ЧТЕНИЕ ВСЛУХ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО ЧИТАТЕЛЯ В ГПД

Морозова Ирина Александровна1, Сатистова Елена Александровна1
1Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал, студентка 4 курса факультета дошкольного и начального образования

Аннотация
В данной статье раскрывается сущность понятия «квалифицированный читатель ». В статье говорится о том, как в группе продленного дня заинтересовать ребенка чтением, как использовать чтение с помощью игры, через постановку кукольного театра, сценок.

Ключевые слова: группа продленного дня, игра, квалифицированный читатель, чтение


READING ALOUD IN THE SYSTEM FORMING A SKILLED READER IN THE GROUP DAY CARE

Irina Morozova1, Elena Satistova1
1Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Arzamas Branch), 4nd year student of the Faculty of preschool and primary education

Abstract
This article reveals the essence of the concept of "qualified reader." The article states that, as a group day care of the child interested in reading how to use reading through play, through the formulation of puppetry, skits.

Keywords: group day care, playing, qualified reader, reading


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Морозова И.А., Сатистова Е.А. Чтение вслух в системе формирования квалифицированного читателя в ГПД // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/03/65972 (дата обращения: 24.04.2024).

Квалифицированный читатель - это ребенок или взрослый, “который, читая книги, “смотрится, как в зеркало, в другого человека” и таким образом осознает действительную ценность других людей и себя самого”.

Еще совсем недавно ценность чтения книги была неоспоримой. На сегодняшний день ситуация с чтением книг очень сильно изменилась. В наш век научно-технического прогресса  дети потеряли интерес к чтению.

При такой ситуации школа, а не сам ребёнок, определяет необходимость чтения и его репертуар. Общение с книгой  воспринимается как продолжение урока за рамками класса.  Принудительное чтение отрицательно сказывается на его качестве.

Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности,  так как через неё происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому.

Следует помнить, что в первый класс идут дети из дошкольного учреждения,  где они играли, гуляли и им не приходилось выполнять некоторые обязанности, которые они должны выполнять в школе (сидеть за партой, учить уроки и т.д.). Чтобы заинтересовать, привлечь детей к чтению книг, нужно очень сильно постараться не только учителям, но и их родителям. Через игру в непринужденной обстановке дети самовыражаются и  открываются для учителей с другой стороны. Так же детям можно предложить поставить кукольный театр, сценку на любую ими выбранную сказку главное привлечь всех детей, и не оставить их без внимания. Детям очень нравиться изображать сказочных героев.

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования предусматривается реализация основной образовательной программы общего начального образования посредством урочной и внеурочной деятельности. Работа групп продленного дня (гпд) является одной из моделей внеурочной организации деятельности обучающихся.

Группа продленного дня – это модель организации внеурочной деятельности для школьников с целью создать благоприятные условия для улучшения выполнения домашних заданий. Кроме того такие занятия способствуют личностному росту детей.

Воспитание интереса к книге является одним из направлений  воспитательной работы в группе продлённого дня. Чтение и рассказ книг организуется во все моменты жизни детского коллектива, их связываем и с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Формы работы с книгой разнообразны.

Чтобы  повысить эффективность работы, и воспитать интерес к книге, к чтению позволяет использование компьютерных технологий. Так же важно отобранные для чтения произведения они должны быть подлин­но художественными, т.е. такими, которые интересны и ребенку, и взрослому, а главное – они должны нравиться читающему взрос­лому. Сначала для чтения вслух нужно выбирать небольшие по объему произведения, по­степенно объем произведений будет увеличиваться, и впоследст­вии одно произведение можно читать в течение нескольких уро­ков. Отбор учебного материала сначала производит учитель, но в дальнейшем он должен привлекать детей, чтобы они сами выбирали материал для чтения. Так же важна манера, то есть, как учитель читает выбранное художественное произведение. Учитель должен суметь передать свое положительное отношение к читаемому, по­этому важно выбрать нужную интонацию и читать с соблюдением орфоэпических норм. При чтении необходимо улавливать настроение детей, заме­чать, все ли понятно, нравится ли им, нет ли усталости. Иногда полез­но предложить детям задать вопросы о том, что им непонятно, что заинтересовало их в этом рассказе. Самое главное в процессе учитель должен следить за тем, чтобы детям не надоело слушать,  и они не хотят продолжать чтение.

Занятия в ГПД предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного роста, несут в себе большой эмоциональный заряд.

Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только творческие люди, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором.

Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога – научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. Книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: «Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать»[5, с 35].


Библиографический список
  1. Губанихина Е.В. Формирование профессионально-ценностных  ориентаций педагогов в воспитательном пространстве вуза //Приволжский научный вестник.  2014.  № 8-2 (36).  С. 8-10.
  2. Губанихина Е.В., Жесткова Е.А. К проблеме авторского замысла в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-1. – С. 129-132;URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=9447 (дата обращения: 20.03.2016).
  3. Гусев Д.А. Педагогический потенциал народного творчества в контексте исторического анализа развития образовательных учреждений на селе // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 1 (21). С. 44-47.
  4. Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников / Е.А. Жесткова, Е.В. Цуцкова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1330.
  5.  Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В. И. Даля. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4-3 (34). С. 70-74.
  6. Жесткова Е.А. Н.М. Карамзин и А.К. Толстой: о художественном осмыслении исторической эпохи Иоанна Грозного // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. 2013. № 4. С. 51-54.
  7. Жесткова Е.А. Литературный кружок как форма организации внеурочной деятельности с одаренными детьми / Е.А. Жесткова, Е.Н. Рыбакова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: http://www.science-education.ru/125-19783 (дата обращения: 20.11.2015).
  8. Жесткова Е.А. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки / Е.А. Жесткова, А.С. Клычева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 1-1 – С. 126-130.
  9. Лучина Т.И. Нравственное воспитание современных школьников // IV Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве в свете цивилизационного выбора крещения Руси: материалы педагогических чтений. отв. ред. О.Р. Каюмов. Омск, 2015. С. 70.
  10. Лучина Т.И. Взаимосвязь коммуникативного образования и нравственного воспитания современных школьников // Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Омск, 2015. С. 149-158.
  11. Цуцкова Е.В. Эпитеты и их функционирование в «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина / Е. А. Жесткова, Е. В. Цуцкова // Молодой ученый. – 2014. – №21.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Жесткова Елена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация