодня в системе образования используется большое количество педагогических методов. Однако внедрение ФГОС нового поколения и развитие современных технических средств требуют создания новых подходов к образованию, использования новых методик обучения.

Одной из таких инновационных моделей обучения, соответствующей нашему времени и уровню развития технологий, является методика перевернутого обучения. Перевернутое обучение позволяет использовать новые подходы, современные технологии и новые принципы, с помощью которых образование может создать благоприятную среду для развития учащихся.

Целью нашей статьи является описание использования методики перевернутого обучения в рамках обучения школьников разделу дисциплины информатики «Устройство компьютера».

Для начала рассмотрим, как понимают современные педагоги и психологи термин «методика» и «методика обучения».

Методика – это педагогическая наука, которая исследует закономерности обучения определенному учебному предмету [7]. Термин «методика» представляет собой механизм использования комплекса методов, приемов, средств и условий обучения и воспитания учащихся.

Методика обучения – это целенаправленная система методов обучения, обеспечивающее достаточно полное решение задач обучения.

Идея перевернутого класса впервые возникла в США в 2000 году. Ее основателями стали Джонатан Бергман и Аарон. Методика перевернутого обучения представляет собой такой формат обучение, когда вместо традиционного урока, где учитель читает теоретический материал и задает в качестве домашнего задания практические упражнения, учащийся знакомится с теоретическим материалом дома, благодаря лекциям, размещенным на электронных ресурсах (смотрит короткие видеоролики, презентации, выполняет небольшие задания для закрепления), а на уроке, будучи уже подготовленным, выполняет практические задания.

В результате применения такой методики учащиеся могут посмотреть видео-лекцию несколько раз, если им что-то непонятно или поставить на паузу, пока они записывают что-то в тетрадь или решают задачу, а у учителя появляется возможность во время урока консультировать учащихся по возникающим вопросам.

Недостатками традиционной формы проведения занятий для учащихся являются: ученик не успевает записывать за учителем всю информацию, которую считает необходимой; зачастую учащиеся не могут разобрать свой почерк, в связи с тем, что материал трудночитаем, они просто не перечитывают свои лекции; лекции слушать скучно; некоторые учащиеся вообще не записывают лекции.

Методика перевернутого обучения помогает решить эти проблемы;

  • ученик может остановить видео или отмотать назад;
  • даже если учащийся не может разобрать свои записи или вообще не записал лекционный материал, у него есть возможность выйти в интернет на портал обучения, найти нужную тему и снова посмотреть видео;
  • учебный материал, представленный в ярком, интересном и доступном для школьников виде, вызывает интерес, видео для перевернутого обучения делают короткими, чтобы учащиеся не утомлялись [5].

Недостатки традиционной формы проведения занятий для учителей: многократное повторение одного и того же материала в разных классах; ученики часто списывают домашнее задание друг у друга, поэтому сложно вовремя заметить, что кто-то не усвоил тему; после объяснения теоретического материала не хватает времени на его отработку, в связи с чем у учащихся возникают трудности с выполнением домашнего задания.

Перевернутое обучение помогает решить проблемы традиционного обучения и для учителей, но здесь есть некоторые особенности. Рассмотрим подробнее каждый пункт. Записав материалы для урока один раз, учитель может использовать его еще долгое время, но не стоит забывать, что информацию со временем нужно актуализировать – не стоит использовать одни и те же уроки на протяжении многих лет. При перевернутом обучении практические занятия происходят на уроке, и учитель может сразу видеть, что кто-то отстает или не понимает и вовремя помочь ученику. Выполнение домашнего задания происходит во время урока, поэтому учитель выполняет роль консультанта-наставника, может объяснить непонятные моменты.

Приведем пример перевернутого обучения в рамках раздела «Устройство компьютера». В качестве домашнего задания ученики смотрят видео об устройстве компьютера: сборка системного блока, в которых поясняется предназначение устанавливаемых деталей и особенности их установки. После просмотра видео учащиеся отвечают на контрольные вопросы:

  • из каких элементов состоит системный блок?
  • какие меры предосторожности нужно соблюдать при сборке системного блока?
  • для чего нужен процессор?

На уроке учащихся можно разбить на небольшие группы и организовать для них сборку системных блоков. Такое практическое занятие покажется ученикам очень интересным

Перевернутое обучение также имеет и другие преимущества: мотивация слушателей в современном обучении; эффективное использование новых технологий; видео-уроки могут смотреть даже те, кто не присутствовал на уроке.

Недостатками данного метода являются: повышение нагрузки на преподавателя; не все учащиеся выполняют домашнее задание; у каждого ученика дома должен быть компьютер с доступом в интернет, что не всегда представляется возможным.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что обучение по методике перевернутого класса повышает мотивацию и ответственность учащихся и способствует развитию личностных качеств. Однако для организации такого обучения потребуется немало сил, особенно на начальном этапе.

Методика перевернутого обучения является методикой будущего. Перевернутое обучение сейчас используют во многих школах США, благодаря академии Салмана Хана. Предварительные результаты показали значительные улучшения в успеваемости, особенно у отстающих учеников.


Библиографический список
  1. Гусева Е. Н Дидактические условия использования педагогических программных средств в процессе профессиональной подготовки будущих учителей: дисс. кан. пед. наук. – Магнитогорск: МаГУ, 1999. – 168 с.
  2. Гусева Е. Н. Информатика : учеб. пособие / Е.Н.Гусева, И.Ю. Ефимова, Р.И. Коробков, К.В. Коробкова, Е.Н. Мовчан, Л.А Савельева. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 216 с.
  3. Гусева Е.Н. Математические основы информатики/ Е.Н. Гусева, И.И. Боброва, И.Ю. Ефимова, И.Н. Мовчан, С.А. Повитухин, Л.А. Савельева. –        Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2016.- 234 с.
  4. Гусева Е. Н. Математика и информатика: [электронный ресурс]  учеб. пособие/ Е. Н. Гусева, И.Ю. Ефимова, И.Н. Мовчан,  Л.А. Савельева. – 3-е изд., стереотип. –М.: Флинта, 2015– 400 с. –Режим доступа:  lf5.com/Knigi/Nauka-Obrazovanie/Matematika/Matematika-i-informatika-148-103807
  5. Методика «перевёрнутого класса» в реализации  требований ФГОС ООО [Электронный ресурс] Режим доступа:  http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=121&id=1919130 (Дата обращения: 29.06.2016);
  6. Понятие «методика» и «педагогические технологии», их отличительные особенности и место в преподавании культурологических дисциплин [Электронный ресурс] Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/505057/ (Дата обращения: 29.06.2016);
  7. Реализация методики смешанного обучения по модели «Перевернутый класс» на уроках информатики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://msk.ito.edu.ru/2014/section/229/94840/ (Дата обращения: 29.06.2016);
  8. Савва, Л.И., Родчиков,  А.А. Модель развития готовности учеников  старших классов к управлению своим временем [Электронный журнал] / Л.И.Савва, А.А. Родчиков // Современные проблемы  науки и образования 2012. – № 1; Режим доступа: http://www.science-education.ru/101-5420 (Дата обращения: 21.12.2015);


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Зайдуллина Галия Маликовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация