АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Пронина Оксана Ивановна
ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный университет"
магистрант 2 курса очной формы обучения, направление подготовки 43.04.02 "Туризм"

Аннотация
В данной статье рассматриваются основные источники финансирования спортивно-оздоровительного туризма, как отрасли физической культуры и спорта. Проведенное исследование выявляет источники финансирования и основные методы оценки эффективности спортивно-оздоровительного туризма, а так же позволяет утверждать, что спортивно-оздоровительный туризм влияет на различные стороны общественной жизни за пределами отрасли и имеет социальный и экономический эффект.

Ключевые слова: источники финансирования, социальная и экономическая эффективность., спортивно-оздоровительный туризм, экономические методы оценки


ANALYSIS OF THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC CHARACTERISTICS OF SPORT TOURISM IN THE ORENBURG REGION

Pronina Oksana Ivanovna
Orenburg State University
master degree student 2nd year full-time study, 43.04.02 direction of preparation "Tourism"

Abstract
This article discusses the main sources of funding of sport tourism as the industry of physical culture and sports. The study identifies funding sources and basic methods of assessing the effectiveness of sport tourism and suggests that sport tourism affects different aspects of social life outside the industry and has social and economic benefits.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Пронина О.И. Анализ организационно-экономических характеристик спортивно-оздоровительного туризма в Оренбургской области // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/03/65443 (дата обращения: 20.04.2024).

Спортивно-оздоровительный туризм, как сфера общественной деятельности не участвует непосредственно в создании совокупного общественного продукта и национального дохода. Несмотря на это, спортивно-оздоровительный туризм, располагает своими собственными источниками финансирования и накопления денежных средств.

К собственным источникам финансирования (накопления) в сфере спортивно-оздоровительного туризма относятся: поступление от реализации спортивных изделий, реализация издаваемой литературы, предоставление платных услуг и т.д.

Однако этих собственных поступлений недостаточно для покрытия расходов сферы спортивно-оздоровительного туризма, содержание и развитие ее инфраструктуры, подготовку кадров и оплату труда специалистов. Поэтому возникает необходимость в переводе части доходов от производства и реализации услуг и продукции отрасли материального производства на формирование дополнительных источников финансирования спортивно-оздоровительного туризма [1].

Преимущество отдается централизованным и децентрализованным источникам финансирования.

Централизованным источником финансирования служит государственный бюджет Российской Федерации, слагающийся из трех уровней – федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местных бюджетов.

Все большее значение приобретают децентрализованные источники финансирования спортивно-оздоровительного туризма, т.е. используются отчисления местных структур жилищно-коммунального хозяйства, структур торговли, транспорта, связи и т.д. [2, с.63].

В Оренбургской области спортивно-оздоровительный туризм финансируются, как правило, через централизованные источники. Что требует целевого направления их использования и подлежит государственному контролю [1].

Финансирование отрасли «Физическая культура, спорт и туризм» в 2014 году было представлено следующим образом (табл. 1):

Таблица 1 – Источники финансирования физической культуры, спорта и туризма в Оренбургской области в 2014г. (тыс.руб.)

 

Статьи расходов

Фактически выделено бюджетных средств

Получено из внебюджетных источников

Всего израсходовано на развитие физической культуры, спорта и туризма

Из гр.8 по разделу 1100 «ФКСиТ»

бюджетной классификации РФ

Всего

из федерального бюджета

из консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации:

бюджет субъекта РФ

бюджет муниципального образования

1

2

3

4

5

6

7

8

Расходы – всего

1318216,3

20853,0

1223053,0

74310,0

268339,8

1586556,1

93881,2

в том числе:

Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий

49445,2

2426,4

42 228,9,7

4789,9

92947,7

142392,7

18631,7

Приобретение спортивного оборудования и инвентаря

65 025,2

10 975,0

51 168,1

2 882,1

36 447,7

101 472,9

925,0

Капитальный ремонт сооружений

7256,7

105,0

-

7151,7

1113,7

8370,4

-

Инвестиции на реконструкцию и строительство сооружений

34822,7

43,0

34779,7

-

-

34822,7

-

Заработная плата работников ФКСиТ

871613,9

15801,8

811848,0

43964,1

43303,2

914917,1

36596,2

На содержание сооружений

59772,7

1784,9

53 671.4

4316,4

51912,8

111685,5

3069,5

другие

262 160,5

-

250 343,6

11 816,9

75 513,6

337 674,1

34 658,8

Финансирование спортивно-оздоровительного туризма осуществляется в основном за счет бюджета субъекта РФ – Оренбургской области – и составляет самую большую статью расходов.

Согласно программе развития физической культуры, спорта и туризма на 2014-2020гг. в Оренбургской области источниками финансирования спортивно-оздоровительного туризма могут выступать внебюджетные сферы: доход от предпринимательской деятельности, поступления разнообразных внебюджетных фондов и налоговые льготы [3].

Особенность спортивно-оздоровительного туризма, при оценке эффективности, заключается в том, что он имеет как «внешние», так и «внутренние» аспекты. Внешние подразумевают факторы влияния спортивно-оздоровительного туризма на различные стороны общественной жизни за пределами отрасли. К ним относятся: повышение престижа Оренбургской области; формирование нравственности, эстетических и этических идеалов, норм здорового образа жизни; развитие временного общения различных социальных групп населения, повышение трудовой активности, развитие творческих способностей.

Внутренний аспект подразумевает эффективное функционирование самой отрасли физической культуры,  спорта и туризма. Факторами эффективности в данном случае будут служить:

1. Рациональное управление. В Оренбургской области функция управления спортивно-оздоровительным туризмом возложена на Министерство физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области, которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию полномочий Оренбургской области в части единой государственной политики в сфере физической культуры, спорта и туризма. Министерство определяет основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта на территории области, осуществляет анализ и проводит ежегодную оценку соответствия показателей состояния физической культуры, спорта и туризма основным направлениям социально-экономического развития Оренбургской области и др. [4].

2. Умелое использование экономических методов. К экономическим методам оценки эффективности спортивно-оздоровительного туризма относятся: метод сравнения, метод группировки, метод стандартизации.

Метод сравнения подразумевает сравнение фактических данных с плановыми заданиями, с прошлым периодом, со средними показателями, с достижениями лучших коллективов. Путем сравнения узнают абсолютные и относительные изменения.  Например, сравним уровень заработной платы работников физической культуры и спорта в Оренбургской области за предыдущие 2 года.

Таблица 2 – Уровень заработной платы работников физической культуры и спорта в Оренбургской области за 2013-2014гг

Уровень заработной платы, тыс.руб. Количество физкультурных кадров, чел. Абсолютный прирост заработной платы, тыс.руб. Абсолютный прирост численности работников, чел. Относительный прирост заработной платы Относительный прирост численности работников

2013г.

2014г.

2013г.

2014г.

285387,4

157

30%

4%

856162,2

1 141 549,6

4 029

4 186

При сравнении величин становится ясно, что заработная плата в 2014г. выросла на 30% по отношению к 2013г., а количество работников физической культуры, спорта и туризма увеличилось лишь на 4%.

Метод группировки используется для выявления однотипных факторов, критериев в различных организациях отрасли спортивно-оздоровительного туризма. Например, количество учащихся общеобразовательных учреждений Оренбургской области, которые участвовали в спортивно-оздоровительных мероприятиях в период 2012-2014гг.: 2012г. – 222 364чел.; 2013г. – 200 298чел.; 2014г. – 200 047чел. В период с 2012г. по 2013г. количество учащихся сократилось на 9,92%. В период с 2013г. по 2014г. – на 0,13%. В общем в период с 2012г. по 2014г. количество учащихся сократилось на 10,04%.

Метод стандартизации структур используется для сопоставления и оценки, что особенно важно при сравнении эффективности различных затрат, определении удельных расходов и т.п. Например, при расчетах затрат на соревнования или туристские сборы, за основу берутся расходы на 1 человека-день или стандартную команду [5].

Эффективность спортивно-оздоровительного туризма в Оренбургской области представлена социальными и экономическими эффектами.

К социальным относятся личные  и спортивные достижения с эмоциональным воздействием (общение с другими людьми, получение ценных подарков, поощрения и внимание со стороны окружающих); продление жизни и поддержка интенсивности жизнедеятельности; гармоничное развитие личности и др.

Экономические эффекты делятся на косвенные и прямые. Косвенные отражают  производительность и качество труда работников сферы и т.п. Прямые – демонстрируют экономию капитальных вложений: прибыль от реализации услуг; получение средств от лотерей, спортивных зрелищ; доходы от коммерческих мероприятий; доходы от производства и реализации товаров спортивного и туристического назначения.


Библиографический список
  1. Витебский государственный университет им. П.М Машерова. Курс лекций – Организация и экономика физической культуры и спорта. Режим доступа : http://zakazat.by/bgufk/vitebskij-gosudarstvennyj-universitet-im-p-m-masherova.html
  2. Литовских А. М. Финансы, денежное обращение и кредит : учебное пособие / А. М.  Литовских, И. К. Шевченко. – Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2012.
  3. Постановление  Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2013 года №1054-пп «Об утверждении государственной программы Оренбургской области “Развитие физической культуры, спорта и туризма на 2014 – 2020 годы» (С изменениями и дополнениями от: 18 февраля, 7 августа, 30 декабря 2014 г., 30 марта, 22 мая 2015 г.). Режим доступа : http://www.garant.ru
  4. Сайт министерства физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области. Режим доступа : http://minsportturizm.orb.ru
  5. Аналитический доклад министерства физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области «О состоянии и развитии физической культуры и спорта в Оренбургской области за 2014 год». Режим доступа : http://minsportturizm.orb.ru/sport/statistika/


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Пронина Оксана Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация