УДК 378.4–048.35 (470.325)

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СПРОСА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДПО АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ

Вороной Николай Степанович1, Басюк Светлана Павловна2, Тарасов Алексей Сергеевич3
1Институт повышения квалификации кадров АПК Донского государственного аграрного университета, кандидат технических наук, научный сотрудник лаборатории маркетинга дополнительного образования в АПК
2Институт повышения квалификации кадров АПК Донского государственного аграрного университета, заведующая лабораторией маркетинга дополнительного образования в АПК
3Донской государственный аграрный университет, доктор экономических наук, проректор по непрерывному образованию и международным связям

Аннотация
Статья посвящена маркетинговому исследованию спроса на образовательные услуги учреждений дополнительного профессионального образования аграрного профиля.
В статье приводятся результаты исследования влияния рассматриваемых факторов на спрос на образовательные услуги, оказываемые образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования руководителям и специалистам аграрных предприятий Ростовской области.

Ключевые слова: анкетирование, дополнительные образовательные услуги, рынок образовательных услуг, рыночный спрос, учреждения дополнительного профессионального образования, факторы


RESULTS OF DEMAND FOR EDUCATIONAL SERVICES INSTITUTIONS DPO AGRARIAN

Voronoy Nikolai Stepanovich1, Basyuk Svetlana Pavlovna2, Tarasov Aleksey Sergeevich3
1Institute for Advanced Studies AIC staff Don State Agrarian University, Institute for Advanced Studies AIC staff Don State Agrarian University, PhD, researcher marketing laboratory additional education in agribusiness
2Institute for Advanced Studies AIC staff Don State Agrarian University, Institute for Advanced Studies AIC staff Don State Agrarian University, Head of marketing laboratory additional education in agribusiness
3Don State Agrarian University, Doctor of Economics, professor, Vice-rector for additional professional education and international relations

Abstract
The article is devoted to marketing research of demand for educational services of institutions of additional professional education agrarian.
The article presents the results of investigation of influence of the factors considered in the demand for educational services provided by educational institutions of additional professional education for managers and specialists of agricultural enterprises of the Rostov region.

Рубрика: 06.00.00 СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Вороной Н.С., Басюк С.П., Тарасов А.С. Результаты исследования спроса на образовательные услуги учреждений ДПО аграрного профиля // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76879 (дата обращения: 10.01.2017).

Главной задачей образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (ДПО) аграрного профиля является удовлетворение потребностей руководителей и специалистов аграрных предприятий в образовательных услугах, имеющих свою стоимость и пользующихся спросом на рынке образовательных услуг.

Если иметь в виду, что потребность, подкрепленная платежеспособностью – есть спрос, а спрос является ключевым понятием маркетинга, то с этой точки зрения маркетинговая деятельность заключается в том, чтобы предвидеть спрос, удовлетворять его и управлять им [1]. Отсюда следует, что от того насколько точно и своевременно будет проведено маркетинговое исследование спроса и предложения на рынке образовательных услуг, будет зависеть и коммерческий успех образовательного учреждения ДПО.

Известно, что рыночный спрос имеет функциональную природу. На него оказывают влияние многие факторы. Так, в нашем случае, основными факторами, оказывающими влияние на спрос на дополнительные образовательные услуги, являются:

– сегментация рынка образовательных услуг по группам их потребителей;

– направления, по которым часто возникает потребность в обучении по программам повышения квалификации специалистов;

– технологии обучения;

– средства массовой информации, используемые для размещения рекламы;

– административные уровни, на которых принимаются решения по вопросам повышения квалификации руководителей и специалистов;

– мотивы, побуждающие специалистов периодически проходить обучение по программам повышения квалификации;

– продолжительность и периодичность проведения обучения специалистов;

– стоимость обучения.

Взаимосвязь между спросом на образовательные услуги учреждения ДПО и исследуемыми факторами можно представить общей функцией спроса в виде следующего выражения [2]:

Сx(x1, x2, x3, … xn),

где Сx– спрос на образовательные услуги;

x1, x2, x3, … xn – факторы, влияющие на спрос.

В задачу наших исследований, в соответствии с программой выполнения работы, входило выявить основные факторы, влияющих на спрос на дополнительные образовательные услуги в аграрном секторе.

Исследования проводили путем анкетирования руководителей управлений (отделов) сельского хозяйства администраций районов Ростовской области.

Для проведения исследований во все управления (отделы) сельского хозяйства администраций районов области были направлены анкеты в количестве 43 штук ( по числу районов). С результатами ответов получили 33 анкеты (76,7 %).

В ходе обработки анкет для каждого исследуемого вопроса были построены диаграммы, которые позволили провести анализ результатов исследований. Так анализ результатов ответов респондентов на первый вопрос анкеты: «Какие специалисты аграрного производства наиболее востребованы в Вашем районе» показал, что наиболее востребованы в 33-х районах области агрономы, доля которых от общего числа востребованных специалистов составила 28%, инженеры-механики – 18%, ветврачи – 15%, зоотехники и бухгалтеры – 12% и 11% соответственно. Потребность в остальных специалистах (инженеры-электрики, юристы, работники кадровых служб, мелиораторы, овощеводы, садоводы) не превышает 5% по каждому из них, а экономисты оказались вообще не востребованными (рис. 1).

Все это говорит о том, что аграрные предприятия обследуемых районов хорошо укомплектованы такими специалистами как экономисты, юристы, инженеры-электрики, работники кадровых служб. Несколько в меньшей степени хозяйства укомплектованы агрономами, инженерами-механиками, ветврачами, зоотехниками и бухгалтерами. Что касается садоводов, овощеводов и мелиораторов, то можно предполагать, что они мало востребованы по причине недостаточного развития в Ростовской области таких направлений как овощеводство, садоводство и мелиорация.

Рисунок 1 – Анализ результатов ответов респондентов на первый вопрос анкеты

Диаграмма (рис. 1) подсказывает способ разделения (сегментирования) рынка дополнительных образовательных услуг по группам их потребителей, т.е. по профилям работы специалистов. Такими сегментами могут быть – сегменты для экономистов, юристов, работников кадровых служб, ветврачей, зоотехников, агрономов, инженеров и бухгалтеров.

Что касается специалистов по овощеводству, садоводству и мелиорации, то следует заметить, что в соответствии с целевой программой «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2015 – 2020 годы», намечается увеличение объемов производства плодоовощной продукции более чем в 2 раза, а также существенное увеличение мелиорированных земельных площадей под различные сельскохозяйственные культуры. В этой связи востребованность специалистов этих отраслей производства может существенно возрасти, а сегменты рынка для них, как мы понимаем, являются перспективными.

Анализ результатов ответов респондентов на второй вопрос: «По каким направлениям наиболее часто возникает потребность в повышении квалификации руководителей и специалистов аграрных предприятий» показывает, что чаще всего они возникают по таким направлениям, как растениеводство, доля которых от общего числа возникших потребностей составляет 22% (рис. 2), новая техника и технологии – 19%, бухучет и аудит – 16%, охрана труда – 12%, управление и агробизнес – 9%, животноводство – 6%. По остальным направлениям (экономика, экология, юриспруденция, информационные технологии и др.) необходимость в повышении квалификации не превышает 5% по каждому направлению.

Высокая потребность в повышении квалификации специалистов по таким направлениям как растениеводство и новая техника и технологии, обусловлена, как мы представляем, интенсивным развитием и совершенствованием самой отрасли растениеводства на основе использования современных высокопроизводительных технических средств, а также новых и перспективных технологий производства сельскохозяйственной продукции.


Рисунок 2 – Анализ результатов ответов респондентов на второй вопрос анкеты

В системе бухгалтерского учета очень часто меняются и уточняются нормативно-законодательные документы и, особенно, налоговые законодательные акты, что обуславливает необходимость в повышении квалификации специалистов бухгалтерской службы.

Что касается направления охрана труда, то в соответствии с Постановлением Минтруда РФ №1/39 от 13 января 2003 года «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций», все специалисты и руководители организаций должны в обязательном порядке проходить обучение один раз в три года. Это требование строго контролируется территориальными надзорными органами и местной прокуратурой и позволяет поддерживать на достаточном уровне потребность в повышении квалификации руководителей и специалистов организаций и предприятий АПК.

Анализ ответов на вопрос: «Какие технологии повышения квалификации Вы считаете наиболее эффективными» показывает нам, что, по мнению 78% участников опроса, наиболее эффективными технологиями являются обучение с выездом в хозяйство (район) и обучение на базе образовательного учреждения (рис. 3).

Рисунок 3 – Анализ результатов ответов респондентов на третий вопрос анкеты

Такие ответы вполне справедливы и это связано с тем, что учеба с выездом в хозяйство (район) существенно экономит, прежде всего, денежные средства работодателя и значительно меньше отвлекает руководителей и специалистов от производственных дел, при этом качество предоставляемых образовательных услуг остается высоким. Это особенно важно, когда аграрные предприятия расположены на значительном удалении от месторасположения образовательного учреждения.

Ответы на вопрос «Какие средства массовой информации предпочтительны для размещения рекламы образовательных услуг» показывают, что газеты районного уровня (28%), интернет (21%) и телевидение (18%) наиболее предпочтительными считают 67% респондентов (рис. 4).

Рисунок 4 – Анализ результатов ответов респондентов на четвертый вопрос анкеты

С этими ответами вполне можно согласиться, так как они отражают, в большинстве своем, интересы руководителей районного уровня.

На вопрос «На каком административном уровне осуществляется планирование повышения квалификации специалистов АПК в Вашем районе» 54% опрошенных (рис. 5) ответили – на уровне администрации районов и 46% – на уровне руководителей аграрных предприятий.

Этот фактор можно использовать образовательным учреждениям ДПО в целях установления деловых отношений с руководством сельскохозяйственных структур администраций районов области, которые, как мы полагаем, могли бы выступать в качестве посредников между образовательными учреждениями и аграрными предприятиями в своих районах. Это позволило бы стимулировать спрос на образовательные услуги и поднять имидж образовательных учреждений ДПО, а также повысить профессиональный уровень специалистов аграрных предприятий.

Рисунок 5 – Анализ результатов ответов респондентов на пятый вопрос анкеты

Анализируя ответы на вопрос «Что, по Вашему мнению, является основным мотивом, определяющим необходимость проведения повышения квалификации специалистов АПК», мы видим что, 63% респондентов (рис. 6) считают основным мотивом интересы производства и только 21% – требования законодательства. В этой связи целесообразно для повышения спроса на дополнительные образовательные услуги нацелить рекламные усилия образовательных учреждений ДПО на интересы аграрных предприятий.

Рисунок 6 – Анализ результатов ответов респондентов на шестой вопрос анкеты

Отвечая на вопрос «Что, по Вашему мнению, снижает спрос на образовательные услуги, оказываемые образовательными учреждениями ДПО» 34% опрошенных (рис.7) считают, что на уровень спроса оказывает влияние удаленность аграрных предприятий от места расположения образовательного учреждения, 26% – несоответствие программ обучения потребностям специалистов и 18% – слабая учебная и материально-техническая база образовательного учреждения ДПО.

Из вышесказанного следует, что для снижения или исключения отрицательного действия исследуемых факторов на спрос на дополнительные образовательные услуги образовательным учреждениям ДПО необходимо уделять особое внимание вопросу качественной подготовки программ обучения с учетом потребностей специалистов аграрных предприятий, постоянно совершенствовать и обновлять учебную и материально-техническую базу.

Рисунок 7 – Анализ результатов ответов респондентов на седьмой вопрос анкеты

Отрицательное влияние на спрос фактора удаленности аграрных предприятий от местонахождения образовательного учреждения можно существенно снизить путем проведения занятий по повышению квалификации специалистов аграрных предприятий с выездом непосредственно в районы (хозяйства). Это позволит если не поднять, то сохранить спрос и существенно снизить затраты аграрных предприятий на повышение квалификации специалистов, и значительно меньше отрывать их от производственных дел.

Анализ ответов респондентов на вопрос «Какая продолжительность обучения специалистов наиболее предпочтительна» показывает, что 56% из числа опрошенных (рис. 8) считают, что два дня для обучения специалистов наиболее приемлемо, 22% выбрали три дня.

Рисунок 8 – Анализ результатов ответов респондентов на восьмой вопрос анкеты

Таким образом, 78% опрошенных считают, что продолжительность обучения специалистов аграрных предприятий должна быть в пределах от двух до четырех дней, что вполне приемлемо для основной массы аграрных предприятий. Однако образовательным учреждениям ДПО, в целях поддержания высокого уровня спроса на образовательные услуги следует, в большей степени, ориентироваться на продолжительность обучения равную двум дням, т. к. это мнение большей части (56%) респондентов.

В ответах на вопрос «Какая, на Ваш взгляд, должна быть периодичность обучения специалистов» 45% ответивших (рис.9) считают наиболее приемлемой периодичность в 3 года, 24% – 5 лет и 21% – 2 года.

Обобщая результаты ответов, можно сказать, что 69% респондентов считают наиболее приемлемой периодичность от 3 до 5 лет. Российским законодательством установлено, что специалисты предприятий и учреждений должны проходить повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, однако жизнь показывает, что этот срок можно и нужно сократить до 3 лет. Это обусловлено, прежде всего, быстрым ростом научно-технического прогресса в стране и во всем мире, интенсивным насыщением рынка новой современной сельскохозяйственной техникой, а также с внедрением в аграрное производство прогрессивных энергосберегающих технологий.

Рисунок 9 – Анализ результатов ответов респондентов на девятый вопрос анкеты

Ответы на вопрос «Сколько, по Вашему мнению, готовы платить хозяйственные руководители за обучение одного специалиста за один день обучения» показывают, что 53% респондентов (рис. 10) считают наиболее приемлемой стоимостью 800 руб., 38% – 1000 руб. Таким образом, 91% принявших участие в исследовании, считают, что стоимость обучения за один день может находиться в пределах от 800 до 1000 руб. Это вполне приемлемо практически для всех хозяйств области.

Рисунок 10 – Анализ результатов ответов респондентов на десятый вопрос анкеты

Проведенный анализ результатов анкетирования руководителей районных органов управления АПК, позволяет сделать следующие выводы:

1. В 33 районах области наиболее востребованными специалистами являются: агрономы, инженеры-механики, ветврачи, зоотехники и бухгалтеры.

2. Основные сегменты рынка дополнительных образовательных услуг по профилям работы специалистов – экономисты, юристы, ветврачи, работники кадровых служб, зоотехники, агрономы, инженеры и бухгалтеры. Перспективные сегменты – садоводство, овощеводство и мелиорация.

3. Основными направлениями повышения квалификации, которые наиболее востребованы руководителями и специалистами аграрных предприятий являются растениеводство, новая техника и технологии, бухучет и аудит, охрана труда, управление и агробизнес.

4. Из всех используемых технологий повышения квалификации в дополнительном профессиональном образовании самыми эффективными, по мнению руководителей районных органов управления АПК, являются обучение с выездом в хозяйство (район) и обучение на базе образовательного учреждения.

5. Предпочтительные СМИ для размещения рекламы образовательных услуг – это газеты районного уровня, интернет и телевидение.

6. Основным мотивом, определяющим необходимость проведения повышения квалификации специалистов, являются интересы производства. В этой связи, целесообразно рекламу образовательных учреждений нацелить на интересы производства.

7. Основная масса руководителей районных органов управления АПК считает, что удаленность аграрных предприятий от месторасположения образовательного учреждения и несоответствие программ обучения потребностям специалистов может существенно снизить спрос на оказываемые образовательные услуги учреждениями ДПО.

8. Большинство руководителей районных органов управления АПК указали продолжительность обучения специалистов аграрных предприятий в пределах трех дней, а периодичность прохождения повышения квалификации – один раз в три года.

9. Наиболее предпочтительной оплатой за обучение одного специалиста за один день для основной массы руководителей районных органов управления АПК является 800-1000 руб.


Библиографический список
  1. Маркетинг: общий курс: учеб. пособие / Под ред. Н.Я. Калюжновой, А.Л. Якобсона. — 2-е изд. — М: Омега-Л, 2007. — 476 с.
  2. Федько В.П. Маркетинг: 100 экзаменационных ответов / В.П. Федько, Н.Г. Федько. — М: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: МарТ, 2003. — 448 с.


Все статьи автора «ripkk»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация