УДК 378

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОСВОЕНИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ

Агеева Елена Львовна1, Шабунин Юрий Иванович2
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека,
2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), магистрант

Аннотация
В статье представлена методическая система организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности с использованием игровой технологии, сконструированная на основе принципов фундаментальности, субъектности, учета возрастных особенностей и познавательных потребностей обучающихся, выполняющая ценностно-ориентировочную, информационно - познавательную, операционно - деятельностную, релаксационную, рефлексивно-оценочную функции. Целевое назначение системы обосновывает необходимость формирования у обучающихся правил безопасного поведения в природной среде, как неотъемлемого условия освоения культуры безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, игровая технология, методическая система, правила безопасного поведения в природной среде


THE USE OF GAME TECHNOLOGIES DURING THE DEVELOPMENT OF STUDYING OF RULES OF SAFE BEHAVIOR IN THE NATURAL ENVIRONMENT

Ageeva Elena Lvovna1, Shabunin Yuri Ivanovich2
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin (Mininsky university), candidane of biology sciences, docent head of chair physiology and the safety of human life
2Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin (Mininsky university), graduate student

Abstract
The article presents a methodical system of organization of curricular and extracurricular activities of students in the study of basics of life safety with the use of gaming technology, designed on the basis of the principles of fundamentality, subjectivity, age-appropriate and cognitive needs of students performing value-oriented, information - cognitive, operationally - activity, relaxation, reflective and evaluative functions. The purpose of the system substantiates the necessity of formation at students the rules of safe behavior in the natural environment, an essential condition for the development of a culture of safety.

Keywords: gaming technology, life safety, methodical system, rules of safe behavior in the natural environment


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Агеева Е.Л., Шабунин Ю.И. Использование игровой технологии при освоении обучающимися правил безопасного поведения в природной среде // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76459 (дата обращения: 26.05.2017).

В современном мире, полном опасностей, возрастает значимость владения людьми культурой безопасности жизнедеятельности. Создавая условия для существования, человек постоянно воздействует на окружающюю среду, при этом любая сфера человеческой жизнедеятельности может быть потенциально опасной. Содержание школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» включает в себя освоение как теоретических, так и практических основ поведения человека в повседневной жизни и в опасных и чрезвычайных ситуациях. В большинстве работ, посвященных данной проблеме (Н.П. Абаскалова, Р.И. Айзман, С.В. Алексеев, Л.Н. Горина, В.В. Девисилов, Г.С. Камерилова, М.А. Картавых, Л.А. Михайлов, В.Н. Мошкин, С.В. Петров) отмечено, что формирование культуры безопасности жизнедеятельности необходимо начинать ещё в дошкольном возрасте и продолжать на всех этапах школьного образования [1,8,9]. Изучая курс учащиеся получают систематизированное представление об опасностях и их прогнозировании, имеют возможность оценить их влияние на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения.

Современная дидактика предлагает различные методические приемы для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и вовнеурочной деятельности.

Одной из ведущих видов деятельности детей в школьном возрасте, наряду с учебно-познавательной деятельностью, является деятельность игровая. В большинстве случаев данные виды деятельности интегрируются. В теории и методике образования в области безопасности жизнедеятельности накоплен определенный опыт реализации игровой технологии в образовательном процессе (И.Г. Иванникова, Д.Б. Игуменова, В.Н Латчук, В.В. Марков, А.А. Михайлов, М.П. Фролов, Г.Е. Цвилюк). В работах авторов подчеркивается важность игры для повышения эффективности процесса освоения содержания курса основ безопасности жизнедеятельности обучающимися общеобразовательных школ. В работах Л.А. Даринской, игровая технология рассматривается, как сложное инегральное понятие, включающее в себя социально – личностный и логический компоненты, которые в совокупности представляют собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности [3].

В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования значительное внимание уделяется организации внеурочной деятельности обучающихся, в том числе и в рамках курса основ безопасности жизнедеятельности. В данных педагогических реалиях применение игровой технологии в организации внеурочной деятельности школьников представляется наиболее целесообразным и перспективным, так как позволяет сделать образовательный процесс не только познавательным, но и интересным, учитывающим психофизиологические особенности обучающихся. Игры, используемые во внеурочной деятельности, представляют собой свободную развивающую деятельность которая позволяет получать удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.

Применение игровой технологии в обучении безопасности жизнедеятельности характеризуется целостностью, охватывающей определенную часть учебного процеса и объединенной общим содержанием, сюжетом, персонажем. Последовательно в нее включаются игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки прдметов, сравнивать, сопоставлять их.

Дидактическая игра может быть использована на уроках разного типа, как при изучении нового материала, так и на уроках обобщения и систематизации знаний. Например, для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса основы безопасности жизнедеятельности для учащихся 5-8 классов можно использовать интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Брейн-ринг», «Кто хоче стать отличником?», для учащихся 9-10 классов «Что? Где? Когда? Как?». Примерами использование игр во внеурочной деятельности для разного возраста могут быть военно-спортивная игра «Зарница», «Робинзоны» и др.. Феномен игры заключается в том, что, являясь развлечением, она способна перерасти в в игру-обучение, игру-творчество, в игру-модель человеческих взаимоотношений. Процесс проигрывания конкретной ситуации с определенными практическими навыками, предпринимающих в опасных ситуациях это есть – игра. Благодаря игре, для обучающихся  есть хорошая возможность проверить себя, а так же выявить поверхностные ошибки.

Игра, это такой вид деятельности, в котором могут принимать участие дети разного возраста. Игра заставляет думать более ярко и проявлять особенности своего мышления и воображения. Обучающиеся становятся более активными, эмоциональными, появляется потребность в общении. Таким образом, применение игровых технологий в процессе обучения и воспитания позволяет повысить познавательную деятельность учащихся, развивать творческое мышление, поддерживать комфортный психологический микроклимат и эмоциональную удовлетворенность всех участников игры. Важно отметить то, что составление отдельных игровых элементов является творчеством каждого учителя, но при этом необходимо придерживаться следующих основных требований:

  1. в структуре игры присутствуют обязательные этапы: целеполагание, планирование, реализация, анализ результатов;
  2. игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей;
  3. предоставляются возможности участия каждого ученика и команды в целом;
  4. учет уровня участников игры и подбор заданий от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений);
  5. вариативность – в игре не предполагает наличия единственно возможного пути достижения цели.

Для проверки целесообразности использования выбранной технологии, при освоении обучающимися правил безопасного поведения в природе и в условиях автономного выживания, мы провели опытно-экспериментальную работу. С учащимися разного возраста проводились такие игры, как «Робинзоны»(5-8 класс), «Последний герой» (9-11 класс). Эти игры имеют большое образовательное значение и выполняют сразу несколько функций. Например, обучающую функцию, так как они тесно связаны с обучением на занятиях и с опытом повседневной жизни, способствует развитию памяти, вниманию, служат поводом для восприятия новых знаний, расширяющих кругозор. Во время игры у учащихся была возможность  самореализоваться и проявить творческие способности, для удовлетворения собственного «Я», которые в реальной жизни мало выполнимы, таким образом, реализовывалась функция самовыражения. Игры позволяли учащимся интересно и увлекательно общаться со своими сверстниками, они вместе переживали, постепенно двигались к общей цели, благодаря своим стараниям и усилиям. Игровой сюжет позволял моделировать разные ситуации общения, искать верный выход из конфликтов, не прибегая к агрессии, а педагогу возможность установливать с обучающимися доверительные отношения, наладить контакт содружества и сотрудничества в этом проявлялась коммуникативная функция. Так как в игре обучающиеся стремились сыграть желаемую роль, поэтому у нас, была возможность определить их потребности и интересы, реализуя диагностическую функцию. С помощью игры  мы осуществляли оценочную деятельность, так как игра – всегда является тестом для педагога, позволяет развивать, диагностировать и оценивать одновременно. Игра, способствовала снятию напряжения, в котором часто пребывают учащиеся в своей реальной жизни, на игровом уроке значительно повышалась активность обучающихся и значительно снижалась их утомляемость. Когда обучающиеся погружались в игру, она способствовала повышению настроения и мотивации. Таким образом, реализовывалась релаксационная и развлекательная функции.

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы мы провели анализ методической и психолого-педагогической литературы по использованию игровой технологии при освоению обучающимися правил безопасного поведения в природной среде. Анализ показал, что существуют разнообразные педагогические игры. В каждой игре есть цели, задачи, которые направлены на приобретение опыта и новых полезных знаний. Многие игры направлены на раскрытие лидерских качеств, помогают ребенку почувствовать свою значимость в своей группе.

 При организации игры на уроке необходимо учитывать следующие качественные характеристики игровой деятельности: игры должны быть разнообразными, не только воспитательными, но и дидактическими; содержание игры не должно быть занудным; учащиеся должны хорошо понимать правила игры, ее идею, содержание игры; учитель должен организовывать и направлять игру; необходимо дать возможность каждому учащемуся проявить инициативу. Любая активная деятельность, по желанию учащихся, позволяет получить удовольствие от самого игрового процесса, активный, творческий характер деятельности, в значительной мере импровизированной, мотивирует на самостоятельный поиск интересных фактов, добывание дополнительной информации. Необходимо подстраховаться, чтобы была возможность неожиданного изменения условий проведения игры, и предусмотреть возможность включить в игру новых персонажей и обстоятельств.

Это не все правила, которые существуют в игровой технологии, для каждой игры разрабатываются свои конкретные правила, а при помощи разных ситуаций и игровых приемов, на уроках создается своя игровая форма. Таким образом, чтобы реализовать игру, нужно пройти несколько ключевых этапов:

  1. постановка цели в форме игровой задачи;
  2. правилам игры должна подчиняться учебная и игровая деятельность;
  3. в качестве средств игры используют материал учебного процесса;
  4. игровой результат в основном связан с успешным выполнением дидактического материала.

Анализируя все этапы опытно-экспериментальной работы, мы сконструировали методическую систему использования игровой технологии в обучении основам безопасности жизнедеятельности в условиях урочной и внеурочной деятельности.

 

Рисунок 1. Методическая система использования игровой технологии в обучении основам безопасности жизнедеятельности в условиях урочной и внеурочной деятельности

Опытно-экспериментальная работа подтвердила успешное внедрение разработанной методической системы, основанной на игровой технологии, которая по сравнению с другими методами обучения, позволяет обучающимся лично принимать участие в изучении приближенных к реальным жизненным условиям явлений и если в любой другой деятельности важны, прежде всего, цель и результат, то в игре очень важен сам процесс.


Библиографический список
  1. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб.пособие / Н.П. Абаскалова. – Новосибирск: Сибирское книжное издательство, 2008. – 135 с.
  2. АгееваЕ.Л.,Жидкова Х.В.Методические аспекты изучения вопросов здорового образа жизни//Научный альманах.2015.№12-1(14).С.431-435.
  3. Даринская Л.А.Технологии педагогического мастерства: Учебно-методическое пособие. СПб.: НОУ Экспресс. 2010.116 с.
  4. Камерилова Г.С.,Прохорова И.В., АгееваЕ.Л., Баталова Э.Н.Информационно-образовательная среда ВУЗа как средство реализации информационного подхода в образовании//Вестник Мининского университета. №4-2015 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/e11/kamerilova.pdf  (дата обращения 22.12.2016)
  5. Картавых М.А. Концепция методической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности / М.А. Картавых, О.М. Филатова // Вестник Мининского университета. 2014. № 3 (7).С. 17.; [Электронный ресурс]. URL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2014-09%203/Kartavyx_M.A.__Filatova_O.pdf (дата обращения 22.12.2016)
  6. Картавых М.А. Ситуационный и задачный подходы в обучении безопасности жизнедеятельности и экологии / М.А. Картавых, Е.М. Рубан, М.А. Веряскина // Современные научные исследования и инновации. – 2015. № 6-5 (50).С. 53-57.
  7. Картавых М.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности (учебный курс для будущих педагогов) / М.А. Картавых // ОБЖ: Основы безопасности жизни. 2009. № 1.С. 26-34.
  8. Михайлов А.А. «Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 – 9 классы. М.: Дрофа, 2005.
  9. Практическая направленность образования магистров-будущих учителей безопасности жизнедеятельности. Агеева Е.Л., Жидкова Х.В.//Современные проблемы науки и образования.2015.№6
  10. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Под ред. Н.В. Бордовской. М.: Кнорус, 2013.432 с.


Все статьи автора «Агеева Елена Львовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: