ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ

Алексина Светлана Борисовна1, Шипилова Светлана Степановна2
1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, старший преподаватель кафедры торговой политики
2Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук, доцент кафедры торговой политики

Аннотация
В сфере электронной торговли высока роль конкуренции, что требует от торговых организаций уделять важную роль различным аспектам своей хозяйственной деятельности. Различным направлениям повышения конкурентоспособности в электронной торговле, в частности, изучению покупательского спроса, а также региональной торговле посвящена статья.

Ключевые слова: дистанционная торговля, конкурентоспособность в торговле, региональная торговля, розничная торговля, торговля


INCREASE OF COMPETITIVENESS IN ELECTRONIC TRADING

Аleksina Svetlana Borisovna1, Shipilova Svetlana Stepanovna2
1Plekhanov Russian University of Economics, Senior Lecturer, Department of Trade policy
2Plekhanov Russian University of Economics, Candidate of Economic Science, associate professor, Department of Trade policy

Abstract
In the sphere of electronic trading the competition role that demands from trade organizations to give an important role to various aspects of the economic activity is high. In electronic trading, in particular, to studying of consumer demand, and also regional trade article is devoted to various directions of increase of competitiveness.

Keywords: competitiveness in trade, regional trade, remote trade, retail trade, trade


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Алексина С.Б., Шипилова С.С. Повышение конкурентоспособности в электронной торговле // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/02/64535 (дата обращения: 29.03.2024).

Электронная торговля за последние несколько десятилетий прочно вошла в жизнь современного общества, объемы покупок с использованием электронных технологий постоянно увеличиваются. Этому способствует ряд факторов, такие как снижение затрат на подключение к Интернет, повышение компьютерной грамотности населения и ряд других факторов[1]. Однако сфера электронного бизнеса является для розничных торговых организаций не менее сложной, чем традиционная форма торговли[2]. В сфере электронной торговли намного меньше барьеры входа на рынок, но это также ведет и к повышению уровня конкуренции в электронной торговле[3].

Конкуренции в сфере электронной торговле в настоящее время посвящен ряд работ. Следует отметить, что в подавляющем большинстве работ в качестве конкурентных преимуществ выделяется создание дополнительных удобств покупателям, повышение делового имиджа Интернет-магазина. Так, в работе Никишина А.Ф.[4] рассматриваются такие преимущества, как улучшение параметров доставки товара, предоставление дополнительных услуг, увеличение разнообразия способов оплаты товара, повышение качества консультирования и организации общения пользователей, использования мобильных приложений. Безусловно, указанные направления повышения конкурентоспособности Интернет-торговли являются важными, в условиях кризиса также огромное влияние на имидж Интернет-торговли оказывает проводимая ценовая политика[5,6]. Тем не менее, большое количество покупателей отказываются от классических преимуществ электронной торговли, или же задействуют их не в полном объеме. В качестве такого примера можно отметить предоставление услуги самовывоза товаров[7]. В этой ситуации покупатель из преимуществ электронной торговли использует лишь ознакомление с ассортиментом товаров, а также гарантию наличия товара в определенной точке самовывоза.

Как показывается в работе Куренковой В.П., сам факт наличия качественно функционирующего Интернет-магазина ведет к увеличению конкурентоспособности традиционных магазинов[8]. В работах Майоровой Е.А. [9,10] рассматривается влияние нематериальных ресурсов на эффективность хозяйственной различных розничных торговых организаций. Огромное значение нематериальные ресурсы, такие, как имидж торговой организации, ее деловая репутация оказывают и в электронной торговлею Важное значение значение оказывает совместное использование нематериальных ресурсов, как традиционным магазином, так и его Интернет-подразделением. Следует отметить, имидж торговой организации, сформированный в Интернет, переносится покупателем и на традиционный магазин. Поэтому торговым организациям целесообразно уделять большое внимание качеству своего сайта, его наполнению, частоте обновления информации.

Важное значение в хозяйственной деятельности организаций торговли оказывает товарный ассортимент[11]. Использование в хозяйственной деятельности потенциала телекоммуникационных сетей дают возможность  формирования ассортимента, наиболее полно отвечающего потребностям покупателей, возможность завоза товара под потребности конкретного покупателя, возможности обратной связи с ними. В случае, если бизнес-модель традиционного магазина не охватывает электронную торговлю, возможно применение франчайзинговых механизмов[12], что также оказывает положительное влияние на конкурентоспособность.

В работе Журкиной Л.С.[13] большое внимание уделяется поведению покупателя на сайте Интернет-магазина, в частности, его поведению при выборе Интернет-магазина, поиске товарного предложения в каталогах сайта, при окончательном формировании заказа. Следует отметить, что анализ поведения покупателя на сайте является важным способом изучения потребительских предпочтений. Поисковые запросы пользователя, особенно в случае, когда требуемый товар в магазине отсутствует, позволяет оценить, какие товары следует добавить в ассортимент. Время, проводимое покупателем на сайте позволяет оценить заинтересованность покупателя в том или ином товаре, чтение условий доставки и оплаты, а также последующие действия покупателя,  определяют его удовлетворенность данными параметрами. Отказы покупателя, характеризующиеся кратким временем поведения покупателя даже на первой странице, определяют большое количество нецелевых заходов, ведущих к снижению коэффициента конверсии, и, соответственно, к снижению эффективности рекламных компаний, проводимых в сети Интернет.

Как отмечается в работе Тюник О.Р.[14], большую роль в повышении эффективности хозяйственной деятельности организаций торговли играет региональный аспект. Исторически назначением дистанционной торговли является организация региональной торговли. В работе Тюник О.Р.[15] отмечаются сложности организации товароснабжения регионов с низкой плотностью населения, одной из которых являются риски, связанные с отсутствием спроса на ранее завезенный товар. Электронная торговля позволяет организовать такое товароснабжение[16]. Современные механизмы электронной торговли позволяют организовать качественное знакомство покупателя с предлагаемым ассортиментом товаров, легкое формирование предварительных заказов, их полную или частичную оплату, возможности по корректировке заказа, уведомления о прибытии заказов в пункт самовывоза или на склад.

Как показано в работах Иванова Г.Г.[17], Майоровой Е.А.[18], большое влияние на конкурентоспособность оказывает социальная ответственность. Электронная торговля позволяет организовать обслуживание покупателей, посещение которыми традиционных магазинов затруднено, что ведет к повышению уровня конкурентоспособности магазинов, осуществляющих свою хозяйственную деятельность с использованием сети Интернет.

В заключении необходимо отметить, что направления повышения конкурентоспособности с использованием телекоммуникационных сетей широки и целиком не охватываются настоящим исследованием.


Библиографический список
  1. Ильяшенко С.Б., Солдатова Н.Ф. Инструменты повышения продаж в электронной торговле в период кризиса // Экономика и управление в машиностроении. 2015. № 6. С. 50-52.
  2. Магомедов Г.Д., Кахриманова Д.Г. Электронная торговля: модернизационный подход. В сборнике: прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2015. С. 225-229.
  3. Леонова Ю.Г. Особенности формирования потенциала бизнеса в условиях современной предпринимательской среды. В сборнике: Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 томах. Тамбов, 2015. С. 67-71.
  4. Никишин А.Ф., Панкина Т.В. Пути повышения конкурентоспособности Интернет- магазинов // Российское предпринимательство. — 2015. — Т. 16. — № 11. — с. 1625-1636.
  5. Kuznetsova A.A., Nikishin A.F., Mayorova E.A. Managing price policy of trade organizations in the internet. В сборнике: The Ninth International Conference on Economic Sciences Proceedings of the Conference. Vienna, 2015. С. 130-132.
  6. Ефимовская Л.А. Методика оценки эффективности коммерческих сделок // Российское предпринимательство. — 2015. — Т. 16. — № 11. — с. 1595-1606.
  7. Никишин А.Ф., Панкина Т.В., Шипилова С.С. Услуга самовывоза как фактор развития электронной торговли // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 10 (50). С. 36-39.
  8. Куренкова В.П. On-line и off-line торговля: интеграция как тренд в современном розничном бизнесе. В сборнике: VI Найденовские чтения. Инновационные процессы и культура предпринимательства на потребительском рынке товаров и услуг Международная научно-практическая конференция. Сборник научных статей преподавателей, аспирантов и студентов: в 2-х частях. Под редакцией Ю.В.Рагулиной; Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы. 2014. С. 87-90.
  9. Майорова Е.А. Анализ и оценка эффективности применения нематериальных активов розничными торговыми организациями // Экономика и предпринимательство. 2014. № 4-1 (45-1). С. 745-749.
  10. Шинкарёва О.В., Майорова Е.А. Оценка влияния введения торгового сбора на деловой климат в секторе розничной торговли России // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 15. С. 2483-2498.
  11. Феоктистова Е.М. Управление формированием ассортимента в розничных сетях: учебное пособие. – М.: РГТЭУ, 2008.
  12. Сумина Е.С., Каращук О.С., Никишин А.Ф.  Франчайзинг и его роль в повышении эффективности использования нематериальных активов торговой организации. В сборнике: Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2015. С. 281-283.
  13. Журкина Л.С., Уханова Ю.А., Никишин А.Ф., Панкина Т.В. Факторы, определяющие поведение покупателей в сети Интернет // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6-4 (50). С. 24-26
  14. Тюник О.Р., Никишин А.Ф. Региональный аспект в задаче повышения эффективности деятельности торговых организаций. В сборнике: Проблемы социально экономического развития регионов. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян А.А.. Уфа, 2015. С. 35-37.
  15. Tyunik O.R., Nikishin A.F., Pankina T.V. Improvement of goods flow in current economic environment // Proceedings of the 7th International Conference on Economic Sciences. «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH.Vienna. 2015. P. 7-10.
  16. Тимирьянова В.М. Оценка региональной дифференциации в степени вовлеченности субъектов рынка в виртуальный рынок потребительских товаров // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. № 2. С. 119-126.
  17. Иванов Г.Г., Майорова Е.А. Корпоративная социальная ответственность в торговом бизнесе // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 20. С. 3569-3582.
  18. Майорова Е.А., Никишин А.Ф. Влияние социальной ответственности на эффективность розничных торговых организаций//Сборник научных трудов Sworld. -2014. Т. 26. № 4. С. 23-24.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шипилова Светлана Степановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация