СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ ГОРОДСКИХ ЛЕГЕНДАХ

Данилина Анастасия Васильевна
Московский Городской Педагогический Университет
кафедра английской филологии Институт иностранных языков

Аннотация
В данной статье рассматриваются современные городские легенды США и Великобритании. Цель работы заключается в выявлении характерных особенностей этой системы.

Ключевые слова: городская легенда, категория персонажей, лексема, персонаж, сюжет, характеристики


THE SYSTEM OF CHARACTERS IN MODERN URBAN LEGENDS

Danilina Anastasia Vasylievna
Moscow City Pedagogical University
English Philology Department University of the Foreign languages

Abstract
The article describes the system of characters in urban legends of the USA and the Great Britain. The aim of the work is to reveal the characteristics of this system.

Keywords: category of characters, character, characteristics, lexeme, urban legend


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Данилина А.В. Система персонажей в современных городских легендах // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/76501 (дата обращения: 16.03.2024).

В ХХI веке, в связи с массовой урбанизацией и ростом городов, стал развиваться особый вид культуры – городская культура. Изменения затронули и сферу литературы: появились особые виды городской литературы. К такой литературе относятся современные городские легенды (urban legends). Наибольшую популярность городские легенды получили в США, их сюжеты стали частью массовой культуры. Современные городские легенды обладают характерными чертами, такими как небольшой объем, установка на достоверность, манера изложения.  В данной статье будет проанализирована характерная для городских легенд система персонажей.

Для данного анализа были выбраны легенды, входящие в список «20 самых известных городских легенд» по версии сайтов Urban Legends [1] и Snopes [2].

Центральный персонаж городской легенды – рядовой житель мегаполиса, заурядный человек, который ничем не выделяется из общей массы. Можно отметить, что автор не предоставляет никакой дополнительной информации о персонаже, иногда читатель не знает даже имени.

Чаще всего героиней городских легенд является женщина или девушка. Персонаж вводится в текст легенды такими лексемами как:

«A girl» (девушка)

«Once there was a beautiful young girl who lived in a small town just south of Farmersburg…» («Humans Can Lick, Too»)

«A very stylish teenage girl grew tired of spending hours carefully “ratting” (teasing) and spraying her hair to attain an extreme beehive do…» («The Fatal Hairdo»)

«A woman» (женщина)

«While vacationing in a tropical clime, a young woman went sunbathing on the beach and fell asleep…» («The Spider Bite»)

Героиня городских легенд в большинстве случаев молодая, для её описания используются такие лексемы как: «young»(молодой), «in her teens»(в подростковом возрасте), «beautiful»(красивый) и их синонимы.

«So-and-so’s friend, a girl in her teens, is babysitting for a family in Newport Beach, Ca…» («The Clown Statue»)

«A 15-year-old girl was babysitting her little sister while her parents were out at a party.» («The Babysitter and the Man Upstairs»)

«A young woman was about to get married, and she decided she wanted to hold the wedding in the backyard of the large farmhouse where she grew up.»The Missing Bride»)

Одна из основных задач современных городских легенд – вызвать чувство страха у читателя или слушателя. Считается, что молодые девушки больше подвержены различным страхам и фобиям, чем мужчины, поэтому использование женских персонажей позволяет ярче показать пугающую атмосферу и заставить читателя переживать за дальнейшее развитие сюжета.

В некоторых легендах упоминается ее профессия, чаще всего девушка работает няней(babysitter):

«An adolescent babysitter caring for two small children phoned their parents late in the evening…» («The Clown Statue»)

«A married couple were going out for the evening and called in a teenage babysitter to take care of their three children…» The Babysitter and the Man Upstairs»)

Выбор данной профессии не случаен, так как babysitting считается именно женским занятием, которым занимаются, в основном, студентки и школьницы.

Подбор персонажей в городских легендах часто обусловлен сюжетом и определяется либо реалиями городской жизни, либо распространенными стереотипами. Так, например, если в легенде события происходят на Аллее Влюбленных (Lover’s Lane), то основные персонажи в ней – тинэйджеры, а свидание в автомобиле типичный элемент романтических ухаживаний, (примеры: “The Boyfriend’s Death”, “The Hook”).

Одна из самых распространенных тем в городских легендах – тема преступности. Очень часто в городских легендах, связанных с криминалом, таких как The Dead Boyfriend, The Hook, The Killer in the Window и т.д., герои попадают в опасные ситуации в силу своей молодости и неопытности. Чтобы подчеркнуть возраст героев используются лексема «young»(молодой), «teenage»(подросток).

«A teenage boy drives his date to a dark and deserted lovers’ lane for a make-out session…» («The Hook»)

«Five young girls stood before the bathroom mirror in dim candlelight, chanting together…» («Bloody Mary»)

«A teenage couple is parked late at night on lovers’ lane…» («Dead Boyfriend»)

В современных городских легендах круг преступников и асоциальных элементов достаточно широк: сбежавшие из тюрьмы или больницы для умалишенных маньяки, похитители людей, грабители, таинственные незнакомцы и т.д.

«As if we needed proof that scary things happen in the dark, this unnerving tale about a murderous madman lurking unseen in a dark dormitory bedroom …» («Aren’t You Glad You Didn’t Turn on the Light?»)

Анализируя городские легенды, связанные с преступностью, можно отметить, что они тяготеют к чрезвычайным ситуациям, вероятность существования которых в действительности крайне мала. Так, например, в легенде «The Hook» фигурирует не просто убийца, а чрезвычайно опасный маньяк с крюком вместо руки. Задача подобных деталей сделать легенду более запоминающейся и устрашающей.

«After a moment of silence an announcer’s voice came on, warning in an ominous tone that a convicted murderer had just escaped from the state insane asylum — which happened to be located within a half-mile of where they were parked…»(«The Hook»)

Еще одна категория персонажей это пожилые люди, чаще всего пожилая женщина (old lady)

«Once there was a nice old lady who had a lovely little dog. » («Humans Can Lick»)

В большинстве случаев пожилые женщины становятся героинями легенд, связанных с техникой или оборудованием ( “The Microwaved Pet”, “Push-Starting the Car”, “R for Race”). Это связанно с распространенным стереотипом, о том, что пожилые люди тяжело справляются с современными техническими устройствами и далеки от технического прогресса. Так же пожилые леди часто появляются в легендах о домашних животных (“The Choking Doberman”, “The Missionaries and the Cat”, “The Bungled Rescue of the Cat”), так как считается, что одинокие пожилые женщины очень любят животных.

Иногда в качестве героев представлены не отдельные люди, а целые группы (семейство, путешественники, студенты, полицейские и т.д.). Данные образы являются собирательными, воспринимаются читателями как единое целое.

«A family comes home to find their doberman pincer choking in the living room. » (“The Choking Doberman”)

«Puzzled, the police went back inside the house…» «The Killer in the Window»

Авторы городских легенд всегда стремятся сделать их как можно более достоверными. Использование в городских легендах приема, когда история ведется от лица родственника или друга рассказчика, позволяет сделать ее более убедительной, сделать акцент на достоверности. В связи с этим появляется особая категория героев, герои-рассказчики.

“Well, this happened to one of my girlfriend’s best friends and her father…” («The Vanishing Hitchhiker»)

«Here’s a story my mom told to me and my friends when I was about seven years old. »  («Dead Boyfriend»)

«I heard about a girl who went back to her dorm room late one night…» («Aren’t You Glad You Didn’t Turn on the Light? »)

Некоторым персонажам даются имена:

«After the entire period of flirting with her date, Juli was totally unprepared for her test, while Meg was completely prepared for a major study date with her books. » («Aren’t You Glad You Didn’t Turn on the Light? »)

«Some girls Kat didn’t know invited her over for a sleepover. »  («Bloody Mary»)

Имена придают персонажам индивидуальность, но в то же время, подобные имена являются распространенными в США и подчеркивают, что подобная история могла произойти с любым рядовым горожанином. Личные имена предстают «как естественный способ сообщить всему повествованию смысл реальности происходящего» [5: с. 77].

Что касается мифологических персонажей, они встречаются редко, так как события городских легенд происходят в повседневной жизни. Наиболее известная легенда, в которой затрагивается тема сверхъестественного, является легенда  «The Vanishing Hitchhiker», в которой герои встречают на дороге девушку, в последствии оказавшуюся привидением.

«I guess it was her spirit, which won’t rest until they do…” («The Vanishing Hitchhiker»)

Проанализировав систему персонажей в городских легендах, можно сделать следующие выводы:

  • Количество персонажей в городских легендах не велико, чаще всего 1-2 персонажа. Это связано с небольшим объемом современных легенд.
  • Герои городских легенд – типичные городские жители. Их можно разделить по возрастным группам (молодые, взрослые, пожилые), по половой принадлежности (мужчины, женщины), по социальному статусу (семья, студенты, школьники).
  • Авторы легенд не дают персонажам всестороннюю характеристику. Часто читатель даже не знает имен героев. Появление дополнительных фактов о героях возможно только в том случае, если эти факты могут повлиять на сюжет. Такой прием добавляет городским легендам элемент безликости, показывает, что подобные истории могут случиться с каждым жителем мегаполиса.
  • В связи с установкой городских легенд на достоверность, в них редко присутствуют мифологические персонажи.

Библиографический список
  1. Urban Legends.  – Электронный источник. – Режим доступа: http://urbanlegends.about.com
  2. Snopes. – Электронный источник. – Режим доступа: http://www.snopes.com)
  3. Чупрына О.Г. Прецедентные явления в британской литературе о подростках (лингвокультурологический подход). – Вестник МГПУ. Серия: «Филология. Теория языка. Языковое образование».   – № 3 (15). – М.: МГПУ, 2014. – С. 71-79.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Данилина Анастасия Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация