В настоящее время в нашем государстве замечается активное совершенствование образования, формирование новейших просветительных модификаций, систем, методологических технологий и методичных комплексов, позволяющих гарантировать образованию единство, системность и результативность, отвечающие более высокому мировому уровню, что в особенности важно в мире минувших событий связанных с вхождением Российской Федерации в Болонский процесс. Особую значимость обретает образование в течение всей жизни, нацеленное на формирование специализации человека в рамках социальной системы, способствующей социальной востребованности всего спектра возможностей и знаний каждого человека [2].
В связи с глобализацией, информатизацией и технологизацией в современном мире происходит быстрое изменение содержания трудовой и профессиональной деятельности, что требует постоянного обучения. Обучение в течение всей жизни – это обучение в рамках и за рамками формального образования; это та цель, к которой стремились участники Болонского процесса. В рамках такого обучения обучаемый уходит от старых методов обучения, применяется инновационный подход к восприятию информации и превращение её в новое знание. В настоящее время в России это направление недостаточно сформировано, так как образовательные организации не осведомлены о понятиях «обучение в течение всей жизни» и «непрерывное образование и обучение» и даже не умеют их различать [1].
Идея непрерывного образования появилась в XX в., однако её корни можно встретить ещё в период древнейших философов. Общечеловеческая и мировоззренческая значимость данной идеи велика, так как её значение состоит в том, чтобы гарантировать любому человеку возможность непрерывного совершенствования, креативного и профессионального развития, обновления знаний, умений, способностей и качеств в течении всей жизни, а следовательно, способствовать процветанию всего общества. Обучение в течение всей жизни может рассматриваться как обучение, длительность которого равна длительности жизни человека. Обучение в течение жизни подразумевает, что человеку нужно продолжать обучаться не только лишь с помощью информальных способов, что делает любой человек в любом случае (ежедневное обучение), но и посредством многократного получения формального образования, обновления знаний, умений и способностей, свойственных ранее имеющемуся у человека уровню образования. Формальное обучение связано с получением конкретных квалификаций и степеней. Неформальное обучение никак не связано с получением формальных квалификаций, хотя и может быть сопряжено с получением какого-либо документа [5].
Информальное обучение реализуется за счет самообразования лица в течение ежедневной деятельности, имеющей отношение к занятию, семье либо досугу. Информальное обучение никак не ведет к получению важного документа. Обучение в течение всей жизни подразумевает широту разных учебных сторон жизни человека, усовершенствование не только лишь его профессиональных способностей, но и иных не менее значимых, предопределенных потребностью или элементарно увлекательных для него видов деятельности. Самомотивация к учебе предполагает, то что индивид преднамеренно старается увеличить степень собственных познаний, что, безусловно, даст воздействие на его умственное формирование и вероятность завоевать конкурентоспособную позицию на рынке труда.
Нами было проведено исследование с помощью социологического опроса, в котором мы опросили студентов Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, задав им несколько вопросов. Вопросы касались обучения в течение всей жизни:
1. Что такое обучение в течение жизни?
2. Как Вы относитесь к обучению в течение жизни?
3. Различаете ли Вы понятия «непрерывное образование» и «обучение в течение жизни»?
В опросе участвовали 100 человек, на первый вопрос 45% опрошенных дали правильный ответ; на второй вопрос 80% опрошенных относятся к обучению в течение жизни положительно, 10% – отрицательно и столько же относятся к обучению в течение жизни нейтрально. Спросив ответ на третий вопрос, 96% студентов ответили, что эти понятия равнозначны, остальные 4% сумеют сформулировать различия между непрерывным образованием и образованием в течение всей жизни. Полученные нами данные подкреплены результатами исследования, проделанными различными ВУЗами. В них отмечено, что около 65% образовательных организаций различают понятия «обучение в течение всей жизни» и «непрерывное образование». Более 95% (среди ведущих вузов – 80%) рассматривают стратегию развития «обучения в течение всей жизни» и/или «не- прерывного образования» в качестве составляющей миссии [3].
На основе всех исследований можно сделать выводы:
1. Для реализации и развития обучения в течение всей жизни необходимо формальное лицензирование образовательных программ, что препятствует организации гибкого образовательного процесса.
2. Большинство форм образования в течение жизни финансируется на средства предприятия, бизнеса, либо самими учащимися.
3. Законодательная база Российской Федерации не создает тех условий, в которых возможен перезачет или признание результатов образования, полученного неформально.
4. Ослабленная финансовая поддержка со стороны государства.
5. Не включена во внимание промежуточная и итоговая аттестация лиц, освоивших образовательную программу с помощью самообразования или семейного образования.
Отмечается, то что образование в течение целой жизни является наиболее важным компонентом нынешних образовательных концепций. Без исключения, немалую значимость в них выступает неофициальное обучение (курсы, тренинги, малые проекты), и информальное обучение, которое реализуется в результате самообразования людей.
Итак, тема постоянного образования является наиболее важной, и, невзирая на то, что представление непрерывного образования в Российской Федерации возникло относительно не так давно, стала неоспорима его потребность как единого качества образовательной модификации.
Создание и регулирование понятийного аппарата представляются существенной надобностью и представляются как общая деятельность заинтересованных ВУЗов, компаний, координируемая влиятельной тренировочной, академической либо социально-профессиональной системой [4].
Можно сказать, что понятие в течение всей жизни призвано усилить значимость понятия образования, придать ему особую целесообразность, неслучайность, осознанность. Данное направление в современной системе образования Российской Федерации развито, но ему не уделяют достаточно внимания. Если произойдет модернизация законодательной базы, усилится государственная финансовая помощь, то направление можно будет считать успешным и прогрессивным. Также стоит уделить внимание лицам, освоившим образовательную программу с помощью самообразования или семейного образования. В наше время важен не столько формальный диплом, сколько гибкость получаемых навыков – таких, как навыки организации времени, решения проблем, адаптивности. А этому нужно учиться в течение все жизни, ведь прогресс не стоит на месте.
Библиографический список
- Горбашко Е.А., Бонюшко Н.А., Семченко А.А. СМК вуза: монография для аспирантов всех форм обучения при изучении учебной дисциплины «Система менеджмента качества в образовании». СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012
- Нигматуллина, И.А., 2012. Готовность к обучению в течение всей жизни (монография) Изд.: LAP Lambert Academic Publishing Gmb H & Co. -С. 76-77.
- Общая стратегия развития МГИМО (2009-2015) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.univolga.ru/sites/univolga.ru/files/mgimo.doc.
- Россия в Европейском пространстве высшего образования/под ред. Артамоновой Ю.Д., Демчука А.Л., Караваевой Е.В., Муравьевой А.А. – Издательство Московского университета. 125009. – 2015 г. – 62 с.
- Прохорова М.П. Подготовка педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=16182326
- Прохорова М.П. Инновационные процессы в профессионально-педагогическом образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=17318598.
Количество просмотров публикации: Please wait