МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ: ОСОБЕННОСТИ ЕЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ

Яковлева Эльвира Владимировна
Московский педагогический государственный университет
аспирант кафедры журналистики и медиаобразования

Аннотация
Данная проблематика имеет особый характер, в силу относительности понятия «медиареальность». Это псевдореальность, которую сложно подвергать традиционному научному анализу. Она формируется средствами массовой коммуникации (СМК) с целью воздействия на массовую аудиторию, часто ради достижения неких политических целей. Тема характеризуется слабой изученностью и новизной.

Ключевые слова: конструирование политической реальности, массовая аудитория, медиареальность, СМИ, СМК


MEDIAREALITY: SPECIFICITIES OF ITS CONSTRUCTION AND USE FOR POLITICAL PURPOSES

Yakovleva Elvira Vladimirovna
Moscow Teachers Ttraining State University
Postgraduate Student of the Department of Journalism and Media Education

Abstract
This problem is a special character, because of the relativity of the concept of "mediareality". It's a pseudo reality that is difficult to put the traditional scientific analysis. It is formed by mass communication media to influence on a mass audience, often for the sake of achieving certain political goals. The theme is characterized by weak knowledge and novelty.

Keywords: construction of political reality, mass audience, mass communication media, mass media, mediareality


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Яковлева Э.В. Медиареальность: особенности ее конструирования и применения в политических целях // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/06/68870 (дата обращения: 16.04.2024).

Наш мир – это огромное информационное поле. Сегодняшнее поколение шагнуло очень далеко в интеллектуальной сфере, но есть и отрицательные стороны сверхразвития технологий и общества. Исследователи, изучающие личность, пришли к выводу, что современный человек перегружен информацией. Такая перегруженность зачастую ведет за собой ослабление критического восприятия окружающей действительности. Большой поток информации, который обрушивается на человека каждую минуту, а также постоянное ускорения ритма жизни, заставляет его приспосабливаться и вырабатывать механизмы защиты. Например, автоматизм. Нет времени обдумывать все количество данных, которое мы получаем. Человек всю жизнь окружен сотнями источников информации, привык просто получать ее и усваивать как придется без затраты энергии на переваривание. Сложившаяся ситуация открывает возможность управлять общественным мнением широких слоев населения, а также поведением отдельно взятой личности. Основным инструментом для такой манипуляции на сегодняшний день являются средства массовой коммуникации (далее – СМК), которые имеют возможность охватить все социальные уровни и обладают непосредственным доступом к сознанию каждого.

Конструирование особых смысловых систем включено во все уровни функционирования политической жизни общества. К примеру, образ лидера, без создания которого не сможет обойтись ни одна политическая система, являет собой конструирование реальности на личностном уровне. Профессионально и правильно созданный образ способен создать позитивное настроение и широкую поддержку в массах, что может существенно повлиять на конкретную политическую ситуацию. Подобные примеры можно проследить и на других политических уровнях. Если говорить об экономическом уровне, то возможно представить себе ситуацию, когда с помощью СМК создается искусственная потребность общества в определенных товарах и услугах, которые принесут прибыль конкретным группам лоббистов.

Существуют специальные приемы, которые помогают максимально эффективно добиться воздействия при создании определенных смысловых систем с заданными целями. Ниже представлены некоторые из них, по мнению, исследователя П.В. Мусиец [1].

- Чаще всего данные приемы можно проследить на лингвистическом уровне политического дискурса в СМК. Политическая номинация или, другими словами, выбор тех или иных понятий и слов формируют оценочные процессы в сознании публики. «Если мысли развращают язык, то язык также способен развратить мысли», – написал Джордж Оруэлл. Наша речь является системой символов, с помощью которых мы постигаем смысл всего окружающего. Новояз, который описан в романе Оруэлла «1984», как раз и был создан с целью воздействия на сознание посредством речи. Это «единственный на свете язык, чей словарь с каждым годом сокращается». Из него постепенно исключались «неправильные» слова и понятия, такие, как: свобода, революция, сексуальные отношения и другие. У людей отсутствовали слова для выражения преступных мыслей, поэтому со временем, оставаясь без применения, стирались и сами мысли [2].

- Особую роль играет интерпретация тех или иных событий, отраженных в материалах СМК. Именно авторы осуществляют непосредственную подборку контента, а также контролируют его комментирование, осуществляют визуальное оформление, создают подходящий угол зрения на проблему. Подмена понятий и использование эвфемизмов способны кардинально поменять окраску события вплоть до противоположного значения. Подобные приемы регулярно использовались в немецко-фашистской пропаганде времен Второй мировой войны. «Как пишет Ханна Арендт [3], нацисты поняли, что, если изменить слова, используемые для обозначения определенной реальности, можно замаскировать и саму истину. Например, отправка в газовые камеры называлась «предоставлением милосердной смерти», а план уничтожения евреев – «окончательным решением». По мысли Арендт, с помощью манипуляции речевыми оборотами и словами нацисты сумели сформировать боевой дух германцев и подготовить их к войне» [4].

- Существуют и психологические приемы, например, искусственное создание пессимистических настроений. Находясь под влиянием депрессивных посылов, аудитория будет бессознательно искать опору и защиту, что может позволить определенным политическим силам добавить себе популярности у населения.

- Прием политической рекламы также имеет серьезный потенциал в достижении политических целей посредством СМК. Такая реклама «основывается главным образом на методе внушения и является одной из форм целенаправленного политического и идеологического психопрограммирования людей, воздействия на общественное сознание в заданном направлении» [1, С. 156]. Здесь опорой является эмоциональная сторона личности. Актор должен найти поддержку в сердцах зрителей, поэтому лучше платформой для политической рекламы являются публичные выступления, видеообращения. Здесь повсеместно используются эпатажные выходки, популистские высказывания, пустые обещания, грубая критика оппонента. Ярким примером можно считать предвыборные речи Дональда Трампа в рамках его президентско кампании. «Не думаю, что он обладает нужным темпераментом. Не думаю, что он умеет правильно разбираться в вещах. Только посмотрите, как он ведет себя и поступает в Сенате… Откровенно говоря, он немного похож на маньяка. Так, как он, дела не делают», – описывал Трамп своего конкурента Сенатора Теда Круза [5].

Создавая новые смысловые системы ради достижения неких социально-политических целей, СМК формируют особую реальность, которая существует наравне с обычной действительностью, а в некоторых случаях наблюдается замещение. Такую особую псевдореальность принято называть медиареальностью. По определению В.Савчука, медиареальность – это реальность, которую производят, представляют и обособляют медиа [6]. Место ее создания – коммуникативное пространство и является она результатом массовой коммуникации [7].

Сама идея существования особой «псевдо-окружающей» среды принадлежит американскому журналисту  У.Липпману [8]. Он отметил, что индивид не способен самостоятельно проверять ту информацию, которую преподносят ему СМК. Таким образом, человеку приходится принимать ее на веру. Поэтому масс-медиа имеют возможность не отражать реальную картину происходящих событий. Вместо этого они создают “конструкт, замещающий реальность” [7, с.35].

Французский философ и социолог Пьер Бурдье ввел такое понятие, как «поле журналистики» [9]. Журналистика, на взгляд исследователя, является отдельным социальным явлением, особым миром, живущим по своим правилам и законам, обладающим собственно позицией по отношению к остальным сферам общества. Внутри этого поля идет своя борьба за влияние. Также внутри этого поля большую роль Бурдье  отводит журналистам, от которых во многом зависит создание медиареальности, потому что именно они отбирают факты, интересные именно им, осуществляют их интерпретацию, и, кроме всего прочего, используют СМК как средство для самовыражения своей личности. «Они пользуются уважением, не соответствующим их интеллектуальным заслугам», – заявляет Бурдье в своем исследовании. [10, c. 64]. Поле журналистики очень нестабильно и уязвимо, существует масса внешних факторов, которые могут повлиять на работу медиа: рейтинги, коммерческое давление и т.д., что напрямую влияет на контент.

Немецкий исследователь Никас Луман также много внимания в своих работах уделил проблеме влияния масс-медиа на сознание аудитории и формирование представления о действительности. Причем реальность масс-медиа Луман разделяет на две составные части: «реальная реальность», отражающая жизнь внутри медиа: «более осмысленно было бы понимать под реальной реальностью СМК протекающие в них и пронизывающие их коммуникации»[9]. Вторая реальность – это конструкция, результат работы масс-медиа. Таким образом, цепочка формирования медиареальности выглядит так: действительная реальность фильтруется через реальность СМК и переходит в медиареальность. Действительная реальность проходит селекцию, ведь СМК не интересует все, система накладывает ограничения. В работах Н.Лумана выделяются следующие факторы отбора:

-новизна;

-конфликтность;

- информативность, количественные данные;

- локальность;

- присутствие нарушения закона и моральных норм;

- наличие действующих лиц;

- актуальность;

- рекурсивность (возможность использования в будущих сообщениях) и др.

Все исследователи сходятся во мнении, что конструирование политической медиареальности является многоаспектным процессом. Он зависит и от конкретного журналиста, и от положения масс-медиа, от политических реалий в обществе и т.д. Методов воздействия на аудиторию много, и со временем становится еще больше. Что приводит к конструированию особой медиареальности, которая открывает широкие возможности манипулирования общественным сознанием.


Библиографический список
  1. Мусиец П.В. Политика как сфера конструирования социальной реальности // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 6 [Электронный ресурс]. URL: web.snauka.ru/issues/2011/10/4844
  2. Джордж Оруэлл. 1984. URL: http://lib.ru/ORWELL/r1984.txt
  3. Arendt H. Ideology and Propaganda. Лекция, прочитанная в Университете Нотр-Дам, 1950
  4. Мария Снеговая. Познается в сравнении: Создание новой политической реальности //Ведомости. № 3591 от 19.05.2014
  5. URL:  eadaily.com
  6. Валерий Савчук. Медиареальность. Медиасубъект. Медиафилософия. URL: slideshare.net/ramakaa/ss-4570185
  7. Замашная А.А. “Новые” и “старые” медиа: специфика конструирования реальности. bibliofond.ru
  8. Липпман, Уолтер. Общественное мнение/Пер. с англ. Т.В. Барчуновои Редакторы перевода К.А. Левинсон, К.В. Петренко. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с.
  9. Татьяна КРАСИКОВА. ПРОБЛЕМА КОНСТРУИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ТЕОРИИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ// Научны журнал «Современны дискурс-анализ». Выпуск 8.
  10. Pierre Bourdieu. Sur la télévision, suivi de L’Emprise du journalisme, Liber, 1996. Пьер Бурдьё. О телевидении и журналистике. Перевод с французского: Т. А. Анисимова, Ю. В. Маркова, Н. А. Шматко. — М.: Институт экспериментальной социологии, 2002. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 20.12.2009. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3061


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Яковлева Эльвира Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация