ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ АВИАКОМПАНИЙ НА ФОНЕ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ БИЗНЕСА

Паклеева Елизавета Дмитриевна1, Фролова Виктория Борисовна2
1ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», бакалавр
2ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», кандидат экономических наук, профессор кафедры «Финансовый менеджмент»

Аннотация
Данная статья отражает результаты анализа динамики финансового состояния российских авиакомпаний. Исследование позволило сделать вывод о зависимости уровня кредитоспособности компаний не только от традиционных критериев, таких как, сфера экономической деятельности, но и от изменения условий внешней среды бизнеса.

Ключевые слова: ликвидность, методика оценки, нормативные акты, риск, среда бизнеса, среднеотраслевые показатели, структура кредитов и займов, финансовая устойчивость


CREDIT RATING OF RUSSIAN AIRLINES ON THE BACKGROUND OF A CHANGING BUSINESS ENVIRONMENT

Pakleeva Elizabeth Dmitrievna1, Victoria Frolova Borisovna2
1Financial University under the Government of the Russian Federation, bachelor
2Financial University under the Government of the Russian Federation, candidate of economic sciences, professor of "Financial Management"

Abstract
This article reflects the results of the analysis of the dynamics of the financial condition of Russian airlines. The study led to the conclusion about the dependence of the level of creditworthiness of companies, not only from the traditional criteria, such as the scope of economic activity, but also on changes in the external business environment conditions.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Паклеева Е.Д., Фролова В.Б. Оценка кредитоспособности российских авиакомпаний на фоне изменяющейся внешней среды бизнеса // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/02/64395 (дата обращения: 20.04.2024).

Для оценки кредитоспособности заемщиков, кредитные организации могут использовать различные методики оценки, но практически все они включают в себя анализ коэффициентов [1] ликвидности, оборачиваемости, финансовой устойчивости, рентабельности и пр. Основной проблемой при оценке является определение нормальных рекомендуемых значений коэффициентов и факторов от которых они зависят. К таким критериям традиционно относят особенности различных сфер экономической деятельности, между тем в разные периоды времени значения показателей различны. Автором проведено исследование среднеотраслевых показателей с целью выявления зависимости значений от изменения внешней среды бизнеса, финансового потенциала [2] и финансовой политики государства [3]  В качестве эмпирической базы исследования взята финансовая отчетность [4] за 2005–2014 гг. 19 публичных российских авиакомпаний, относящихся к крупным и средним предприятиям, привлекающим кредитные ресурсы.

Оценка динамики средних значений по отрасли коэффициентов ликвидности, что наименьшие значения ликвидностей приходились на кризисный 2008 г. (см. рис. 1) В российских нормативных актах наиболее часто встречается нормальное значение для текущей ликвидности более 2. В этом случае, на 2014 год только 22% анализируемых компаний способны погашать свои текущие обязательства за счет оборотных активов. Если принять нормальным значением быстрой ликвидности не менее 1, то можно сказать, что на 2014 г. 56% авиакомпаний способны погасить свои краткосрочные обязательства за счет своих ликвидных активов.

 

Рис. 1. Динамика среднеотраслевых показателей ликвидности (построено автором)

Оценка средний значений коэффициентов финансовой устойчивости позволила выявить следующие особенности и тенденции:

Среднеотраслевой коэффициент автономии за 10 лет уменьшился с 38% до 29%, что говорит о снижении финансовой устойчивости компаний и об увеличении доли активов компаний, покрываемой заемными средствами.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами за рассматриваемый период был отрицательным и наименьшего значения в 45,3% достиг в 2014 году. Это говорит о том, что все оборотные активы и, возможно, часть внеоборотных активов авиакомпаний формируются за счет заемных средств. Обычно данный коэффициент используется в качестве признака несостоятельности или банкротства предприятия и согласно российским нормативным актам, не должен быть ниже 10% [5]. Однако для отрасли авиаперевозок характерно использование авиационного лизинга и большую часть заемных средств составляют лизинговые платежи. В 2014 году 28% анализируемых компаний смогли достичь нормального значения.

Структура заемного капитала [6] так же отражает динамические изменения внешней среды бизнеса. Анализ среднеотраслевой структуры кредитов и займов по срокам погашения в динамике показал, что в последние годы наблюдается преобладание краткосрочных активов (в 2014 долю их доля составляла 51%). Однако еще в 2008 г. в среднем по отрасли доля долгосрочных кредитов существенно преобладала над долей краткосрочных. (см. рис. 2)

Рис. 2. Среднеотраслевая структура кредитов и займов (построено автором)

Очевидно, что это связано с тем, что во время кризиса 2008 г. компаниям понадобились средства для покрытия текущих нужд, обеспечения финансовых ресурсов [7] и компании привлекли краткосрочные средства, что подвергло компании большему риску, так как в условиях кризиса возрастают риски неплатежей и падает внутренняя оперативная ликвидность. В современных условиях складывается аналогичная ситуация, в первую очередь это связано со снижением, на фоне политического и экономического положения, числа клиентов пользующихся услугами авиакомпаний.

Таким образом, коэффициентный анализ показал, что среднеотраслевые значения не всегда соответствуют общим нормальным значениям и в значительной степени зависят от изменения условий внешней среды.


Библиографический список
  1. Кемаева С.А. Анализ методик оценки кредитоспособности бизнеса в российской и зарубежной практике. / C. Е. Ионова, С. А. Кемаева, Е. Е. Козлова // Экономический анализ: теория и практика. – 2014. – № 8(359)
  2. Фролова В.Б., Панкова О.Н.  Финансовый потенциал России: негативные тенденции // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 1. С. 66-71.
  3. Фролова В.Б. Финансовая политика государства на современном этапе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 22. С. 14-22.
  4. Система профессионального анализа рынков и компаний СПАРК [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL – http://www.spark-interfax.ru/Front/Index.aspx (Дата обращения: 09.11.2015)
  5. Аврашков Л. Я. К вопросу о формировании нормативной базы для оценки финансово-экономического состояния предприятия / Л. Я. Аврашков, Г. Ф. Графова // Аудитор. – 2012. – № 11. – С. 61-69
  6. Фролова В.Б. Проблемы формирования структуры заемного капитала // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4 (36). С. 60
  7. Фролова В.Б. Управление обеспеченностью финансовых ресурсов организации // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8-2 (40). С. 90-93.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Паклеева Елизавета Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация