УДК 159,9

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ ПОДРОСТКОВ

Жусупов А.Р.1, Хасенова А.А.2
1Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова, студент 4 курса Института экономики и управления
2Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова, магистр 1 курса Института гуманитарного образования

Аннотация
В настоящее время в жизни человека зачастую возникают сложные ситуации, последствия которых приводят к частым стрессам. Под стрессом понимают свойственную всем реакцию человеческого организма на раздражитель. Основной чертой стресса является пагубное влияние на здоровье человека, на его поведение и характер. Защитная реакция, которая позволяет нам защитить себя от повсеместно атакующих нас стрессовых раздражителей, называется стрессоустойчивостью.

Ключевые слова: подросток, психология, стрессоустойчивость подростка, стрессы, школьник


STRESS IN ADOLESCENTS

Zhusupov R.A.1, Khasenova A.A.2
1Nosov Magnitogorsk State Technical University, student 4 courses of Institute of Economics and management
2Nosov Magnitogorsk State Technical University, master 1 course of the Institute of humanitarian education

Abstract
At the present time in a person's life often have complex situation, the consequences of which lead to frequent stress. Under stress you know characteristic of all the human body's response to a stimulus. The main feature of stress is an adverse impact on human health, his behavior and character. A defensive reaction, which allows us to protect ourselves from everywhere attacking us everyday stressors, called the stress.

Keywords: adolescent, psychology, stress, student, teenage stress


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жусупов А.Р., Хасенова А.А. Стрессоустойчивость подростков // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76500 (дата обращения: 09.01.2017).

В настоящее время в жизни человека зачастую возникают сложные ситуации, последствия которых приводят к частым стрессам. Под стрессом понимают свойственную всем реакцию человеческого организма на раздражитель. Основной чертой стресса является пагубное влияние на здоровье человека, на его поведение и характер. Защитная реакция, которая позволяет нам защитить себя от повсеместно атакующих нас стрессовых раздражителей, называется стрессоустойчивостью.

Особенное внимание следует уделить процессу выработки стрессоустойчивости у подростков, которые ежедневно сталкиваются с ними. Именно в этом возрасте человек учится контролировать и подавлять в себе стресс.

Подверженность  стрессу в подростковом возрасте не имеет отличий от подверженности взрослого человека. Однотипные реакции происходят в организме, впоследствии чего формируется кортизол, по причине этого повреждается психика. Нередкие столкновения  со стрессовыми ситуациями приводят к нервному истощению у ребенка. Стресс имеет влияние, как на психическое здоровье, так и на физическое,[1,c.350-352].

Самые распространенные последствия стрессов:

-                   Понижение уровня иммунитета;

-                   Склонность к простудным заболеваниям;

-                   Бессонница;

-                   Несосредоточенность;

-                   Плохая память;

-                   Отсутствие аппетита;

-                   Проблемы с желудочно-кишечном трактом;

-                   Депрессия;

Весомая часть эмоций подростка в первую очередь связана с общением. Эмоциональная реакция зависит от личностно-значимых отношений с другими людьми. Отсутствие  опыта в жизни влечет за собой проявление некоторых черт особенностей характера у человека, в частности подражание конкретным индивидам и кумирам. Нередко подростки отрицательно относятся к себе. Итогом подобного поведения является отсутствие мотивации, также они предрасположены  к негативным эмоциям, вследствие чего, могут впадать в депрессию.

Ориентация на оправдание ожиданий, одобрение или на авторитет и определяет неустойчивость поведения подростков, их зависимость от внешних влияний. Поскольку подростки ищут для себя референтные группы среди сверстников и нуждаются в близких друзьях, часто мнение последних становится определяющим. Иногда под влиянием приятеля или группы подростки совершают поступки, на которые самостоятельно не решились бы и о которых позже могут жалеть,[2,с.145-147].

На данном этапе  коренным образом меняется структура  волевой эмоциональной активности. Внутренняя стимуляция подростков в значительной степени имеет отличие от школьников младшего звена, для подростков характерно регулирование и управление своим поведением(процесс самостимуляции). Однако волевая сфера человека в таком возрасте несет  противоречивый характер. Это обуславливается динамичным повышением  активности подростка. Внешние факторы воспитания приводят подростков к независимому образу жизни и  критической оценке ситуаций.

Пониженный уровень дисциплины, усугубляется проявлением упрямства, подросток отстаивает свою точку зрения, в попытке проявить свое «Я», что приводит к разногласиям со взрослыми, воспринимая их рекомендации как критику. В заинтересованной сфере подросток зачастую проявляет упрямство. Он обретает смелость, которая, по мнению ряда ученых, на этот момент достигает максимального проявления.

В связи с физиологическими изменениями, а именно половым созреванием, в структуре организма подростка существенно меняется нейродинамика, влияющая на волевую сферу. Подросток в таком «пошатанном» состоянии не соблюдает нормы морали, это связано с преобладанием возбуждения не в угоду реакциям торможения[3,с.57-66].

Стрессоустойчивость подростка – это одно из главнейших качеств, которым следует уделять чуткое внимание родителей. Оно помогает подростку справиться с непростым периодом психологических и физических изменений. В силу умению противостоять стрессовым ситуациям, подростку намного легче справиться и пережить неблагоприятные жизненные ситуации, при этом сохранять внутреннее спокойствие и позитивно думать о будущем.


Библиографический список
  1. Грецова А. Практическая психология у подростков и родителей. – СПб.: Питер, 2013 ,[1,c.350-352].
  2. Китаев – Смык Л.А. Психология человеческих стрессов /. Институт психологии и филологии. – М.: Наука, 2015,[2,с.145-147].
  3. Поведение человека в условиях стресса и стрессоустойчивости. / Марищуков В.Л., Болтаев В.И. – СПб.: Издательский Том «Путевод», 2015,[3,с.57-66].


Все статьи автора «Жусупов Аскар Ракимжанович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация