СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РОССИИ

Бугай Анна Вадимовна
Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
студентка 4 курса кафедры «Экономика и менеджмент»

Аннотация
Данная статья отражает уровень развития и динамику основных показателей отрасли строительных материалов, в большей степени промышленности керамической плитки и керамического гранита в России. Также в статье выявлены ключевые факторы и тенденции развития отрасли на перспективу.

Ключевые слова: внутренний спрос., динамика показателей, импортозамещение, керамическая плитка, керамический гранит, отечественные производители, отраслевой анализ, российский рынок, строительные материалы


CURRENT STATUS AND DEVELOPMENT TRENDS OF BUILDING MATERIALS INDUSTRY IN RUSSIA

Bugay Anna Vadimovna
Orel State University named after I. S. Turgenev
4th year student of the department "Economics and management"

Abstract
The paper reflects the level of development and dynamics of major indicators of building materials industry, more industry ceramic tile and ceramic granite in Russia. Also the paper identifies the key factors and tendencies of development of the industry in the future.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бугай А.В. Современное состояние и тенденции развития отрасли строительных материалов в России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/04/66499 (дата обращения: 13.03.2024).

Строительство является крупной отраслью экономики, в состав которой входят 15 подотраслей, включающих в себя 25 видов производств [3]. Выделенные подотрасли входят в промышленность строительных материалов (ПСМ), которая является одной из основных составляющих строительной отрасли.

Возможность увеличения эффективности строительной отрасли во многом зависит от развития ПСМ. В целом данная промышленность специализируется на добыче и производстве разнообразных строительных материалов, необходимых для возведения зданий, сооружений, их реконструкции и ремонта [4].

Рисунок 1. Структура промышленности строительных материалов

Как видно, промышленность строительных материалов имеет сложную структуру, состоящую из множества подотраслей. Проведем анализ отрасли строительных материалов в целом и промышленности строительной керамики и керамических плиток.

Как известно, 2014 год выдался богатым на политические и экономические события, которые сложились как во всём мире, так и конкретно в России. Однако кризис и санкции, вместе с тем, оказали и положительное влияние на экономику, общество и государство в целом. Именно такого рода ситуация, которая в большей степени должна привести к негативным последствиям, заставила впервые за много лет обратить пристальное внимание на серьёзную зависимость страны от широкого спектра товаров.

Строительная отрасль не является исключением и уже с лета 2014 года началась активная разработка и осуществление планов по импортозамещению. В целом для поддержки политики импортозамещения и ее развития правительством РФ было выделено около 20 миллиардов рублей [5].

Снижение поставок импортных материалов компенсируется как за счёт наращивания объёмов выпуска отечественной продукции уже имеющихся производств, так и благодаря созданию новых.

В целом кризис не значительно повлиял на рынок строительных материалов. С 2014 года по 2015 год цены на их производстве выросли почти до 5%, тогда как в капитальном строительстве около 10% [6]. Несмотря на то, что рынок строительных материалов имеет тесную взаимосвязь со строительным рынком и представленные рынки развиваются параллельно, первый более устойчиво переносит влияние политической и экономической ситуации в стране.

В 2015 году на отечественном рынке строительных материалов наблюдаются разнонаправленные тенденции, отражающие объем производства, потребления продукции и ценовые показатели. Тем не менее, налицо факт углубления тенденции 2015 года, когда, по официальным данным службы статистики РФ, годовой индекс роста цен в целом по отрасли составил 13,4% против 8,4% в 2014 году. При этом, рост цен производителей строительных материалов в рублевом выражении в Российской Федерации составил 8% [7].

На сегодняшний день ПСМ в общей структуре по отраслям промышленности РФ занимает 3,1%.

Рисунок 2. Структура производства по отраслям промышленности РФ (%)

Рост производства строительных материалов означает общее улучшение макроэкономической ситуации, увеличение инвестиций в строительство.

Рисунок 3. Представленность инвестиционных проектов в промышленном строительстве по отраслям по итогам 2015 года (%)

В качестве основных клиентов рынка строительных материалов выделяют: строительные компании, строительно-ремонтные компании и частные потребители.

Рисунок 4. Структура российского рынка основных потребителей строительных материалов [6]

 

Реализация продукции на рынке РФ в большинстве случаев осуществляется через развитую дилерскую сеть: крупным оптом и в розницу. А также большинство производителей имеют свои фирменные магазины, розничные точки и центры оптовых продаж в регионах.

Цена на импортные строительные материалы с начала 2015 года выросла примерно на 50%. В связи с тем, что при производстве отечественных строительных материалов поставщики используют компоненты и оборудование зарубежного производства, они также подняли цены примерно на 15%. В результате выгоднее стало покупать отечественные материалы, причиной тому не только экономия, но и объяснимое желание избежать рисков, связанных с валютными колебаниями, как следствие – срывом поставок.

Однако, возможна вероятность ухудшения качества используемых материалов. Тем не менее крупные компании в настоящее время не готовы жертвовать своей репутацией ради экономии.

Общее производство строительных материалов можно условно подразделить на строительные, отделочные. К первым относятся материалы, которые используются в возведении зданий и сооружений при работах первого цикла строительства. Это:

-                   кирпич, панели, керамзитобетонные блоки;

-                   кладочные растворы;

-                   теплоизоляционные материалы;

-                   кровельные материалы.

Ремонтные и отделочные работы требуют применения соответствующих средств, таких как: сухие строительные смеси; различные типы плиток, всевозможные покрытия [8].

Доли подотраслей в общем объеме отечественно производства строительных материалов представлены в диаграмме.

Рисунок 5. Доля подотраслей в общем объеме отечественного производства строительных материалов (%)

 

Рынок отделочных материалов является одним из наиболее стабильных сегментов строительной отрасли. Даже сейчас, когда вследствие кризиса существенно упал общий спрос, данная категория товаров по-прежнему вполне востребована. Это можно объяснить очень просто: население страны стало меньше покупать новое жилье, зато активнее вкладывается в ремонты.

Более того, практически ни один крупный ремонт не обходится без применения керамической плитки и керамического гранита как одних из важных составляющих отделки помещений. Их производство как видно из графика, представленного выше, составляет 2,7% от общего объема отечественно производства строительных материалов.

В настоящее время керамическая плитка и керамогранит применяются в отделке различных поверхностей и без данных материалов не обходится ни одно строительство. Плитку кладут на кухнях, в ванных комнатах, в коридорах и торговых центрах, а также в производственных помещениях и на фасадах зданий. Неудивительно, что развитие производства этих отделочных материалов происходит вместе с развитием строительства.

Что касается российского рынка конкретно керамической плитки и керамогранита, то на сегодняшний день он характеризуется как высококачественный и как рынок с доступной ценой. Хотя и сравнительно недавно на рынке РФ была представлена данная продукция, произведенная большей частью за рубежом, сейчас отечественный материал встречается чаще, чем иностранные аналоги. Предприятия, производящие керамику в России, вышли на конкурентоспособный уровень. Несмотря на то, что некоторое количество производителей еще использует в своем производстве не совсем качественные материалы, что не позволяет им составлять достойную конкуренцию, самые распространенные бренды способны конкурировать по качеству и дизайну с зарубежными марками.

Такой прорыв объясняется тем, что крупные российские производители стали успешно сотрудничать с зарубежными коллегами. Мало того, что отечественные производители стали перенимать их опыт, они стали приглашать к сотрудничеству известных испанских, а также итальянских технологов и дизайнеров. На заводах и предприятиях стало появляться современное оборудование, позволяющее изготовлять действительно качественную и конкурентоспособную продукцию.

Выпуск керамической плитки и керамогранита на отечественном рынке имеет относительно стабильные показатели за период с 2009 по 2015 год.

Рисунок 6. Выпуск керамической плитки в России

Рисунок 7. Выпуск керамического гранита в России

 

Динамика предложения керамической плитки и керамогранита в 2015 году практически повторяет картину ввода жилья – всплеск спроса в первые месяцы дал по итогам года 3% прирост производства, но фактически оно снижается с апреля месяца [9].

Источник: данные Росстата, аналитика IndexBox

Рисунок 8. Динамика производства керамической плитки и керамического гранита в РФ в январе 2014 – декабре 2015 гг., прирост к аналогичному месяцу прошлого года в натуральном выражении (%)

 

На рынке керамических изделий в РФ существует большое количество участников, а также разнообразие продукции, в таких условиях действует жесткая конкуренция.

Всего в Российской Федерации на 2015 г насчитано 22 производителя керамической плитки и керамогранита (27 заводов), 19 из них выпускают кафельную плитку, 15 предприятий выпускают керамический гранит. Некоторая часть из них специализируется лишь на выпуске какого-то одного вида плитки, а часть предприятий имеет более широкий ассортимент.

На данный момент крупными отечественными производителями керамической плитки и керамогранита, конкурирующими между собой на территории РФ, являются предприятия, представленные на рисунке 9.

Рисунок 9. Отечественные производители керамической плитки и керамогранита

 

Процентная доля рынка крупных предприятий от всего объема отечественного производства керамической плитки и керамогранита представлена на рисунке 10 [10].

Рисунок 10. Процентная доля рынка предприятий в производстве отечественной керамической плитки

 

На долю самых крупных названых компаний приходится 73,2% рынка керамической плитки и керамического гранита. Из них пять компаний-лидеров в сумме занимают 50,8% российского рынка отечественного производства.

Что касается потребления керамической плитки и керамогранита, то по мнению экспертов стройиндустрии, половину рынка потребления занимают компании-застройщики, а вторую половину занимают частные потребители.  По замыслу создателей данного рода материалов основная часть продукции рассчитана на частного потребителя, но охвачен и строительный сегмент.

Спрос на керамическую плитку и керамический гранит в России на протяжении 2010-2013 гг. ежегодно возрастал. В эти годы показатель рос активными темпами – в среднем на 11,4% относительно предыдущих лет. Однако в 2014 г впервые было зафиксировано снижение спроса на данную продукцию со стороны покупателей. Объём спроса снизился на 1,3% к уровню 2013 г и составил по итогам года 238,3 млн м2. Данная тенденция объясняется сокращением продаж в 2014 г как со стороны корпоративного сектора, так и частного [11].

В 2015 г снижение продаж керамической продукции на внутреннем рынке продолжилось. Спад продаж продукции со стороны корпоративного сектора связан с рядом факторов. Во-первых, сократилось государственное финансирование строительства новых объектов. Во-вторых, Центральный банк повысил ключевую ставку в конце 2014 г, что вызвало снижение доступности заёмного капитала из-за повышения ставок по корпоративным кредитам коммерческими банками. Данные обстоятельства сказались на государственных и корпоративных инвестициях в строительство, что привело к снижению спроса на керамическую плитку и керамогранит со стороны соответствующих секторов.

Приведённые факторы привели к снижению активности населения в области ремонта и строительства, что в итоге сказалось на внутренних продажах керамических изделий. По оценкам службы статистики РФ, объём продаж на российском рынке в 2015 г снизился на 4,5% относительно прошлого года. В 2015 году в стране реализовано порядка 210 млн м2 керамической плитки и керамического гранита [7].

На фоне стагнации спроса на внутреннем рынке начала расти доля экспорта. Этому способствовало и то, что часть отечественных предприятий принадлежат иностранному бизнесу, который может регулировать соотношение внутринациональных и международных поставок на уровне головного офиса.

Источник: ФТС, данные Росстата, аналитика IndexBox

Рисунок 11. Доля экспорта в российском производстве керамической плитки и керамогранита в январе – ноябре 2015 г. (%)

 

По данным службы статистики РФ, в общей структуре отечественного рынка керамической плитки и керамического гранита на долю внутренней продукции приходится около 70% рынка, на долю импорта – 30%.

Следствием транснациональной сбытовой политики является то, что по итогам 2015 года доля импорта упала не слишком значительно – на 2 п. п. (с 32% до 30%). Кроме того, она и так сильно снизилась в 2014 г. [9].

Источник: ФТС, данные Росстата, аналитика IndexBox

Рисунок 12. Доля импорта и российского производства керамической плитки и керамогранита в январе – ноябре 2015 г. (%)

 

В Россию из-за рубежа ввозятся в основном не слишком массовые коллекции керамических изделий, производство которых на наших заводах признанно нецелесообразным, либо дешевая плитка из постсоветских республик и Китая. Примечательно, что доля импорта росла практически в те же месяцы, что и отгрузка продукции за рубеж – июнь, июль, ноябрь.

Хотя в России за последние два года и произошло снижение спроса, но главным для российского рынка, конкретно для отечественного производителя, является то, что спрос снизился не из-за того, что население переключилось на импортную продукцию. Ведь на рынке РФ большим спросом пользуется именно отечественная продукция (рисунок 13) [10].

Рисунок 13. Соотношение потребления россиянами отечественной и импортной керамической плитки и керамогранита в млн. кв. м.

 

Исходя из всего выше сказанного можно выделить ключевые факторы успеха отрасли:

-                   использование инновационных технологий и современного оборудования в производстве;

-                   повышение (совершенствование) качества продукции;

-                   сбытовая сеть;

-                   устройство производства на месте (или поблизости) строительства/ремонта, что значительно снижает себестоимость строительных материалов.

Тенденциями развития отрасли являются:

  1. Увеличение производства на отечественном рынке конкурентоспособных строительных и отделочных материалов. Доля отечественных материалов значительно превышает долю импортных материалов на рынке РФ. Главным стимулом развития отечественного производства стала политика импортозамещения. За счет сокращения объемов импорта продукции из-за рубежа происходит экономия валютных средств.
  2. Переориентация на внутренний рынок. Многие компании пересмотрели свои стратегии развития и сократили долю экспортируемой продукции. В результате развития внутреннего рынка потребления и стимулирования строительства правительством, выгодно и безопасно становится производить для внутреннего рынка.
  3. Развитие современного производства и инновационных продуктов. Все больше и больше отечественных производителей вкладывают ресурсы в развитие собственного научно-технического отдела. Главная задачей подобного отдела является разработка новой продукции и нового дизайна, что становится одним из важнейших условий успеха в конкурентной борьбе. Обеспечение потребности в современных материалах строительного комплекса, способствует снижению затрат при строительстве и эксплуатации зданий, повышению комфортности жилья.
  4. Небольшое снижение потребления строительных материалов, что находится в прямой зависимости от сложившейся кризисной ситуацией в стране и, соответственно, снижения жизненного уровня населения. Также снижение потребления находится в обратной зависимости от роста цен. Более активное потребление осуществляется строительным сектором, так как правительством стимулируется строительство.
  5. Развитие конкуренции на рынке строительных и отделочных материалов, государственное стимулирование развития отрасли, регулирование монопольных проявлений, совершенствование торгово-сбытовой системы должны повлечь выравнивание цен и их постепенное снижение.
  6. Хотя и российский рынок заполоняют отечественные материалы, их производство осуществляется на основе зарубежных технологий и оборудовании. Плюсом использования зарубежных технологий можно назвать снижение негативного воздействия на окружающую среду при процессе производства строительных материалов. Снижение отрицательного воздействия осуществляется за счет внедрения малоотходных и безотходных технологий. В результате возрастают масштабы использования энергосберегающих технологий на производстве.

Библиографический список
  1. Измалкова С.А., Тронина И.А., Татенко Г.И., Магомедалиева О.В., Лаушкина Н.С. Стратегический анализ: современная концепция менеджмента: учебное пособие для высшего профессионального образования. – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2013. – 315 с.
  2. Измалкова С.А, Тронина И.А. Инновационное развитие предприятий реального сектора экономики на основе стратегической интеграции: монография. – Орел: ФГОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2011. – 135 c.
  3. Мониторинг и краткая характеристика отрасли строительства. Статья. URL: http://www.zondir.ru/articles/stroymaterialy/monitoring-i-kratkaya-harakteristika-otrasli-stroitelstva.html (дата обращения: 03.04.2016).
  4. Состав промышленности строительных материалов, ее место в строительном комплексе и национальной экономике. Статья.     URL: http://investobserver.info/sostav-promyshlennosti-stroitelnyx-materialov-ee-mesto-v-stroitelnom-komplekse-i-nacionalnoj-ekonomike/ (дата обращения: 03.04.2016).
  5. Россия 2015: Импортозамещение в строительстве. Статья.                                                                                                                                             URL: http://www.stroyservice.ru/2015/rossiya_2015_importozamewenie_v_ stroitelstve/ (дата обращения: 03.04.2016).
  6. Обзор рынка строительных материалов на 2015. Статья. URL: http://kitocenka.ru/obzor-rynka-stroitelnykh-materialov (дата обращения: 03.04.2016).
  7. Федеральная служба государственной статистики. Официальный интернет-портал. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 03.04.2016).
  8. Рынок строительных материалов 2015 и прогноз на следующие годы. Статья. URL: http://proremont.info/rynok-stroitelnyx-materialov-2015-i-prognoz-na-sleduyushhie-gody/ (дата обращения: 03.04.2016).
  9. Рынок керамической плитки: итоги 2015 года. Статья. URL: http://www.indexbox.ru/news/rynok-keramicheskoj-plitki-itogi-2015-goda/ (дата обращения: 03.04.2016).
  10. Керамическая плитка: Россия, отечественный рынок. Статья. URL: http://build-experts.ru/keramicheskaya-plitka-rossiya-otechestvennyj-rynok/ (дата обращения: 03.04.2016).
  11. Анализ рынка керамической плитки в России в 2010-2015 гг. Отчет. URL: http://www.energosovet.ru/analit.php?parent=rubricator&child= getresearch&id= 23572 (дата обращения: 03.04.2016).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Бугай Анна Вадимовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация