ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПРАВОСОЗНАНИЯ ГРАЖДАН КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАРКОБЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Агеева Наталия Алексеевна
Ростовский государственный медицинский университет
кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии

Аннотация
Вопросы реализации государственной антинаркотической политики в основном ориентированы на нормативно-правовое регулирование и организацию деятельности в сфере реабилитации и ресоциализации лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ. Актуальность вторичной и третичной профилактик наркотизма в России оправдана, но в современных условиях важно уделять особое внимание первичной профилактике. Формировать высокий уровень правосознания и вырабатывать наркотический иммунитет у подрастающего поколения россиян нужно с самого детства: в семье, дошкольных учреждениях, школах, колледжах, вузах. На сегодняшний день в системе российского образования созрела необходимость проверки не только уровня знаний дошкольников, учеников начальных классов и средней образовательной школы, абитуриентов и обучающихся колледжей и вузов, но и выявления уровня их правосознания.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, наркотический иммунитет, нравственный императив, правосознание


HIGH LEVEL OF CITIZENS’ LEGAL AWARENESS AS A NECESSARY CONDITION TO GUARANTEE NARCOSAFETY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Ageeva Nataliya Alekseevna
Rostov State Medical University
Candidate of philosophical science, associate professor of History and Philosophy Department

Abstract
The matters of the State anti-narcotic policy are mainly oriented to normative-legal regulation and organization of activity in the sphere of rehabilitation and resocialization of people who illegally take drugs or psychotropic substances. Topicality of the second and third prophylaxes of drug addiction is justified, but nowadays it’s important to pay special attention to primary prophylaxis. We need to form a high level of legal awareness and work out narcotic immunity in the growing generation of the Russians from the very childhood – in a family, pre-school establishments, schools, colleges and higher educational establishments. Now in the system of the Russian education there is a need to check not only the level of preschoolers, junior and senior pupils, entrants and students’ knowledge but also to discover their level of legal awareness.

Keywords: healthy lifestyle, legal awareness, moral imperative, narcotic immunity


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Агеева Н.А. Высокий уровень правосознания граждан как необходимое условие обеспечения наркобезопасности Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/66584 (дата обращения: 29.03.2024).

В современной России на повестке дня стоит ряд актуальных вопросов: повышение уровня социального доверия в обществе, защищённости граждан и государства от наркоугрозы, совершенствование этических механизмов становления и развития гражданского общества, выработка мер эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации антинаркотической деятельности.

В апреле 2016 года В.В. Путин объявил о масштабной реформе в силовых структурах России. Грядущие изменения коснулись ФСКН и ФМС, которые перешли в подчинение Министерства внутренних дел. Также на базе внутренних войск МВД была создана Национальная гвардия. Данные структурные решения непосредственно связаны с совершенствованием работы правоохранительных органов в деле борьбы с терроризмом, организованной преступностью и наркотрафиком. Необходимость реформирования силовых структур оправдана сложившейся внутри страны опасной ситуацией, по большей части связанной с кризисом духовности, парализовавшим российское общество.

Вопросы реализации государственной антинаркотической политики в основном ориентированы на нормативно-­правовое регулирование и организацию деятельности в сфере реабилитации и ресоциализации лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ. Актуальность вторичной и третичной профилактик наркотизма в России оправдана, но в современных условиях важно уделять особое внимание первичной профилактике. Формировать высокий уровень правосознания и вырабатывать наркотический иммунитет у подрастающего поколения россиян нужно с самого детства: в семье, дошкольных учреждениях, школах, колледжах, вузах. На сегодняшний день в системе российского образования созрела необходимость проверки не только уровня знаний дошкольников, учеников начальных классов и средней образовательной школы, абитуриентов и обучающихся колледжей и вузов, но и выявления уровня их правосознания.

В модернизации нуждаются не только силовые ведомства, но и сферы образования и здравоохранения, поскольку невозможно представить проведение первичной профилактики наркотизма вне их личностно-развивающего пространства. Скоординированность действий силовиков, медиков и педагогов должна быть отражена в межведомственных программах, центрированных на формирование доминант здорового образа жизни и высокого уровня правосознания у россиян. По большей части успех первичной профилактики состоит в достижении гражданами России высокого уровня осознания личной заинтересованности и общественной необходимости в ориентации на ведение здорового образа жизни.

Общество пытается бороться с проявлениями наркомании в отдельно взятых ведомствах и социальных группах. Например, начальник Главного военно-медицинского управления Минобороны РФ А.Я. Фисун предлагает наказывать военных-наркоманов путём увольнения кадровых военных, замеченных в употреблении наркотиков. По мнению главного армейского медика, для проходящих военную службу по контракту необходимо законодательно закрепить ответственность за эпизодическое употребление наркотических и психотропных веществ в соответствии с принципом нулевой терпимости, предполагающего несовместимость с ценностями военной службы даже однократного употребления без медицинских показаний. Для наркоманов-срочников (солдат и сержантов) предлагается ужесточить меры дисциплинарной ответственности – вплоть до уголовной.

Возможно, в недалёком будущем нас ожидают подобные тестирования на употребление наркотических веществ (плановые и внеплановые) не только в образовательных учреждениях страны, но и при трудоустройстве, в процессе профессиональной деятельности в любой сфере жизнедеятельности общества. Это будет оправдано обеспечением национальной безопасности РФ. Каждому человеку ясно, что нельзя доверить свою жизнь и здоровье невежде или наркоману, особенно, если это касается процессов лечения и обучения, перемещений человека на воздушном, водном и сухопутном транспорте. Поэтому к качеству профессиональной подготовки специалистов нужно подходить шире, нежели это предполагает компетентностный подход [1-10]. В контексте выработки наркотического иммунитета у индивидов необходимо применить подход междисциплинарный, который будет центрирован на формирование высокого уровня правосознания у подрастающего поколения россиян и приоритет здорового образа жизни.

В каждом из нас действуют две силы, зачастую противопоставленные друг другу: сила инстинкта и сила духа. Бездуховному инстинкту противостоит дух в человеке, а правосознание есть одно из его проявлений: «я есть личность с духовным достоинством и правами, я знаю, что мне можно, должно и чего нельзя; и такую же свободную и ответственную личность я чту в каждом другом человеке» [11, с. 36]. Исходя из размышлений И.А. Ильина, людей можно условно разделить на две основные группы граждан, имеющих: здоровое правосознание и уродливую форму правосознания. Духовная ак­тивность задаёт смысловое направление уникальному и целостному формированию гражданина, способного приносить пользу не только себе, но и обществу, и миру в целом.

Исторически становление человека – как самостоятельного и правомочного субъекта социальной жизни – было опосредовано автономией личности, воплощённой в её суверенности и гражданской самостоятельности. Однако, не стоит забывать, что «личная свобода и местная автономия должны быть строго согласованы с интересами общего социального тела: при этом никогда не должно упускать из виду, что от преуспеяния отдельных частей на началах свободного развития всегда выигрывает и целое» [12, с. 134].

Автономия гражданина и права человека являются нормативно-ценностной основой гражданского общества. Р.Г. Апресян определяет: «Автономия – условие самореализации и утверждения личностью своего достоинства, в частности, посредством осознанного включения в жизнь сообщества. Но для этого и само сообщество своей организацией должно стимулировать творческую инициативу граждан, способствовать их индивидуальной и групповой активности, – должно быть средой, благотворной для такой активности и непримиримой к произволу» [13].

Личность является деятельной общественной единицей, которой необходимо обеспечивать нормальное развитие, защищая её от пассивности, упадка и болезни. В.М. Бехтерев полагал, что отсутствие общественной деятельности приводит к недостаточному развитию личности. Учёный писал: «Где нет общественной деятельности, там нет и полного развития личности <…>. Без общественной деятельности личность останавливается на известной ступени своего развития, представляясь более или менее равнодушною к общественным потребностям; она является пассивным членом общества, лишённым той самодеятельности, которая служит залогом нормального развития общественной жизни и прочного развития государства» [12, с. 121]. Ростовские учёные в ряде опубликованных работ подчёркивают роль социально-полезной деятельности в процессе формирования духовно-нравственных основ мировоззрения подрастающего поколения россиян [14-23].

В современном обществе есть множество людей с уродливой формой правосознания, которая свойственна не только отдельным индивидам, но и государству в целом, если оно погрязло в коррупции и цинизме [24]. Государство нельзя назвать лишь «системой внешнего порядка», осуществляющейся через внешние поступки людей. Государство, прежде всего, творится внутренне, в своей духовной сущности, совершается и протекает в душе своих граждан через проявление человеческого правосознания. Граждане, принадлежащие государству только формально юридически, а душевно и духовно чуждые ему, могут стать вредителями и предателями Отечества: «Своекорыстные, безнравственные, продажные люди, беззастенчивые и беспринципные карьеристы, циничные демагоги, честолюбивые и властолюбивые авантюристы – не говоря уже о простых преступниках – не могут ни создать, ни поддерживать здоровый государственный организм» [11, с. 328]. Это актуализирует проблему профессиональной подготовки при условии обязательного ежегодного проведения психолого-педагогического мониторинга социально-полезной занятости обучающихся с выявлением уровня их правосознания. Проблема формирования новой субъектности в контексте научно-технологического развития страны поднимается в ряде опубликованных работ [25-35].

Без развитого правосознания личности немыслимо гражданское общество. В этом контексте право на свободу слова является тем вектором мысли, который направлен на реализацию человеком стремлений к изменению социальной действительности в лучшую сторону. Человек со зрелой формой правосознания не может мириться с социальной несправедливостью. Вовлечение детей и молодёжи в социально-полезную деятельность, укрепляющую духовность нации и безопасность российского общества, способствует выработке наркотического иммунитета, повышению уровня правосознания, отзывчивости и чуткости у россиян. Правильно организованная общественная деятельность в форме самоуправления на уровне школы и вуза в дальнейшем может привести к положительной динамике созидательной активности молодого поколения и устойчивому развитию страны на долгосрочную перспективу.

Возрождение духовности и достижение высокого уровня правосознания народа – длительный процесс, нуждающийся в тщательной методологической проработке в сферах науки и образования, объединяющий усилия в общем деле всех граждан без исключения. Формирование зрелого правосознания граждан является одной из главных обязанностей государства, что представляется возможным при создании условий для всестороннего развития личности, возрождения традиционных семейных ценностей и духовности народа [36, с. 79].

Безусловно, основы правосознания народа и доминанты здорового образа жизни закладываются в семье, но в эпоху кризиса семейных ценностей большая часть воспитательных функций ложится на системы образования и здравоохранения, которые посредством СМИ имеют возможность формировать у населения страны социально востребованные образцы поведения, охватывая как можно большее количество россиян. Профилактика наркотизма будет эффективной благодаря разработке программ предупреждения и преодоления наркотизации подростков и молодёжи с учётом особенностей разных возрастных групп; гендерных, этнокультурных и профессиональных различий. Успеха в этом деле можно достичь при условии соблюдения принципа преемственности между всеми уровнями профилактики и осуществления межведомственного взаимодействия на основе информационно-аналитического обеспечения контроля качества и эффективности внедрения комплексных программ [37].

В современном обществе, ориентированном на всеобщее потребление, нельзя недооценивать возможности СМИ в процессе формирования доминант мышления и стиля жизни подрастающего поколения россиян. В интересах обеспечения национальной безопасности России массовое воздействие коммуникации необходимо направить в нужное русло: на всестороннее развитие личности, возрождение духовно-нравственных основ общества; популяризацию здорового образа жизни, развитие критического мышления и культурно-познавательных способностей детей и молодёжи.


Библиографический список
  1. Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В. Особенности организации педагогического процесса на факультете довузовского образования // Успехи естествознания. – 2004. – № 10. – С. 119–120.
  2. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Стратифицирующая роль непрерывного довузовского образования в формировании образа будущего врача // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 777–780.
  3. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Интегративная система континуального образования в вузе // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ материалы международной научно-практической конференции. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 157–158.
  4. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Воспитательная парадигма в системе континуального образовательного процесса // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 793–796.
  5. Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В., Сависько А.А. Клуб «Юный медик» – первая ступень университетской науки // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 9. – С. 115.
  6. Харламов Е.В., Сидоренко Ю.А., Сависько А.А. Проблема адаптации к учебной нагрузке в системе непрерывного образования // Электронный научно-образовательный вестник Здоровья и образования в ХХI веке. – 2011. – Т. 13. – № 10. – С. 481–482.
  7. Нажева М.И. Актуальные вопросы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59).
  8. Нажева М.И. Актуальные вопросы физического и патриотического воспитания студентов // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59).
  9. Нажева М.И. Профессиональная подготовка студента-медика в контексте профилактики сердечно-сосудистых заболеваний // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 84-88.
  10. Нажева М.И. Комплекс ГТО в структуре мониторинга физического и патриотического воспитания студентов-медиков // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 49-53.
  11. Ильин И.А. Почему мы верим в Россию. М., 2008. – 912 с.
  12. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека / под ред. А.В. Брушлинского и В.А. Кольцовой – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 416 с.
  13. Апресян Р.Г. Гражданское участие: ответственность, сообщество, власть. Неконцептуальный сборник / Отв. ред. Р.Г. Апресян. М.: Аслан, 1997. – 110 с.
  14. Сорокина А.С., Власова В.Н. Образовательное пространство медицинского вуза как среда, формирующая стремление к здоровому образу жизни // Образование. Наука. Инновации. – 2014. – № 6 (38). – С. 134–140.
  15. Таирова Н.Ю., Власова В.Н. Роль профессиональной компетентности преподавателя вуза в формировании социально значимых качеств молодых специалистов // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2015. – № 3 (41). – С. 60–67.
  16. Спиридонов А.П., Шаповал Г.Н. Актуальные вопросы патриотического воспитания молодежи в контексте укрепления национальной безопасности России // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2016. – № 58. – С. 89–94.
  17. Шаповал Г.Н. Формирование нравственных качеств личности студентов вуза в контексте патриотического воспитания // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: вызовы и решения материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 168–171.
  18. Шаповал Г.Н. Воспитание гражданских качеств в ходе становления гражданско-правовой активности студентов-медиков // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 40. – С. 53–58.
  19. Шаповал  Г.Н.  Учебная  экскурсия  как  способ  активизации  познавательной  деятельности  в  ходе  обучения  иностранных  студентов  // В сборнике:  ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  Всероссийская  научно-практическая  конференция  с  международным  участием.  –  2014.  –  С.  106–109.
  20. Шаповал Г.Н. Профессиональная и этническая идентификация студентов-медиков в контексте интернационального обучения // Инновации в науке. – 2015. – № 43. – С. 158–164.
  21. Шаповал Г.Н. Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин в педпроцессе медицинского вуза // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2015. – № 52. – С. 33–38.
  22. Шаповал Г.Н. Повседневная практика как один из механизмов приспособления иностранных студентов к российской действительности //  Теоретические и прикладные вопросы образования и науки. 2014. – № 2. – С. 157-158.
  23. Шаповал Г.Н., Камалова О.Н. Особенности адаптационных процессов при организации учебно-воспитательной работы с иностранными студентами // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2011. – № 3. – С. 93–97.
  24. Агеева Н.А. Коррупция в системе здравоохранения РФ как уродливая форма правосознания индивидов // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 1. – С. 48–56.
  25. Агеева Н.А. Проблема субъектности в контексте научно-технологического развития // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 85–93.
  26. Агеева Н.А. Социокультурный аспект невежества // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 35. – С. 69–74.
  27. Агеева Н.А. Идеи русского космизма в контексте научно-технологического развития страны // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 100–108.
  28. Крамская С.В. Региональный компонент образования и его роль в социализации студентов медицинского вуза // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 5. – С. 5–8.
  29. Асеева И.А. Этико-аксиологические аспекты медицинского прогнозирования // Философские науки. – 2009. – № 1. – С. 114–120.
  30. Волохова Н.В., Пахомова О.А. О важности биоэтического обеспечения инновационного развития биомедицинских технологий // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2014. – № 5-4. – С. 109–112.
  31. Шаповал Г.Н. Поддержание высокого уровня мотивации обучения в ходе социализации личности иностранного студента медицинского вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – № 1 (80). – С. 81–84.
  32. Шаповал Г.Н. Образы зла в художественной культуре: дис…. канд. филос. наук: Ростов-на-Дону, 2002. – 166 с.
  33. Женило В.М., Заооль Ахмед И.М., Женило М.В., Здирук С.В. Критерии оценки развития амнезии и глубины общей анестезии // Валеология. – 2012. – № 2. – С. 87–91.
  34. Женило В.М., Соколов О.Ю., Заооль ахмед И.М., Здирук С.В., Хоронько В.В. Влияние пропофола на развитие амнестического компонента у пациентов при различных хирургических вмешательствах // Кубанский научный медицинский вестник. – 2011. – № 4. – С. 76–79.
  35. Здирук С., Женило В. Выбор анестезиологического пособия при оперативных вмешательствах у больных эндометриозом // Врач. – 2007. – № 9. – С. 82–83.
  36. Агеева Н.А. Психолого-педагогические аспекты правового сознания личности // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история.   – 2013. – № 30. – С. 79–83.
  37. Агеева Н.А. Профилактика алкоголизма и наркомании как неотъемлемая часть работы по формированию доминант здорового образа жизни у россиян // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Агеева Наталия Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация