ПОВЫШЕНИЕ СТАВКИ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Наумкина Татьяна Васильевна1, Наумкин Андрей Павлович2
1Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г.Разумовского, к.ю.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
2Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, консультант

Аннотация
В данной статье говорится о поисках возможностей привлечения бо́льшего объема средств в бюджет и о возврате к прогрессивной шкале налогообложения на доходы физических лиц, повышении ставок как возможных вариантах решения проблемы.

Ключевые слова: бюджет, налоговая законодательство, налоговые ставки, прогрессивная шкала


INCREASE OF TAX RATE ON PERSONAL INCOME

Naumkina Tatyana Vasilievna1, Naumkin Andrey Pavlovich2
1Moscow State University of Technology and Management of K.G.Razumovskiy, DSc of law, the senior lecturer of chair «Accounting, analysis and audit»
2Analytical department of office of the Council of the Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation, consultant

Abstract
The article refers to the search for opportunities to attract more funds into the budget, and return to a progressive scale of taxation on personal income, rate increase as possible options to solve the problem.

Keywords: budget, progressive scale, tax legislation, tax rates


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Наумкина Т.В., Наумкин А.П. Повышение ставки налога на доходы физических лиц // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/03/65463 (дата обращения: 14.03.2024).

Система налогообложения является важным рычагом влияния в руках государства. С помощью нее можно воздействовать на многие стороны жизни страны: доходы бюджета, уровень рождаемости, развитие бизнеса и т.д.

В 2014-2015 годах доходы федерального бюджета РФ сокращались в связи с общим ухудшением в экономике страны, неблагоприятной внешнеполитической ситуацией, ростом инфляции и падением цен на нефть. Правительство ищет возможность привлечения бо́льшего объема средств в бюджет. Все чаще стали говорить о возможности увеличения налоговых ставок, например, по НДС и НДФЛ. Возврат к прогрессивной шкале налогообложения на доходы физических лиц и повышение ставок является одним из возможных вариантов решения проблемы. На протяжении последних 5 лет поступали различные законопроекты по этому вопросу на рассмотрение нижней палатой парламента. Однако до сих пор не один из них не был утвержден.

Например, в 2015 году от партии КПРФ был предложен законопроект о повышении ставки налога на доходы физических лиц с 13% до 16% (информация содержится в автоматизированной система обеспечения законодательной деятельности Совета Федерации и Государственной Думы). При этом от обложения НДФЛ по ставке 16% освобождаются доходы в части, которая не превышает минимальный размер оплаты труда (МРОТ) за каждый месяц налогового периода (с 1 января 2016 года МРОТ составляет 6 204 рублей в месяц):

  • 0% для доходов до уровня МРОТ*12;
  • 16% для дохода от уровня МРОТ*12 и выше.

Так же  предполагается  введение четырехступенчатой градации доходов работающих граждан РФ:

Первая группа: ставка НДФЛ 13% для дохода до 5 млн. руб. в год.

Вторая группа: ставка НДФЛ 18% для дохода от 5 млн. до 50 млн. руб. в год.

Третья группа: ставка НДФЛ 23% для дохода от 50 до 500 млн. руб.

Четвертая группа: ставка НДФЛ 28% для дохода более 500 млн. руб. и выше.

Опираясь на опыт развитых стран, многие политики предполагают, что дифференцированная система скажется положительно на привлечении бо́льшего объема средств в бюджет и позволит сократить разрыв между самыми богатыми и самыми бедными слоями населения. По подсчетам депутатов, 0,2 процента жителей России обладают 30 процентами всех доходов. Также звучат предложения о снижении ставки налога для беднейших слоев населения.

Однако сравнивать как работает прогрессивная шкала подоходного налога в развитых странах и в России нельзя. К сожалению, уровень налоговой культуры в российском обществе до сих пор невысокий. При повышении налоговой нагрузки есть опасения, что многие граждане будут скрывать доходы, уходить всевозможными путями от налогов. В итоге бюджет не дополучит необходимые средства.

Государство может реально использовать фискальную и стимулирующую функции налогов, только если общество понимает экономическую необходимость их существования.

Налог на доходы физического лица занимает особое положение в ряду налогов. Он является неотъемлемой частью налоговых систем практически во всех странах. Впервые в России подоходный налог был установлен в начале 1916 года и должен был быть введен в действие с 1917 года. Но революционные события в стране отменили принятые раннее законы. И он так и не вступил в силу. Однако идея о введении этого налога была поддержана в СССР. Это был единственный налог, существовавший в стране при практически полном отсутствии налоговой системы. В советские годы предприятия и организации перечисляли определенные суммы отчислений с доходов.

7 декабря 1991 года в России был принят закон №1998-1 «О подоходном налоге физических лиц», его действие началось с 1 января 1992 года. В этот период существовала шкала прогрессивных ставок с совокупного годового дохода. Шкала ставок изменялась 9 раз по прогрессивному принципу за период с 1991 по 2000 год. Минимальная ставка оставалась в размере 12%, а максимальная ставка изменялась в разные годы от 60% до 30% в зависимости от уровня годового дохода налогоплательщика, оставаясь одной из самых низких в Европе:

- 12% с дохода до 50 тыс. руб. в год;

- 20% для дохода от 50 001 руб. до 150 тыс. в год;

- 30% с доходов свыше 150 тыс. руб. в год.

С 1 января 2001 года вступила в силу вторая часть Налогового Кодекса Российской Федерации, действующая на сегодняшний момент. Она изменила систему применения ставок. Вместо прогрессивной шкалы, были установлены «плоские» ставки. Ставки были уменьшены, и формально было установлено равное налогообложение доходов всех категорий налогоплательщиков. Плоская шкала помогла повысить собираемость налога на 25%. Многие налогоплательщики отказались от «теневого дохода».

Система подоходного налога в России построена по принципу «плоских» ставок. Большая часть доходов населения подпадает под ставку 13% (заработная плата и прочие доходы). При таком порядке удельный вес НДФЛ в общей сумме поступления в бюджет достигает 30%.

Существующая система налогообложения НДФЛ в России выглядят достаточно либерально по сравнению со странами Западной Европы и США.

Например, в Великобритании налоговое законодательство сложное. Подоходный налог и его ставки регулируются законами, инструкциями налоговой службы (HMRC), с учетом прецедентов. Необходимо быть специалистом, чтобы в них разобраться. Ставки НДФЛ (personal income tax) в Великобритании имеют прогрессивную шкалу. Ставка 0% действует для дохода до определенного уровня (personal allowance). Например, этот уровень в 2011 был 7475£ в год, а в 2012 – 8105£ в год. Ежегодно уровень дохода для применения 0% корректируется на уровень инфляции и другие показатели. То есть, если грязный (gross) месячный доход не превышал в 2011 году622 фунта($1 000), то обязательств по уплате налога на доходы не возникает. Ставка 20% устанавливается для дохода свыше «personal allowance level» до «basic rate level». Например, в 2011 году этот уровень был от 7475 до35000 фунтовв год, то есть 20% налога исчислили из разницы между «personal allowance level» и «basic rate level». Ставка 40% (higher rate) начисляется на доход выше «basic rate level» вплоть до момента, когда доход достигнет150 000 фунтовв год, то есть ставка применяется к сумме дохода «higher rate level» минус «basic rate level». Существует также ставка 50% на сумму дохода выше «higher rate level» уровня. Очевидно, что максимальная налоговая нагрузка в Великобритании рассчитана на состоятельных налогоплательщиков. Тогда как бедные и небогатые слои населения платят не более 20% из своего дохода. Размер ставок и уровни дохода, с которого они начинают применяться, периодически изменяются в зависимости от налоговой и социальной политики страны.

Похожая система прогрессивной шкалы в зависимости от уровня дохода применяется в Нидерландах (ставки от 2,3% до 52%) и других странах Западной Европы. Льготы по налогообложению могут применяться в зависимости от социального статуса налогоплательщика (семейный, одинокий, в зависимости от наличия детей и проч.).

В Соединенных Штатах Америки налог на доходы физических лиц не ниже чем в странах Западной Европы. Он построен по прогрессивному принципу. Налог устанавливается на уровне каждого штата. Кроме того, существует федеральный налог на доходы. В каждом штате плавающие ставки, а в некоторых налог даже отсутствует, например в штате Техас, Флориде и Аляске. Ежегодно пересматриваются уровни дохода для применения той или иной ставки. Помимо этого, градация идет по социальному статусу налогоплательщика: одинокий, состоит в браке, вдовец/вдова и т.д. Так в 2015 году для категории «одинокий» (single) действуют следующие федеральные ставки:

- 10% для дохода до 9 225$;

- 15%  $9 226 – $37 450;

- 25%  $37 451 – $90 750

- 28%  $90 751 – $189 300

- 33%  $189 301 – $411 500

- 35%  $411 501 – $413 200

- 39,6% $413 201 и выше.

Если рассматривать НДФЛ Германии, то там действует правило: чем выше зарплаты, тем выше налоги. Германия считается одной из немногих стран в Европе, которая достигла максимального отсутствия теневой экономики. В сравнении с Россией НДФЛ в Германии прогрессивен. Минимальная ставка составляет 19%, максимальная ставка – 43%.

В Германии так же существует необлагаемый налоговый минимум для налога на доходы физических лиц. В год он составляет 5 616 евро для одиноких граждан, для семейных пар – 11 232 евро.

К доходам, которые не превысили 8 152 евро – для граждан, не состоявших в браке, и 16 307 евро для супружеских пар, применяется пропорциональное налогообложение со ставкой 22,9%. Затем налог взимается по прогрессивной шкале: до объема доходов в 120 041 евро – для одиноких граждан и 240 083 евро – для граждан, состоящих в браке. Для доходов, превышающие этот уровень, применяется максимальная ставка 41%.

Как видно, прогрессивная шкала и высокие ставки подоходного налога широко применяются в развитых странах. При этом акцент делается на увеличение налоговой нагрузки богатых слоев населения.

Будет ли успешным и эффективным изменение принципа исчисления налога на доходы физических лиц в России с «плоских» ставок на дифференцированную шкалу, а также увеличения налоговой нагрузки на состоятельных граждан?

С одной стороны, успешный опыт применения прогрессивной системы в развитых странах позволяет судить, что собираемость налогов может увеличиться, просто потому что богатые станут больше платить. С другой стороны, в российском обществе до сих пор считается нормой иметь «черную кассу» и «уходить от налогов». Вероятность того, что эффект от введения дифференцированной системы будет отрицательным или нулевым очень велика. Для положительного результата необходимо, чтобы фискальные службы имели достаточно полномочий для контроля и не позволяли скрывать доходы, а налогоплательщики страны придерживались норм налогового законодательства.

Фондом общественного мнения в январе 2013 года был проведен опрос населения «О прогрессивном налогообложении: стоит ли менять действующие нормы налогового права?»

Данные опроса следующие:

- 56% граждан считают несправедливой существующую ставку налога (19% – затруднились ответить, 24% – считает справедливой ставку 13% и плоскую шкалу);

- 54% граждан одобрили бы введение прогрессивной системы налогообложения в нашей стране (24% – затруднились ответить, 22% – не одобрили);

- среди преимуществ введения прогрессивной шкалы налогообложения граждане отмечают: дополнительные поступления в бюджет; увеличение налогов для богатых; общую справедливость такой системы; снижение налоговой нагрузки для малоимущих слоев населения;

- среди недостатков – сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов.

Приведенные данные позволяют сделать вывод, что общество большинством проголосовавших за увеличение ставки налогообложения доходов для богатых слоев населения.

Наверное, справедливо, когда ставки налога у учителя в школе и у олигарха разные.

Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы: введение прогрессивной шкалы налога нужно проводить с учетом факторов: характер доходов и уровень доходов. Органам государственной власти необходимо разработать эффективный механизм контроля доходов и расходов, чтобы исключить «теневой заработок», уход от налогов. В настоящее время у правительства есть сомнения, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ приведет к повышению сборов данного налога. В обозримом будущем в Российской Федерации сохранится плоская шкала налога на доходы физических лиц, однако не исключается перспектива перехода на дифференцированную систему и увеличения ставок.

Плоская шкала подоходного налога в 2001 году была введена для легализации доходов граждан и повышения собираемость в бюджет. Это было достигнуто. Повышение налоговых ставок и дифференцированная шкала не гарантируют привлечения больше средств в бюджет, поэтому вопрос введения такой шкалы остается открытым для обсуждения. Переход имеет смысл не в период рецессии в экономике, а на стадии экономического роста.  Общество в целом, как показывают опросы, готово к реформированию в области подоходного налогообложения, и, скорее, необходимо политическое решение руководства страны для введения дифференциации при налогообложении физических лиц для реализации принципа справедливости налогообложения.


Библиографический список
  1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  2. Влияние НДС на финансовую деятельность организаций./Т.В. Наумкина//Научно-практический журнал “МИКРОЭКОНОМИКА”. 2011-№4.
  3. Наумкина Т.В., Баранова О.А. Место и роль НДС в налоговой системе России //Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. 2013. № 4-2 (11). С. 15-19.
  4. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. Наумкина Т.В. Политика, государство и право. 2014. № 4 (28). С. 4.
  5. РЕФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Дмитракова Н.Д., Наумкина Т.В., Баранова О.А., Ибраева О.В. Молодой ученый. 2013. № 7. С. 153-155.
  6. Наумкина Т.В., Метлинова М.А. Возможные варианты негативных последствий для развития малого бизнеса в результате введения торгового сбора // Политика, государство и право. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/11/3585 (дата обращения: 30.11.2015).
  7. Наумкин А.П. Налог на роскошь и преступность // Политика, государство и право. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/12/3610 (дата обращения: 20.12.2015).
  8. Официальный сайт налоговой службы Российской Федерации: https://www.nalog.ru/rn61/taxation/taxes/ndfl/
  9. Официальный сайт налоговой службы США: http://www.irs.com/articles/2015-federal-tax-rates-personal-exemptions-and-standard-deductions
  10. Интернет бизнес журнал «Деловой квартал»: http://chel.dk.ru/news/nuzhna-li-rossii-differentsirovannaya-shkala-ndfl-mneniya-biznesmenov-chelyabinska-razdelilis-236921647
  11. Официальный сайт фонда общественного мнения: http://fom.ru/Ekonomika/10843


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Наумкина Татьяна Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация