КУЛЬТУРНАЯ ДИФФУЗИЯ: СТОЛКНОВЕНИЕ ЗНАЧИТ ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ

Вигель Нарине Липаритовна
Ростовский государственный медицинский университет
профессор кафедры Истории и философии

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию современной культурной ситуации, где наблюдается не столкновение традиционализма с глобальной культурой, а смешение, взаимопроникновение, которое фактически не признается ни с одной стороны; так – с позиции традиционализма указанный процесс рассматривается как новаторство, а глобальная культура считает происходящее процессом адаптации и аккультурации.

Ключевые слова: сultural diffusion


CULTURAL DIFFUSION: COLLISION MEANS INTERPENETRATION

Wiegel Narine Liparitovna
Rostov state medical university
Professor of the Department of History and Philosophy

Abstract
The paper contemplates modern cultural situation, it is observed collision of traditionalism with global culture and mixture, interpenetration actually doesn't admit on the one hand; so – from a traditionalism position the specified process is considered as innovation, and the global culture considers the events process of adaptation and acculturation.

Keywords: civilization crisis, collision, cultural concentration, globalization, migration, modern culture, traditional culture


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Вигель Н.Л. Культурная диффузия: столкновение значит взаимопроникновение // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/02/62790 (дата обращения: 14.03.2024).

Активное внедрение и «широкая социализация современной» [1, с.12] глобальной культуры внесли изменения в каждый аспект человеческой жизни, «начиная от экономических, правовых до культурных» [2, с.42], которые сегодня как никогда становятся «главенствующими в формировании межнациональных отношений» [3, с.101]. Кажется, что «традиционные стереотипы идеологии, морали, исторических мифов становятся решающими» [4, с.115], однако, на самом деле происходит культурная диффузия.

Современные социокультурные процессы, происходящие в Европе (только Германия в 2015 году приняла 1,3 миллиона беженцев), позволяют говорить о «смещении культурных стереотипов» [5, с.86], норм морали, о чем предвидел О.Шпенглер в «Закате Европы».

В сложившейся культурной ситуации цивилизационного столкновения традиционализма и глобальной культуры «наблюдается смешение, взаимопроникновение» [6, с.73], которое фактически не признается ни с одной стороны; так – с позиции традиционализма указанный процесс рассматривается как новаторство, а глобальная культура считает происходящее «процессом адаптации и аккультурации» [7, с.81].

Однако анализ и исследование современной мировой культурной ситуации позволяет выделить некий период «культурного противостояния» [8, с.13] , в процессе взаимодействия которого наблюдаются следующие черты:

  • Лиссабонский договор отвергает ссылку на Бога и на христианские ценности и «констатирует отказ от христианских корней» [9, с.73], что способствует трансформации моральных ориентиров внутри ЕС;
  • нивелирование идеи европейского прогресса, справедливости, равноправия, глобализации и «позиция мультикультурализма» [10, с.78]  способствуют потоку мигрантов в Европу, которые стремятся к более «выгодным социальным гарантиям» [11, с.52], к «приобщению к цивилизации» [12, с.72], бывшей несбыточной мечтой многих поколений.
  • повсеместное распространение и пользование высокотехнологичными товарами, что способствует «уравниванию материальной культуры» [13, с.82]  мигрантов и граждан Европы.

Если в сфере нематериальных компонентов традиционных обществ «наблюдается культурная диффузия» [14, с.97], то в материальной сфере современный человек все больше становится «приверженцем глобальной культуры» [15, с.62], поскольку деятельность человека вовлечена в процессы глобализации, в результате чего он производит и «пользуется продуктами глобальной культуры» [16, с.42].

  • создаются новые формы «постоянного интеллектуального развития» [17, с.7]  в виде непрерывного образования, дискуссионных площадок и т.д.;
  • мировой рынок предлагает огромное количество видов товаров для «улучшения качества жизни, комфортности» [18, с.87] (активное пользование интернет-банкингом, электронными деньгами и т.д.), получения удовольствий, «позитивного восприятия жизни как таковой» [19, с.55];
  • если в традиционной культуре ценность сводилась к редкости (алмазы, изумруды, золото и т.д.), то сегодня ценность в распространенности, в знакомстве каждого с предлагаемой продукцией;
  • характерным является быстрое устаревание новых продуктов и услуг, технологий, сокращение жизненного цикла, насыщение и перенасыщение рынка;
  • модным становится «обладать престижностью брендовых товаров» [20], что придает статусность и предстает в виде материального доказательства успешности;
  • в современной культуре личное становится публичным (социальные сети испещрены семейными и личными фотографиями, в среднем в личном аккаунте пользователя есть около 700 снимков).

Негативными последствиями современного постиндустриального или информационного общества являются:

  • «кризис человека», что подразумевает человеческую неспособность справляться с огромным количеством необходимой информации, вследствие чего увеличивается количество психических заболеваний;
  • происходит сознательное пользование иррациональным в виде девиантного поведения, становящееся нормой как в личной так и в общественной жизни;
  • изживание традиционных связей, что ведет к одиночеству современного человека.

Библиографический список
  1. Вигель Н.Л. К вопросу о психолингвистике и нейролингвистике билингвизма и особенностях билингвальной психологии // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 37. С. 11-15.
  2. Вигель Н.Л. Утилитарно-прагматический феномен современности и его отражение в метамодернизме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-2 (57). С. 41-43.
  3. Вигель Н.Л. Проблема диалога культур в современности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 100-104.
  4. Вигель Н.Л. Человек в культуре постмодерна // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 2. С. 114-117.
  5. Вигель Н.Л. Роль объяснения в понимании иностранного текста при учебном переводе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 49. С. 85-87.
  6. Вигель Н.Л. Билингвизм как фактор развития индивидуальных творческих способностей // Инновации в науке. 2014. № 37. С. 72-75.
  7. Алоян Н.Л. Категория трагедии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. №2. С.80-82.
  8. Вигель Н.Л. Процесс моделирования языка у монолингвов и билингвов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 38. С. 12-15.
  9. Вигель Н.Л. Постмодернистская парадигма художественного текста // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 1. С. 72-79.
  10. Алоян Н.Л. Свобода и необходимость в древнегреческой трагедии // Философия права. 2008. № 3. С. 77-80.
  11. Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Одиночество как феномен бытия // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 6. С. 50-53.
  12. Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Значение метафоры в философии Ф.Ницше // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1. С. 70-73.
  13. Алоян Н.Л. Древнегреческое трагическое как существенный момент жизни // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 81-84.
  14. Алоян Н.Л.  Мифосимволическая реальность романтизма // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 96-99.
  15. Алоян Н.Л. Герменевтический аспект обучения в контексте философии культуры: диссертация кандидата философских наук/СКНЦ ВШ. Ростов-н/Д., 1999. -117 с.
  16. Алоян Н.Л., Черникова В.Е. Человек в современном культурном пространстве. Изд-во «Антей». Ростов н/Д, 2009.
  17. Вигель Н.Л. Феномен билингвизма в эпоху постмодерна // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствознания и культурологии. 2014. №37. С.6-11.
  18. Алоян Н.Л. Феномен страдания в архаическом обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1. С. 86-89.
  19. Алоян Н.Л. Трагедия как модус бытия человека: диссертация доктора философских наук / ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет». Ставрополь, 2008. -290 с.
  20. Вигель Н.Л. Символ и культура: от традиционализма к глобализации // Современные научные исследования и инновации. 2015. №12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/62015 (дата обращения: 29.12.2015).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Вигель Нарине Липаритовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация