УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ РЕФЛЕКСИИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ 14 -15 ЛЕТ

Куимова Наталья Николаевна1, Иванова Ирина Анатольевна2
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, кандидат психологический наук, доцент кафедры классической и практической психологии
2Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, доцент кафедры классической и практической психологии

Аннотация
В данной статье представлены результаты изучения взаимосвязи рефлексии и социометрического статуса современного подростка 14-15 лет. По результатам проведенного исследования прямая зависимость между уровнем развития рефлексии и социометрическим статусом современных подростков исследуемой группы была выявлена. Для более тщательного изучения данного вопроса требуется более детальный анализ корреляционных связей по видам рефлексии и личностным качествам подростков того или иного социометрического статуса.

Ключевые слова: рефлексия, самосознание, современные подростки, социометрический статус


FEATURES OF THE RELATIONSHIP OF REFLECTION AND SOCIOMETRIC STATUS OF MODERN TEENAGERS 14 -15 YEARS

Kuimova Natalia Nikolaevna1, Ivanova Irina Anatolievna2
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin, Ph.D., Assistant Professor of classical and practical psychology
2Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin, Assistant Professor of classical and practical psychology

Abstract
This article presents the results of studying the relationship of reflection and sociometric status of the modern teenager of 14-15 years. According to the results of the study is a direct correlation between the level of reflection and sociometric status of modern teenagers the study group was found. For a more thorough study of this issue requires a more detailed analysis of the correlations by type of reflection and personal qualities of teenagers of a sociometric status.

Keywords: modern teenagers, reflection, self-awareness, sociometric status


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Куимова Н.Н., Иванова И.А. Особенности взаимосвязи рефлексии и социометрического статуса современных подростков 14 -15 лет // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76656 (дата обращения: 02.06.2017).

В настоящее время, время достижения технического прогресса, виртуальная жизнь целиком и полностью захватила огромное количество современных подростков, отодвигая на задний план интимно-личностное общение со своими сверстниками, которое, согласно Д.Б. Эльконину, является ведущей деятельностью в данный возрастной период [1]. Поэтому сегодня остро встает проблема общения современных подростков, как фактора психического развития в данный возрастной период.

Значимость деятельности общения в формировании личности подростка, Д.Б. Эльконин видел в формировании самосознания.

Важным механизмом самосознания, согласно Д.И. Фельдштейну, выступает личностная рефлексия, представляющая собой форму осознания подростком, как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей [2]. Исследования последних лет показали, что в структуре личностной рефлексии в возрасте 14—15 лет, существенно возрастает критичность детей по отношению к себе [2]. Отличаясь от своих сверстников 60-х годов возросшей самокритичностью [там же], современные подростки «уходя в виртуальный мир» теряют связь с социальным окружением, что делает их более уязвимыми в отношениях с внешним миром, нарушая коммуникативные возможности и формирование такой важной составляющей самосознания, как рефлексия.

Рассматривая рефлексию как психологический механизм изменения индивидуального сознания, мы полагаем, чем ниже уровень развития рефлексии, тем выше вероятность трудностей в установлении подростком дружеских отношений, что часто делает его пренебрегаемым в группе сверстников. Последствиями такой стрессовой для подростка ситуации может стать изоляция в среде сверстников, которая лишает подростка возможности координировать свою деятельность, эмоции, мысли и ценности с другими людьми [3]. Таким образом, подростки испытывают трудности в размышлении о самом себе, в осознании своего внутреннего мира, что характеризует низкий уровень рефлексии. Потребность «быть значимым в глазах сверстников» оказывается фрустрированной и может приводить к тяжелым переживаниям подростка, лишая возможности приобрести друга. Друзьями называют людей, связанных между собой дружбой [4]. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение [там же].

В ранее проведенном нами исследовании мы выяснили, что у современных подростков с разным социометрическим статусом представления о дружбе находятся в тесной взаимосвязи с образом «Я» [5]. Так, для подростков с положительным социометрическим статусом исследуемой нами группы, признаками дружбы являются взаимные честность в отношениях, общительность, доброта и жизнерадостность; для подростков с низким социометрическим статусом – взаимные честность в отношениях и жизнерадостность. Имея низкий социометрический статус, они ищут в друзьях поддержку и смелость, что сами, в свою очередь, дать не могут [там же].

Объект исследования: личностные особенности подростков 14-15 лет.

Предмет исследования: рефлексия и социометрический статус подростков 14-15 лет.

Гипотеза: чем ниже уровень развития рефлексии, тем выше вероятность трудностей в установлении подростком дружеских отношений, и
как следствие, больше вероятность оказаться в статусе пренебрегаемых.
Мы предполагаем, что существует взаимосвязь между уровнями рефлексии и социометрическим статусом подростка 14-15 лет.

Цель данной работы: изучить связь между рефлексией и социометрическим статусом современного подростка 14-15 лет. Анализ гендерных характеристик групп в данной работе рассматриваться не будет.

В методический комплекс исследования вошли следующие методики:

1. Метод социометрии для изучения социометрического статуса подростка в классе (автор Дж. Морено).

2. Методика Карпова  А.В. Диагностика рефлексии

3. Метод «Прямолинейной корреляции Пирсона»

В исследовании приняли участие учащиеся восьмых классов 14 учащихся (87,5%) – 15 учащихся (12,5%) лет общеобразовательной школы № 50 г. Нижнего Новгорода. Всего 40 человек: среди них 45% мальчиков и 55 % девочек.

Рассмотрим результаты проведенного исследования.

Результаты оценки социометрического статуса данной группы подростков отражены на рисунке 1.


Рисунок 1. Результаты оценки социометрического статуса подростков данной группы

Как видно из диаграммы, среди всех подростков, участвующих в исследовании, большой процент респондентов данной группы 25 уч-ся (62,5%) предпочитаемые, 8 уч-ся (20%) – лидеры и 7 уч-ся (17,5%) – пренебрегаемые. Таким образом, у нас выделились три группы: 1- группа пренебрегаемых подростков, 2 группа – группа предпочитаемых подростков и 3 – группа лидеров.

Рассмотрим результаты анализа развития рефлексивности. Количественный анализ полученных результатов приведен на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты количественного анализа уровня рефлексивности подростков данной группы

Из диаграммы видим, что большинство учащихся данных восьмых классов 22 человека (55%) имеют средний уровень рефлексивности; низкий уровень рефлексивности имеют 12 респондентов (30,0%) данной группы и лишь 15% (6 человек) – высокий уровень рефлексивности.

По группам подростков с разным социометрическим статусом результаты распределились следующим образом (рисунок 3).


Рисунок 3. Результаты уровня рефлексивности подростков с разным социометрическим статусом

В группе пренебрегаемых одинаковый процент подростков – 3 уч-ся (7,5%) – имеют высокий и средний уровни рефлексивности, и только 1 уч-ся (2,5%) – низкий уровень рефлексивности.

В группе предпочитаемых «лидируют» подростки со средним уровнем рефлексивности, их процент составил 30% (12 уч-ся); низкий уровень рефлексивности у 11 уч-ся (27,5%) и небольшое количество учащихся данной группы 7,5% (3 уч-ся) имеют высокий уровень рефлексивности.

Среди лидеров 7 учащихся (17,5%) имеют средний уровень рефлексивности, 1 учащийся (2,5%) – высокий уровень развития рефлексивности и никто из группы, по полученным результатам проведенной методики, не имеет низкий уровень развития рефлексивности.

Таким образом, по результатам проведенных методик мы видим, что среди предпочитаемых и лидеров данной группы, доминируют подростки со среднем уровнем рефлексивности; среди пренебрегаемых подростков данной группы большинство имеют высокий и средний уровень рефлексивности. Возможно, считая себя общительными, добрыми и честными [4] они ищут причину своей отверженности, погружаясь в размышления о себе, либо они настолько погружены в свой или «виртуальный» мир, что приводит к трудностям в установлении дружеских отношений. В любом случае, полученные данные требуют дальнейшего изучения.

Для установления взаимосвязи социометрического статуса подростков с показателями уровней рефлексии, мы использовали метод «Прямолинейной корреляции Пирсона». Корреляционный анализ связи между уровнем развития рефлексии и социометрическим статусом современного подростка данной группы показал достоверность, р>0,01.

Вывод: выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение. В статусе пренебрегаемых оказались большинство подростков с высоким и средним уровнями рефлексивности. Прямая зависимость между уровнем развития рефлексии и социометрическим статусом современных подростков исследуемой группы была выявлена.

Для более тщательного изучения данного вопроса требуется большая выборка испытуемых и более детальный анализ корреляционных связей по видам рефлексии и личностным качествам подростков того или иного социометрического статуса.


Библиографический список
  1. Карабанова О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005. – с.218
  2. Семенюк Л. М.. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Под ред. Д. И. Фельдштейна.— Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996., с. 121
  3. Россохин А.В. Психология рефлексии изменённых состояний сознания – Дис…. доктора психол. наук  – М., 2009., с 59
  4. Википедия [электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B0 (дата обращения: 09.10.2016)].
  5. Куимова Н.Н., Иванова И.А.К вопросу взаимосвязи понимания дружбы и образа себя в подростковом возрасте. Успехи современной науки и образования. – №12. – 2016.


Все статьи автора «Куимова Наталья Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: