НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОДУКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ» БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Антипов Сергей Сергеевич1, Козырева Ольга Анатольевна2
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
2Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье описывается возможность продуктивного изучения курса «История педагогики и образования» будущими педагогами по физической культуре. Моделирование авторского дидактического теста представляет интерес с различных дидактических ракурсов анализа качества подготовки будущих педагогов к решению задач развития личности и повышения качества образовательных услуг в системе непрерывного образования.

Ключевые слова: дидактический тест, педагогическая методология, педагогическое моделирование


SOME ASPECTS OF A PRODUCTIVE LEARNING COURSE "HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION" OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE

Antipov Sergey Sergeevich1, Kozyreva Olga Anatolievna2
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
2Siberian state Industrial University, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, candidate of pedagogical sciences, associate Professor

Abstract
The paper describes the possibility of a productive learning course "History of Pedagogy and Education" of future teachers of physical culture. Modeling copyright didactic test is of interest from a variety of angles didactic analysis of the quality of training of future teachers for the challenges of personal development and improving the quality of educational services in system of continuous education.

Keywords: didactic test, pedagogical methodology, pedagogical modeling


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Антипов С.С., Козырева О.А. Некоторые аспекты продуктивного изучения курса «История педагогики и образования» будущими педагогами по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/06/67921 (дата обращения: 24.04.2024).

Продуктивное обучение в системе непрерывного образования – наиболее яркий пример учета потребностей личности и общества в качественном, персонифицированном становлении обучающегося через освоение норм культуры и истории, профессии и труда, определяющих в контексте изучения курса «История педагогики и образования» возможность установления связи и соответствия в иерархии формируемых ценностей и целей образец современного образования, гарантирующий личности за счет многомерной проверки качества продуктивности обучения и труда высокий уровень самореализации и самоутверждения через продукты деятельности и общения.

Продуктивное обучение – это вид обучения, в основе которого лежит определенный целью и задачами планируемой и выполняемой деятельностью продукт, ценность и уникальность которого объективна и персонифицирована, возможность использования ситуативна и многомерна в ходе анализа истории и современности.

В структуре изучения курса «История педагогики и образования» [1-3], продолжая идеи продуктивного изучения курсов современной педагогики [4-5] в конструктах и средствах технологии системно-педагогического моделирования [6-25], можно определить особенности включения будущего педагога по физической культуре в систему научно-педагогического поиска и научно-педагогического исследования.

Одной из наиболее удачной форм решения проблемы продуктивного обучения в структуре изучения курса «История педагогики и образования» является моделирование дидактического теста с последующей публикацией научной статьи по материалам авторской разработки.

Форма моделирования дидактического теста для педагогов по физической культуре в НФИ КемГУ не нова в структуре изучения курса «История педагогики и образования», т.к. курс «Практическая педагогика» в ресурсах выполнения лабораторных работах содержит задание на моделирование разноуровневой технологии изучения темы «Методы обучения».

В таком понимании структура дидактического теста представляет собой задания типа «А», «В», «С», где А=10, В=5, С=1 [1-3]. Качество разрабатываемых дидактических заданий и дидактического теста зависит от уровня изучения дидактического материала по выбранному направлению или теме, а также от качества сформированных общепедагогических, дидактических и частно-предметных возможностей педагога объективно решать задачи развития обучающегося в модели культуры и образования, социальных и образовательных институтов и учреждений.

Приведем в качестве примера дидактический тест на тему «Биография и педагогическое наследие Василия Александровича Сухомлинского».

Дидактический тест на тему «Биография и педагогическое
наследие Василия Александровича Сухомлинского»

Часть А. (выберите из списка один вариант ответа)

I. “Без ……………………… чистоты теряет смысл все – образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство” (В. А. Сухомлинский).

            А. нравственной

В. эстетической

С. духовной

D. этико-правовой

 

II. Сухомлинский В. А. отмечал, что сколько я буду жить, столько буду проверять в своей школе правдивость истины, в которую я искренне и глубоко верю: человека можно воспитывать только .………………………

А. эстетикой

В. искренностью

            С. добром

D. естественной красотой природы

 

III. ……………………… стала его исследовательской лабораторией и экспериментальным полигоном, на ее базе были реализованы проекты «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток, проводил семинары по психологии и коллоквиумы по педагогике, факультативы по семейной жизни и этике для старших классов, собирал родительский клуб.

А. Школа диалога культур

            В. Павлышевская школа

С. ШПА (школа пионеров активистов)

D. Школа самоопределения

 

IV. ……………………… и коллектив – это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.

            А. личность

В. человек

С. учащийся

D. обучающийся

 

V. По мнению В. А. Сухомлинского всё зависит от ……………………… (Рождение гражданина).

А. коллектива

В. нравственности

            С. воспитания в детстве

D. материального обеспечения

 

VI. Слова В. А. Сухомлинского “Я вижу ……………………… смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе”.

А. образовательный

В. воспитательный

С. здоровьесберегающий

D. обучающий

 

VII. Могучая духовная сила ……………………… заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей, учатся у отца уважать мать, бабушку, женщину, человека (Родительская педагогика).

            А. воспитания

В. обучения

С. социализации

D. самореализации

 

VIII. “Чем больше воспитатель учит своего воспитанника выражать себя в ………………………, тем большим авторитетом он является для воспитанника” (В. А. Сухомлинский).

А. учении, труде

В. игре и труде

С. игре и учении

D. труде, деятельности

 

IX. Личная дружба старшего с младшим раскрывает одну из благородных человеческих потребностей – потребность в……………………… (Рождение гражданина).

            А. человеке

В. общении

С. уважении

D. сотрудничестве

 

X. Сухомлинский В. А. верил в могучую, безграничную силу ……………………… воспитателя.

А. технологий

В. методов

            С. слова

D. духовности

 

Часть В.

XI. Установите соответствие между элементами двух множеств (двух колонок).

А. ………………………– первый очаг, согревшись у которого человек стремится стать  мыслителем. 1. в служении народу, отечеству, возвышенным идеалам
В. незаменимым источником знаний и неисчерпаемым источником твоего духовного богатства является ………………………. 2. урок
С. смысл человеческой жизни – ……………………… 3. вместе с тем и идеал нравственности
D. идеал человеческой красоты – это ……………………… 4. книга

 

А – 2, В – 4, С – 1, D – 3

 

XII. Установите соответствие числам натурального ряда (1, 2, 3, … n), т.е. установите в порядке величины (значимости) ниже приведенные термины.

Определите последовательность опубликованных работ В. А. Сухомлинского.

А. Родительская педагогика

В. Как воспитать настоящего человека

С. Письма к сыну

D. Рождение гражданина

 

А – 2, В – 3, С – 4, D – 1

 

XIII. Установите правильную последовательность действий, отношений, событий и пр.

Многолетний опыт воспитательной работы убедил, что уважение и  почитание старших тем сильнее, чем глубже осмысливается и переживается  недопустимость поступков, корни которых уходят в низкую культуру, невоспитанность чувств. В нашем этическом воспитании выработалось Десять Нельзя:

  1. нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает сама себе, – лучший кусочек на столе, лучшую конфетку, лучшее платье… Умей отказаться  от подарка, если ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает  себе; мысль о праве на какую-то собственную исключительность – это яд, отравляющий твою душу; великое счастье – чувствовать нетерпимость к  этому яду;
  2. нельзя делать то, что осуждают старшие, – ни на глазах у них, ни где-то в  стороне; каждый свой поступок рассматривай с точки зрения •старших: что  подумают они; особенно недопустима назойливость, стремление без  надобности напоминать о себе, выставлять напоказ свои притязания; мать и  отец никогда не забывают о тебе; если ты не на глазах у них, они думают о  тебе больше, чем тогда, когда ты рядом; помни, что у матери и отца есть свой духовный мир, они иногда хотят остаться в них наедине с собой;
  3. нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать,  если у нее нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не  оставляй ее одну; ты сам – твое слово, твоя улыбка, твое общение, – бывает,  единственная радость ее бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем  острее переживает человек горечь своего одиночества; оставлять одиноким  дедушку, оставлять в одиночестве старика отца, даже если и ты уже станешь  стариком, – бесчеловечно, дико; помни, что в жизни человека наступает такой  период, когда никакой другой радости, кроме радости человеческого общения, у лето уже не может быть;
  4. нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших,  особенно у старика дедушки; не простившись с ними, не дождавшись от них  пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться;
  5. нельзя садиться обедать, не пригласив старшего; только дремучий  нравственный невежда уподобляется скоту, утоляющему голод в одиночестве  и опасающемуся, как бы его сородич, присутствующий при этом, не урвал  куска себе; человеческая трапеза – это не утоление голода, не  физиологический акт в цепочке обмена веществ; люди придумали стол не  только для того, чтобы ставить под стол ноги, а на стол облокачиваться; за столом происходит интереснейшее духовное общение людей; если ты сумел уговорить старика разделить с тобой трапезу, ты доставил ему большую  радость;
  6. нельзя сидеть, когда стоит взрослый, пожилой человек, особенно женщина; нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен  первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь – пожелать доброго  здоровья; в этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя сущность – уважение человеческого богатства; не умея уважать его, ты уподобляешься  шалопаю, плюющему в прекрасные волны моря; море огромно в своем  величии и красоте, твои плевки его ни оскорбят, ни унизят, а, плюясь и любуясь своими плевками, ты позоришь себя.

Осуществление Десяти Нельзя требует большой заботы о гармонии всего  воспитательного процесса.

 

А. нельзя бездельничать, когда все вокруг трудятся; позорно предаваться  праздности, всевозможным увеселениям, когда – ты прекрасно знаешь об  этом – старшие поколения заняты трудом и не могут позволить себе отдыха;

В. нельзя смеяться над старостью и старыми людьми – это величайшее  святотатство; о старости надо говорить только с уважением; в мире есть три  вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию, – патриотизм, истинная любовь к женщине и старость;

С. нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми,  особенно со стариками; недостойно человеческой мудрости и рассудительности скоропалительно выражать сомнения в истинности того, что  советуют старшие; если у тебя просятся на язык какие-то сомнения, придержи  их, подумай, рассуди, а потом спроси у старшего еще раз – спроси так, чтобы  не обидеть;

D. нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи, у ровесника твоего есть, а о тебе родители не позаботились; от своих родителей  ты не имеешь права требовать ничего;

 

А – 1, В – 2, С – 3, D – 4.

 

XIV. Выберите два и более правильных ответов.

Педагогическая система В. А. Сухомлинского базировалась на гуманистических принципах ………………………

А. доверия к ребенку

В. труд как творчество

С. воспитание без наказаний

D. воспитание в коллективе и через коллектив

 

XV. Впишите пропущенное слово.

Воспитание ……………………… – это воспитание такого стойкого морального начала, благодаря которому человек сам становится источником благотворного влияния на других, сам воспитывается и в процессе самовоспитания еще больше утверждает в себе собственное моральное начало.

 

            личности

 

Часть С.

XVI. Определите возможность продуктивного изучения наследия В. А. Сухомлинского в профессиональной подготовке педагогов по физической культуре.

 

Разработанный дидактический тест является одним из примеров продуктивного изучения курса «История педагогики и образования».


Библиографический список
  1. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  45 с.  ISBN 978–5–85117–740–8.
  2. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. История педагогики и образования : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 28 с.
  3. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. История педагогики и образования : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 70 с.
  4. Антипов С. С. Некоторые особенности социализации и самореализации юношей в баскетболе // Научные механизмы решения проблем инновационного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Челябинск, 28 сентября 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.177-179.
  5. Антипов С. С. Особенности моделирования системы принципов педагогического взаимодействия в работе педагога по физической культуре // Символ науки. 2016. №3-2. С.16-17.
  6. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  7. Козырев Н.А., Козырева О.А. Разноуровневая технология изучения темы … в структуре подготовки будущих педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13079
  8. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе использования технологии системно-педагогического моделирования в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61223
  9. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  10. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
  11. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
  12. Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007.  385 с.  ISBN 5–85117–239–8.
  13. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  14. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
  15. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
  16. Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
  17. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  18. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  19. Редлих С.М., Козырева О.А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
  20. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
  21. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учеб. пособ. для студ.-бакал. направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
  22. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015. № 4-2 (64). С. 91-95.
  23. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  24. Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
  25. Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
  26. http://pedsovet.su/publ/188-1-0-5589
  27. http://vp-ch.ru/node/53
  28. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/688349


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Антипов Сергей Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация