В современной России на повестке дня стоит ряд актуальных вопросов: повышение уровня социального доверия в обществе, защищённости граждан и государства от наркоугрозы, совершенствование этических механизмов становления и развития гражданского общества, выработка мер эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации антинаркотической деятельности.
В апреле 2016 года В.В. Путин объявил о масштабной реформе в силовых структурах России. Грядущие изменения коснулись ФСКН и ФМС, которые перешли в подчинение Министерства внутренних дел. Также на базе внутренних войск МВД была создана Национальная гвардия. Данные структурные решения непосредственно связаны с совершенствованием работы правоохранительных органов в деле борьбы с терроризмом, организованной преступностью и наркотрафиком. Необходимость реформирования силовых структур оправдана сложившейся внутри страны опасной ситуацией, по большей части связанной с кризисом духовности, парализовавшим российское общество.
Вопросы реализации государственной антинаркотической политики в основном ориентированы на нормативно-правовое регулирование и организацию деятельности в сфере реабилитации и ресоциализации лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ. Актуальность вторичной и третичной профилактик наркотизма в России оправдана, но в современных условиях важно уделять особое внимание первичной профилактике. Формировать высокий уровень правосознания и вырабатывать наркотический иммунитет у подрастающего поколения россиян нужно с самого детства: в семье, дошкольных учреждениях, школах, колледжах, вузах. На сегодняшний день в системе российского образования созрела необходимость проверки не только уровня знаний дошкольников, учеников начальных классов и средней образовательной школы, абитуриентов и обучающихся колледжей и вузов, но и выявления уровня их правосознания.
В модернизации нуждаются не только силовые ведомства, но и сферы образования и здравоохранения, поскольку невозможно представить проведение первичной профилактики наркотизма вне их личностно-развивающего пространства. Скоординированность действий силовиков, медиков и педагогов должна быть отражена в межведомственных программах, центрированных на формирование доминант здорового образа жизни и высокого уровня правосознания у россиян. По большей части успех первичной профилактики состоит в достижении гражданами России высокого уровня осознания личной заинтересованности и общественной необходимости в ориентации на ведение здорового образа жизни.
Общество пытается бороться с проявлениями наркомании в отдельно взятых ведомствах и социальных группах. Например, начальник Главного военно-медицинского управления Минобороны РФ А.Я. Фисун предлагает наказывать военных-наркоманов путём увольнения кадровых военных, замеченных в употреблении наркотиков. По мнению главного армейского медика, для проходящих военную службу по контракту необходимо законодательно закрепить ответственность за эпизодическое употребление наркотических и психотропных веществ в соответствии с принципом нулевой терпимости, предполагающего несовместимость с ценностями военной службы даже однократного употребления без медицинских показаний. Для наркоманов-срочников (солдат и сержантов) предлагается ужесточить меры дисциплинарной ответственности – вплоть до уголовной.
Возможно, в недалёком будущем нас ожидают подобные тестирования на употребление наркотических веществ (плановые и внеплановые) не только в образовательных учреждениях страны, но и при трудоустройстве, в процессе профессиональной деятельности в любой сфере жизнедеятельности общества. Это будет оправдано обеспечением национальной безопасности РФ. Каждому человеку ясно, что нельзя доверить свою жизнь и здоровье невежде или наркоману, особенно, если это касается процессов лечения и обучения, перемещений человека на воздушном, водном и сухопутном транспорте. Поэтому к качеству профессиональной подготовки специалистов нужно подходить шире, нежели это предполагает компетентностный подход [1-10]. В контексте выработки наркотического иммунитета у индивидов необходимо применить подход междисциплинарный, который будет центрирован на формирование высокого уровня правосознания у подрастающего поколения россиян и приоритет здорового образа жизни.
В каждом из нас действуют две силы, зачастую противопоставленные друг другу: сила инстинкта и сила духа. Бездуховному инстинкту противостоит дух в человеке, а правосознание есть одно из его проявлений: «я есть личность с духовным достоинством и правами, я знаю, что мне можно, должно и чего нельзя; и такую же свободную и ответственную личность я чту в каждом другом человеке» [11, с. 36]. Исходя из размышлений И.А. Ильина, людей можно условно разделить на две основные группы граждан, имеющих: здоровое правосознание и уродливую форму правосознания. Духовная активность задаёт смысловое направление уникальному и целостному формированию гражданина, способного приносить пользу не только себе, но и обществу, и миру в целом.
Исторически становление человека – как самостоятельного и правомочного субъекта социальной жизни – было опосредовано автономией личности, воплощённой в её суверенности и гражданской самостоятельности. Однако, не стоит забывать, что «личная свобода и местная автономия должны быть строго согласованы с интересами общего социального тела: при этом никогда не должно упускать из виду, что от преуспеяния отдельных частей на началах свободного развития всегда выигрывает и целое» [12, с. 134].
Автономия гражданина и права человека являются нормативно-ценностной основой гражданского общества. Р.Г. Апресян определяет: «Автономия – условие самореализации и утверждения личностью своего достоинства, в частности, посредством осознанного включения в жизнь сообщества. Но для этого и само сообщество своей организацией должно стимулировать творческую инициативу граждан, способствовать их индивидуальной и групповой активности, – должно быть средой, благотворной для такой активности и непримиримой к произволу» [13].
Личность является деятельной общественной единицей, которой необходимо обеспечивать нормальное развитие, защищая её от пассивности, упадка и болезни. В.М. Бехтерев полагал, что отсутствие общественной деятельности приводит к недостаточному развитию личности. Учёный писал: «Где нет общественной деятельности, там нет и полного развития личности <…>. Без общественной деятельности личность останавливается на известной ступени своего развития, представляясь более или менее равнодушною к общественным потребностям; она является пассивным членом общества, лишённым той самодеятельности, которая служит залогом нормального развития общественной жизни и прочного развития государства» [12, с. 121]. Ростовские учёные в ряде опубликованных работ подчёркивают роль социально-полезной деятельности в процессе формирования духовно-нравственных основ мировоззрения подрастающего поколения россиян [14-23].
В современном обществе есть множество людей с уродливой формой правосознания, которая свойственна не только отдельным индивидам, но и государству в целом, если оно погрязло в коррупции и цинизме [24]. Государство нельзя назвать лишь «системой внешнего порядка», осуществляющейся через внешние поступки людей. Государство, прежде всего, творится внутренне, в своей духовной сущности, совершается и протекает в душе своих граждан через проявление человеческого правосознания. Граждане, принадлежащие государству только формально юридически, а душевно и духовно чуждые ему, могут стать вредителями и предателями Отечества: «Своекорыстные, безнравственные, продажные люди, беззастенчивые и беспринципные карьеристы, циничные демагоги, честолюбивые и властолюбивые авантюристы – не говоря уже о простых преступниках – не могут ни создать, ни поддерживать здоровый государственный организм» [11, с. 328]. Это актуализирует проблему профессиональной подготовки при условии обязательного ежегодного проведения психолого-педагогического мониторинга социально-полезной занятости обучающихся с выявлением уровня их правосознания. Проблема формирования новой субъектности в контексте научно-технологического развития страны поднимается в ряде опубликованных работ [25-35].
Без развитого правосознания личности немыслимо гражданское общество. В этом контексте право на свободу слова является тем вектором мысли, который направлен на реализацию человеком стремлений к изменению социальной действительности в лучшую сторону. Человек со зрелой формой правосознания не может мириться с социальной несправедливостью. Вовлечение детей и молодёжи в социально-полезную деятельность, укрепляющую духовность нации и безопасность российского общества, способствует выработке наркотического иммунитета, повышению уровня правосознания, отзывчивости и чуткости у россиян. Правильно организованная общественная деятельность в форме самоуправления на уровне школы и вуза в дальнейшем может привести к положительной динамике созидательной активности молодого поколения и устойчивому развитию страны на долгосрочную перспективу.
Возрождение духовности и достижение высокого уровня правосознания народа – длительный процесс, нуждающийся в тщательной методологической проработке в сферах науки и образования, объединяющий усилия в общем деле всех граждан без исключения. Формирование зрелого правосознания граждан является одной из главных обязанностей государства, что представляется возможным при создании условий для всестороннего развития личности, возрождения традиционных семейных ценностей и духовности народа [36, с. 79].
Безусловно, основы правосознания народа и доминанты здорового образа жизни закладываются в семье, но в эпоху кризиса семейных ценностей большая часть воспитательных функций ложится на системы образования и здравоохранения, которые посредством СМИ имеют возможность формировать у населения страны социально востребованные образцы поведения, охватывая как можно большее количество россиян. Профилактика наркотизма будет эффективной благодаря разработке программ предупреждения и преодоления наркотизации подростков и молодёжи с учётом особенностей разных возрастных групп; гендерных, этнокультурных и профессиональных различий. Успеха в этом деле можно достичь при условии соблюдения принципа преемственности между всеми уровнями профилактики и осуществления межведомственного взаимодействия на основе информационно-аналитического обеспечения контроля качества и эффективности внедрения комплексных программ [37].
В современном обществе, ориентированном на всеобщее потребление, нельзя недооценивать возможности СМИ в процессе формирования доминант мышления и стиля жизни подрастающего поколения россиян. В интересах обеспечения национальной безопасности России массовое воздействие коммуникации необходимо направить в нужное русло: на всестороннее развитие личности, возрождение духовно-нравственных основ общества; популяризацию здорового образа жизни, развитие критического мышления и культурно-познавательных способностей детей и молодёжи.
Библиографический список
- Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В. Особенности организации педагогического процесса на факультете довузовского образования // Успехи естествознания. – 2004. – № 10. – С. 119–120.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Стратифицирующая роль непрерывного довузовского образования в формировании образа будущего врача // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 777–780.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Интегративная система континуального образования в вузе // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ материалы международной научно-практической конференции. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 157–158.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Воспитательная парадигма в системе континуального образовательного процесса // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 793–796.
- Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В., Сависько А.А. Клуб «Юный медик» – первая ступень университетской науки // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 9. – С. 115.
- Харламов Е.В., Сидоренко Ю.А., Сависько А.А. Проблема адаптации к учебной нагрузке в системе непрерывного образования // Электронный научно-образовательный вестник Здоровья и образования в ХХI веке. – 2011. – Т. 13. – № 10. – С. 481–482.
- Нажева М.И. Актуальные вопросы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59).
- Нажева М.И. Актуальные вопросы физического и патриотического воспитания студентов // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59).
- Нажева М.И. Профессиональная подготовка студента-медика в контексте профилактики сердечно-сосудистых заболеваний // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 84-88.
- Нажева М.И. Комплекс ГТО в структуре мониторинга физического и патриотического воспитания студентов-медиков // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 49-53.
- Ильин И.А. Почему мы верим в Россию. М., 2008. – 912 с.
- Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека / под ред. А.В. Брушлинского и В.А. Кольцовой – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 416 с.
- Апресян Р.Г. Гражданское участие: ответственность, сообщество, власть. Неконцептуальный сборник / Отв. ред. Р.Г. Апресян. М.: Аслан, 1997. – 110 с.
- Сорокина А.С., Власова В.Н. Образовательное пространство медицинского вуза как среда, формирующая стремление к здоровому образу жизни // Образование. Наука. Инновации. – 2014. – № 6 (38). – С. 134–140.
- Таирова Н.Ю., Власова В.Н. Роль профессиональной компетентности преподавателя вуза в формировании социально значимых качеств молодых специалистов // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2015. – № 3 (41). – С. 60–67.
- Спиридонов А.П., Шаповал Г.Н. Актуальные вопросы патриотического воспитания молодежи в контексте укрепления национальной безопасности России // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2016. – № 58. – С. 89–94.
- Шаповал Г.Н. Формирование нравственных качеств личности студентов вуза в контексте патриотического воспитания // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: вызовы и решения материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 168–171.
- Шаповал Г.Н. Воспитание гражданских качеств в ходе становления гражданско-правовой активности студентов-медиков // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 40. – С. 53–58.
- Шаповал Г.Н. Учебная экскурсия как способ активизации познавательной деятельности в ходе обучения иностранных студентов // В сборнике: ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. – 2014. – С. 106–109.
- Шаповал Г.Н. Профессиональная и этническая идентификация студентов-медиков в контексте интернационального обучения // Инновации в науке. – 2015. – № 43. – С. 158–164.
- Шаповал Г.Н. Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин в педпроцессе медицинского вуза // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2015. – № 52. – С. 33–38.
- Шаповал Г.Н. Повседневная практика как один из механизмов приспособления иностранных студентов к российской действительности // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки. 2014. – № 2. – С. 157-158.
- Шаповал Г.Н., Камалова О.Н. Особенности адаптационных процессов при организации учебно-воспитательной работы с иностранными студентами // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2011. – № 3. – С. 93–97.
- Агеева Н.А. Коррупция в системе здравоохранения РФ как уродливая форма правосознания индивидов // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 1. – С. 48–56.
- Агеева Н.А. Проблема субъектности в контексте научно-технологического развития // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 85–93.
- Агеева Н.А. Социокультурный аспект невежества // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 35. – С. 69–74.
- Агеева Н.А. Идеи русского космизма в контексте научно-технологического развития страны // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 100–108.
- Крамская С.В. Региональный компонент образования и его роль в социализации студентов медицинского вуза // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 5. – С. 5–8.
- Асеева И.А. Этико-аксиологические аспекты медицинского прогнозирования // Философские науки. – 2009. – № 1. – С. 114–120.
- Волохова Н.В., Пахомова О.А. О важности биоэтического обеспечения инновационного развития биомедицинских технологий // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2014. – № 5-4. – С. 109–112.
- Шаповал Г.Н. Поддержание высокого уровня мотивации обучения в ходе социализации личности иностранного студента медицинского вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – № 1 (80). – С. 81–84.
- Шаповал Г.Н. Образы зла в художественной культуре: дис…. канд. филос. наук: Ростов-на-Дону, 2002. – 166 с.
- Женило В.М., Заооль Ахмед И.М., Женило М.В., Здирук С.В. Критерии оценки развития амнезии и глубины общей анестезии // Валеология. – 2012. – № 2. – С. 87–91.
- Женило В.М., Соколов О.Ю., Заооль ахмед И.М., Здирук С.В., Хоронько В.В. Влияние пропофола на развитие амнестического компонента у пациентов при различных хирургических вмешательствах // Кубанский научный медицинский вестник. – 2011. – № 4. – С. 76–79.
- Здирук С., Женило В. Выбор анестезиологического пособия при оперативных вмешательствах у больных эндометриозом // Врач. – 2007. – № 9. – С. 82–83.
- Агеева Н.А. Психолого-педагогические аспекты правового сознания личности // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2013. – № 30. – С. 79–83.
- Агеева Н.А. Профилактика алкоголизма и наркомании как неотъемлемая часть работы по формированию доминант здорового образа жизни у россиян // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59).
Количество просмотров публикации: Please wait