ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЯЗЫКЕ КАК ОСНОВНОМ СРЕДСТВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Неводова Дарья Павловна1, Еровихина Светлана Сергеевна1
1Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Аннотация
В статье рассматривается проблема усвоения языка и речи младшими школьниками, их взаимосвязь. Раскрывается важность ответственного отношения к языку как средству и к речи как процессу общения. Авторами предложена система упражнений на формирование речи учащихся.

Ключевые слова: младший школьник, общение, речь, язык


THE FORMATION OF THE YOUNGER STUDENTS OF THE LANGUAGE AS A MAJOR MEANS OF HUMAN COMMUNICATION

Nevodova Darya Pavlovna1, Erovihina Svetlana Sergeevna1
1Arzamas branch of Nizhny Novgorod state University

Abstract
In the article the problem of language acquisition and speech primary school children, their relationship. Reveals the importance of responsible attitude to the language as a means and speech as the process of communication. The authors propose a system of exercises for forming speech students.

Keywords: communication, junior schoolchild, language, speech


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Неводова Д.П., Еровихина С.С. Формирование у младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого общения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/03/65464 (дата обращения: 17.04.2024).

Младший школьник – это ребенок, который овладевает навыками общения, стремится развиваться, получать новые знания, приобретает навыки взаимодействия с ровесниками.

Язык – это совокупность средств общения людей путем обмена идеями и правил употребления денных средств; язык как сущность обретает свое проявление в речи. Речь представляет собой внедрение существующих языковых средств и законов в самом общении людей, потому может быть определена как функционирование языка [3, с.29-33].

Язык и речь тесно взаимосвязаны: в случае если нет речи, то нет и языка, так как язык – данное средство общения; речь – данное олицетворение и реализация языка, который средством речи выполняет собственную коммуникативную функцию [1, c.6].

Сущность языка акцентируется в его двойственной функции: он является и инструментом мышления и способом общения для человека. Язык еще и сохраняет внутреннее значение общества, функционирует как система социальной, культурной наследственности.

В школе на уроках литературного чтения и письма исполняется составление у детей ответственного отношения к языку как средству и к речи как процессу общения.

Младший школьный возраст – это промежуток времени для  положительных перемен и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществляемых каждым ребенком на данном возрастном этапе.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Именно во время учебной деятельности учащиеся приобретают навыки общения.

Одним из главнейших признаков коммуникативного развития считаются отличительные черты восприятия и понимания другого человека. В младшем школьном возрасте общественное восприятие весьма специфично. Оно различается ситуативностью, стереотипностью, ориентацией на внешние показатели. Физический вид и его оформление являются для младших школьников «каркасом», на котором выстраивается образ другого человека. Именно поэтому дети любят разговаривать с привлекательными на вид мальчишками и девчонками.

База для подходящего коммуникативного становления малыша – его адекватная самооценка. В младшем школьном возрасте у малыша, обычно, формируется некая самооценка в отношении собственных коммуникативных свойств. Условием высочайшей и адекватной самооценки считается познание ребенком собственных коммуникативных отличительных черт и присутствие способности для их реализации. Чрезвычайно важно, чтобы ребенок понимал, как он ведет себя в ходе общения: что у него выходит лучше, нежели у иных, а над чем ему еще необходимо потрудиться. Таким образом, у ребенка начинает зарождаться коммуникативная рефлексия.

Воспитанники по-разному относятся к собственным друзьям: одних одноклассников учащийся выбирает, других не выбирает, третьих отвергает; отношение к одним стабильно, к другим не стабильно [2, с. 149-151].

Мы предлагаем комплекс упражнений для 3 класса на формирование речи у младших школьников.

1.      Прочитать и расположить предложения так, чтобы получился текст. Записать текст и озаглавить его из предложенных названий: «Лиса и журавль», «Лиса в гостях у журавля», «Лиса».

Приготовил он окрошку в кувшине с узким горлом.

С тех пор и дружба у них врозь.

Не лезет её голова туда.

Позвал журавль лису в гости.

Лиса прыгает около кувшина.

А журавль клюёт да клюёт окрошку, всё один и поел [4, с.151].

2. Списать текст, поставить точку в конце каждого предложения.

В поле.

Наступила золотая осень яркими бусами алеют ягоды калины колхозники работают в поле они убирают спелый картофель в высокие груды насыпана оранжевая морковь школьники помогают собирать урожай на машинах овощи везут в город скоро настанут холода [4, c.155-156].

3. Допишите предложения. Подчеркните главные члены предложения во всем тексте.

Прошли осенние … . Белым ковром накрылась и отдыхает … . Весело кружат … . На улицу вышли … . Они стали лепить … . Хороший подарок … .

Ночью повалил хлопьями … . Побелели … . Пушистый ковер лег на … . Она вся расписана … . Люди рады первому … .

Собралась вся … . Был день рождения … . Она получила … . Мама подарила … . Бабушка связала … . Папа купил … . В ней были интересные … .

Я медленно иду … . С нежные хлопья … . Над высокой елью … . Они угощались … . [4, с.158 – 161].

4. Дополните предложения, чтобы получился связный рассказ.

Приход зимы.

Этой осенью рано ударили _______ _______. Они застудили _______ . На голых полянах _______ _______. Но вот выпал _______ _______. Снежные шапки надели _______ _______ _______ . Озимые хлеба _______ _______ . Им тепло и спокойно _______ _______. [4, c.161].

Первый снег.

Прошли дождливые _______ _______. В воздухе запорхали _______ _______ . Но вот снег повалил _______ _______ . Он ложится пушистым ковром на _______ _______ . На опушке _______ стоит лесник. К нему весело бежит _______ _______ . [4, с.162 – 163].

Таким образом, формирование у младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого общения крайне важно. На уроках русского языка и литературного чтения необходимо развивать речь детей и обогащать их словарный запас. Это будет способствовать формированию правильной, грамотной речи младших школьников.


Библиографический список
  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 1968 – 296 с.
  2. Жесткова  Е. А. Формирование ценностных ориентиров у младших школьников в процессе изучения лексики на уроках русского языка / Е.А. Жесткова, Е.В. Цуцкова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 12 – С. 85-88.
  3. Жесткова Е.А. Развитие речи младших школьников в процессе работы с толковыми словарями // В сборнике: Культура, наука, образование: проблемы и перспективы Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор А.В. Коричко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Нижневартовский государственный университет. 2014. С. 43-45.
  4. Жесткова Е.А. Сетевое взаимодействие как фактор инновационного развития образовательных учреждений / А.В. Евсеева, Е.А. Жесткова // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2014. Т. 2014. С. 141.
  5. Залесов Г.М., Николаенко В.М., Андрюшина Т.В. и др. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2010.- С. 149-151.
  6. Лучина Т.И. Взаимосвязь коммуникативного образования и нравственного воспитания современных школьников // Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Омск, 2015. С. 149-158.
  7. Тяжелова М.Г. Приемы развития личностной заинтересованности младших школьников в изучении русского языка.//Начальная школа.-2007.-№11.-C.29-33.
  8. Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В.. Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 1999. – 320с.
  9. Филиппова Л.В. Лексические упражнения как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников // Проблемы современной науки. – 2012. – №5.1. – С.60-69.
  10. Цуцкова Е.В. Эпитеты и их функционирование в «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина / Е. А. Жесткова, Е. В. Цуцкова // Молодой ученый. – 2014. – №21.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Жесткова Елена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация