ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗНАНИЙ О ГИГИЕНЕ ПОЛОСТИ РТА И О РАЦИОНАЛЬНОМ ПИТАНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСЕЩАЮЩИХ ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Гарифуллина Альбина Жамильевна
Омский Государственный Медицинский Университет
кандидат медицинских наук, ассистент кафедры детской стоматологии

Аннотация
Учитывая возрастные особенности ребенка дошкольного возраста, не нарушая его психику, возможно постепенное формирование привычки в частности к гигиене полости рта, и как следствие: чем больше средств, используемых для гигиенического обучения и воспитания детей, тем лучше и качественнее происходит формирование привычки. Формирование правильных убеждений, поступков, а также умений и навыков, направленных на сохранение и поддержание здоровья, и профилактику заболеваний полости рта идет поэтапно.
Используя разработанный нами метод гигиенического воспитания и обучения, с правильно выбранным методологическим подходом, учитывающий психолого-педагогические особенности каждой возрастной группы, позволяет получить более выраженные профилактические результаты, характеризующиеся в достоверном изменении стоматологических показателей по отношению к группам сравнения. Обоснованный мотивированный подход к гигиеническому воспитанию и обучению детей ДОУ позволил повысить эффективность профилактики стоматологических заболеваний на 50%.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, мотивация к гигиене полости рта, психолого-педагогические и возрастные особенности, формирование


ASSESSMENT OF THE LEVEL OF KNOWLEDGE ABOUT ORAL HYGIENE AND A BALANCED DIET IN CHILDREN OF THE PRESCHOOL AGE VISITING PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Garifullina Albina Jamilevna
Omsk State Medical University
Candidate of Medical Sciences, teaching assistant of the Department of Pediatric Dentistry

Abstract
Considering age features of the child of preschool age, without breaking its mentality, probably gradual formation of a habit in particular to hygiene of an oral cavity, and as consequence: the more the means used for hygienic training and education of children, the there is a habit formation better and more qualitatively. Formation of correct belief, acts, and also the skills directed on preservation and maintenance of health, and preventive maintenance of diseases of an oral cavity goes stage by stage. Using the method of hygienic education developed by us and training, with correctly chosen methodological approach, considering psihologo-pedagogical features of each age group, allows to receive more expressed preventive results characterised in authentic change of stomatologic indicators in relation to groups of comparison. The well-founded approach with motivation to hygienic education and training of children of DOW has allowed to raise efficiency of preventive maintenance of stomatologic diseases on 50 %.

Keywords: children of preschool age, formation, motivation to hygiene of an oral cavity, psihologo-pedagogical and age features


Рубрика: 14.00.00 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гарифуллина А.Ж. Оценка уровня знаний о гигиене полости рта и о рациональном питании у детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/04/66803 (дата обращения: 29.03.2024).

В литературе имеются данные о том, что правильные убеждения, поступки, а также умения и навыки, направленные на сохранение и поддержание здоровья и профилактику заболеваний полости рта, формируются благодаря полученной информации и знаниям [1,2,6,8]. Поэтому мы попытались выявить информативность и уровень гигиенических знаний у детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), чтобы в дальнейшем  выработать мотивацию, которая приведет к поступкам, направленным на сохранение и поддержание своего здоровья и профилактику заболеваний полости рта с учетом особенностей детского возраста, а также уровня информированности и знаний [2,3,5,7]. Вышеизложенное можно выразить схемой, в которой прослеживается механизм нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

информация → знания →  представления → мотив → чувства и отношения →  навыки и привычки →  поступки и поведение = качество

Цель. Оценить уровень знаний о  гигиене  полости  рта и о рациональном питании у детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) с использованием  социологических методов исследования.

Материал и методы.

Определение уровня сформированности гигиенических навыков по уходу за полостью рта у детей дошкольного возраста осуществлялось путем изучения навыков по уходу за полостью рта и рассказов детей, наблюдением за выполнением элементов гигиены в повседневной жизни и  хронометрирования времени чистки зубов. Были разработаны критерии оценки степени сформированности навыков по уходу за полостью рта у детей дошкольного возраста. Наблюдения фиксировались в специально разработанной карте. Проведено -  пять наблюдений: до, через 6 месяцев, 1, 1,5 и 2 года.

Для изучения информированности детей по вопросам гигиены нами совместно с доцентом кафедры педагогики и психологии детства ОмГПУ  к.п.н. Тельновой Ж.Н. была составлена специальная анкета-беседа для детей дошкольного возраста: «Анкета-беседа для детей дошкольного возраста».

Учитывая возрастную особенность детей, интервьюирование проводилось в форме беседы, в ходе которой при большинстве ответов использовались наглядные пособия (картинки, муляжи, модели челюстей и т.д.). Беседа проводилась в отдельной комнате с каждым ребенком индивидуально. Для чистоты эксперимента опрос проводили воспитатели и помощники воспитателя, опираясь на вопросы составленной анкеты. Это предупреждало скованность детей при ответах, а также правдивость ответов. Анкета-беседа состоит из 13 вопросов. С их помощью мы попытались установить уровень знаний детей дошкольного возраста о назначении зубов, о рациональном питании, об отношении к стоматологу. Варианты ответов детей фиксировались в специально разработанных нами таблицах «Таблица учета уровня знаний» и оценивались в группах по возрасту.

Для количественной оценки использовали интегрированный показатель уровня санитарно-гигиенических знаний (Разумеева Г.И., 1987) [4].

Результаты и обсуждение.

В рамках обследования до профилактических мероприятий был проведен социологический опрос детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Его результаты показали, что у детей сформированы неудовлетворительные  представления и знания о гигиене полости рта, правилах чистки зубов, значении зубов в жизни человека, знаниях о полезной и неполезной пище.

По полученным результатам можно судить о том, что у детей еще не сформирована привычка к гигиене полости рта, а их и так не стойкий мотив не подкрепляется со стороны взрослых. Чаще всего учит детей чистить зубы в семье один из родителей – это мама (45%), папа (19%) или тот, с кем чаще всего общается или больше проводит время ребенок (бабушка – 12%).

В трехлетнем возрасте 50% детей на этот вопрос – ответили «мама», 30% – «папа» и 20% – «бабушка». В возрасте 4-х лет ответы распределились следующим образом: 40% ответили «мама», по 15% пришлось на ответы «папа» и «бабушка» и 30% отметили в анкетах такую категорию как «воспитатель» (р≤0,05). Дети возраста 5-ти лет, ответили «мама» в 50%, «папа» – в 17% и «научился сам» – в 33% (р≤0,05).

Никто из опрошенных  детей не отметил такую категорию, как «врач». Этот факт говорит, прежде всего, о том, что врач-стоматолог входит в познавательную жизнь ребенка позже, уже в школьный период жизни, и является приоритетом уже тогда, когда у ребенка сформировано свое отношение к поступкам, и он может регулировать свое поведение. Тогда на первое место выступают общественные мотивы. Именно в школьном возрасте стоматолог может влиять на формирование мотивации к гигиене полости рта детей. В дошкольный период детства на формирование мотива большое  влияние оказывают близкие люди (родители, родственники) или воспитатель.

В ДОУ дети приходят уже с определенным, чаще всего низким уровнем сформированного умения чистить зубы, а в детском саду через различные занятия дети получают дополнительную информацию о полезной и опасной пище для зубов, о назначении зубов и т.д. То есть происходит своеобразная интеграция знаний детей. Так, на вопрос «Для чего человеку зубы?» 19% детей ответили -  «улыбаться», 50% ответили – «кушать», 21% – «говорить», 5% – «кусаться» и 5% детей затруднялись с ответом. При этом представление о функции зубов у детей изменяется с возрастом: так, 90% (р≤0,05) детей трехлетнего возраста ответили, что зубы нужны, чтобы кушать, в 4 года представление немного расширяется – 60% детей ответили «кушать» и «улыбаться», 25% – «говорить» и 10% – «кусаться» и 5% – «чистить» (р≤0,05), в пятилетнем возрасте дети ограничились следующими ответами: 50% ответили «кушать», 33% – «говорить» и 17% – «улыбаться».

На вопрос «Какая еда полезна для зубов?» 60% (р>0,05) детей 3-х лет дали правильный ответ; 40% – не знали ответа. В 4 года количество правильных ответов уже составило 79% (р≤0,05), а в 5 лет 96% детей знают, какая еда полезная для зубов (р≤0,05). Однако не излишки питания и даже не дефицит его обусловливают интенсивность кариеса зубов.

На вопрос «Какая еда вредна для зубов?» дети в трехлетнем возрасте менее половины детей дали правильные ответы – 40% (р>0,05), а 60% затруднялись в ответе. В 4 года уже 79% знают, что вредно для зубов и к 5 годам  94% детей дали правильные ответы (р≤0,05).

Особое внимание следует обратить на привычку употребления сладостей, что является в профилактике кариеса актуальным. И, тем не менее, на вопрос «Как часто ты ешь сладкое?» 60%  детей 3-х лет ответили, что едят сладкое каждый день и только 20% – два раза в неделю, а 20% – очень редко, так как знают, что оно вредно для зубов. В группе детей 4-х лет 70% любят сладкое и едят каждый день (р≤0,05), 10% это делают на ночь и между едой и только 20% едят сладкое два раза в неделю . В пять лет 90% детей употребляют сладкое каждый день, а 10% едят очень редко, так как знают, что оно вредно для зубов.

Таким образом, 73% детей в возрасте 3 – 5 лет сказали, что едят сладкое каждый день (р≤0,05), что сладким их угощают родители, бабушки, из них 4%  едят даже на ночь, 13%  детей – два раза в неделю и только 10% опрошенных детей родители ограничивают в сладком.

При анкетировании родителей результаты ответов, полученных от их детей, подтвердились. Так, на вопрос «Как часто Ваш ребенок употребляет сладости?» 53% ответили «каждый день» (р>0,05), 7,5% родителей признались, что дают сладкое в перерывах между едой или их угощают родственники и 12% анкетированных отметили «в качестве последнего блюда» (р≤0,05), («съешь суп или кашу получишь конфетку»); 24% – «два раза в неделю» и только 3,5% родителей строго ограничивают прием сладостей, аргументируя это осложненным аллергологическим анамнезом и стремлением сохранить зубы здоровыми. Ответы родителей на вопрос «Много ли овощей и фруктов употребляет в пищу Ваш ребенок?» распределись следующем образом: «очень много» – 2,5%, «много» – 51% (р>0,05), «не много» – 43%, «затрудняюсь ответить» – 3,5%. О том, что для зубов полезна твердая пища знают 37% родителей (р≤0,05). У 55% опрошенных родителей дети регулярно употребляют молочные продукты (р>0,05), у 49% – нерегулярно и 6% – не употребляют.

По данным  результатам  можно судить о том влиянии, которое оказывают взрослые на детей, в процессе формирования режима приема пищи (сладкого) в семье. В дошкольном периоде взрослые, чаще именно родители, являются для детей непререкаемым авторитетом. Именно от них зависит, какой мотив к деятельности будет сформирован, какие привычки у детей будут иметь место к моменту поступления в школу, сколько раз в день дети будут чистить зубы, в какой последовательности, какими движениями при этом будут пользоваться.

Для профилактики кариеса временных зубов у детей дошкольного возраста важно раннее формирование привычек к гигиене полости рта. Чем позже ребенок научится чистить зубы и чем реже их чистит, тем чаще у него встречается кариес

Анализируя регулярность ухода за полостью рта среди детей 3 – 5 лет в ходе беседы 57% отметили, что чистят зубы только один раз в день, 29% детей по результатам опроса указали, что чистят зубы 2 раза в день (утром и вечером) и 14% дошкольников зубы чистят нерегулярно. При этом 88,5% детей  чистят зубы  детской зубной пастой. Из общего числа обследованных 5,7% детей дополнительно используют зубные эликсиры.

В формировании у детей привычки к гигиене полости рта огромную роль играют семейно-общественные отношения, единство взглядов на данный вопрос родителей и воспитателей. Но при этом главное место должен занимать врач-стоматолог, как специалист в данной области. Он может научить ребенка правильно чистить зубы, рассказать о негативных последствиях при отсутствии профилактических мероприятий, со стороны стоматолога. В группе детей 3-х лет 80% дошкольников отметили, что посещали стоматолога, 10% – не посещали, по причине боязни и 10% трехлетних детей не имеют представления о враче-стоматологе. Среди детей 4-х лет ответы распределились следующим образом: 60% детей были на приеме у врача-стоматолога и лечили зубы, из их числа 40% – нравится ходить к врачу-стоматологу и 20% – нет. А 40% дошкольников 4-х лет не посещали стоматолога. Половина опрошенных детей (50%) пятилетнего возраста посещали стоматолога, из них только 10% понравилось ходить на лечение, а 40% – не понравилось. Остальные 50% детей в возрасте 5-ти лет ответили, что не посещали врача-стоматолога.

Анализируя отношение детей 3-5 лет к врачу-стоматологу, в ходе беседы  36% детей отметили, что ни разу не были у врача-стоматолога, 62% детей посещали стоматолога и лечили зубы и 2% детей не имеют представления о стоматологе

На вопрос «Покажи, какие движения ты делаешь при чистке зубов?», где при ответе использовались модель челюстей и зубная щетка, все дети 3-х лет показывали неправильные движения (р≤0,05): горизонтальные движения показали 90% опрошенных и не смогли показать движения при чистке зубов 10% детей. В группе детей 4-х лет 58% – показывали только горизонтальные (неправильные движения) и 42% показывали горизонтальные и вертикальные одновременно. В пятилетнем возрасте 68% показывали горизонтальные движения при чистке всех поверхностей (р≤0,05)  и 32% показали возвратно-поступательные и вертикальные движения (р≤0,05). Никто из обследованных детей не показал подметающих движений.

По специально разработанной нами карте «Карта наблюдения за гигиеническими навыками по уходу за полостью рта для дошкольников» мы определили степень имеющихся навыков по уходу за полостью рта у детей дошкольного возраста до проведения гигиенического обучения и воспитания по критериям: 1. Регулярность, 2. Методика чистки зубов, 3. Время чистки зубов, 4. Культура употребления углеводов.

В результате проведенного наблюдения нами было установлено, что регулярно чистят зубы 10% детей младшего дошкольного возраста, 31% – среднего дошкольного возраста и 33% – старшего дошкольного возраста. Никто из детей дошкольного возраста не показал правильных движений во время чистки зубов. Все дети дошкольного возраста не имели представлений о времени чистки зубов. Число детей, имеющих представления о полоскании полости рта после приема сладкого сводилось к нулю.

Таким образом, в специальном наблюдении по изучению уровня культурно-гигиенических навыков по уходу за полостью рта показал, что те критерии навыков, которые должны быть у детей дошкольного возраста, они не только не сформированы, но и не осознаются. В 90% детей дошкольного возраста проводит зубной щеткой по передней группе зубов, и на чистку зубов уходит в среднем 20 секунд. Специальное наблюдение за чисткой зубов выявило 2% дошкольников, которые правильно чистили зубы, но даже они при большом старании не выполняли правильных движений в полном объеме, последовательности.

Таким образом, уровень имеющихся навыков по уходу за полостью рта в анкете-беседе детей и специальном наблюдении различий не выявил.

Вопрос в анкете «Что такое вредные привычки?»  (сосание пальцев, прикусывание губ, щек, языка, предметов, ротовое дыхание и т.д.) оказался одним из самых сложных. Правильно на него ответило 84% детей 5-ти лет (р≤0,05). Это говорит о недостаточной информированности детей в детских садах о влиянии вредных привычек на формирование прикуса. Хотя о вредности сосания пальцев знает большая часть детей всех обследованных возрастов.

Заключение.

Выявленный нами уровень санитарно-гигиенических знаний был сведен к обобщенному интегрированному показателю и выражен в баллах. Оценка ответов на вопросы анкеты проводилась по пятибалльной системе в соответствии с выбранной шкалой (от 0 до 1,0 балла). На основании данных опроса детей 3-х, 4-х и 5-ти лет можно сделать выводы о том, что интегрированный показатель уровня санитарно-гигиенических знаний (УГЗ) о правильном питании и уходе за полостью рта был плохими у детей 3-х и 4-х лет и составил  0,22 и 0,26 балла соответственно, а у детей 5-ти лет  оказался неудовлетворительным (УГЗ =0,54).

Таким образом, в результате проведенного нами социологического исследования можно констатировать низкую осведомленность детей дошкольного возраста, и, соответственно, слабую мотивацию в вопросах гигиены полости рта и культуры питания. По данным специального наблюдения, меньше половины детей дошкольного возраста правильно и регулярно ухаживают за зубами. Во многом это объясняется отсутствием подкрепления со стороны воспитателей и стоматологов еще не стойкого мотива к гигиене полости рта детей дошкольного возраста. Чаще всего учат детей дошкольного возраста гигиене полости рта в семье. В результате этого большинство детей чистят зубы нерегулярно и не имеют представления о правильных движениях во время чистки зубов.

Навыки правильного ухода за зубами, правильного питания формируются у детей в процессе повседневной деятельности. Наше исследование доказало необходимость в  активном участии профессионала-стоматолога в формировании у ребёнка дошкольного возраста навыков правильного ухода за полостью рта, что является залогом стоматологического здоровья на долгие годы.


Библиографический список
  1. Гарифуллина А.Ж. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ОРГАНИЗОВАННЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСта: методические рекомендации / А. Ж. Гарифуллина, Г. И. Скрипкина, В. Г. Сунцов ; Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, ГОУ ВПО “Омская гос. мед. акад.”. Омск, 2009. – 36с.
  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – С.-Пб., 2000. – 260с.
  3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М., 1990. – 180с.
  4. Разумеева Г.И. Первичная стоматологическая профилактика у детей / Г.И.Разумеева, Е.В.Удовицкая, Н.М.Букреева. – Киев: Здоровье, 1987. – 152с.
  5. Скрипкина Г.И. Определение количественного состава микрофлоры полости рта у детей на стоматологическом приёме /Г.И. Скрипкина// Стоматология детского возраста и профилактика (том IX). – 2010. – № 3 (34). – С. 30-31.
  6. Скрипкина Г.И. Применение электрометрии твёрдых тканей зубов у детей /Г.И. Скрипкина, К.С. Хвостова, С.В. Вайц // Стоматология детского возраста и профилактика (том IX). – 2010. – № 2 (33). – С. 23-25.
  7. Скрипкина Г.И РОЛЬ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ В СНИЖЕНИИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ КАРИЕСОМ ЗУБОВ У ДЕТЕЙ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) / Г.И.Скрипкина, Е.В.Екимов //Стоматология детского возраста и профилактика. – 2015. Т. 2. – С. 68-71.
  8. Скрипкина Г.И. ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ /А.Ж.Гарифуллина, В.Г.Сунцов, Г.И.Скрипкина, Ж.Н.Тельнова // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2011. Т. 10. №1. – С. 53-58.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гарифуллина Альбина Жамильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация