УДК 332.1

СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В Г. ОМСКЕ

Радионова Виктория Александровна1, Заруднев Дмитрий Иванович2
1Сибирская государственная автомобильно - дорожная академия, магистрант 2-го курса факультета «Экономика и управления»
2Сибирская государственная автомобильно - дорожная академия, кандидат технических наук, доцент кафедры «Логистика»

Аннотация
В статье рассматривается современный рынок логистических услуг. В исследование представлен анализ рынка транспортно-логистических услуг в России в целом, и Омского региона в частности.

Ключевые слова: аутсорсинг, логистика, логистические посредники, логистический сервис, рынок транспортно-логистических услуг


CONDITION OF THE TRANSPORT AND LOGISTICS SERVICES MARKET

Radionova Victoriya Alexandrovna1, Zarudnev Dmitry Ivanovich2
1Siberian State Automobile and Highway Academy, master of 2nd years faculty «Economics and Management»
2Siberian State Automobile and Highway Academy, PhD in Technical Science, assistant professor of "Logistics"

Abstract
The article deals with the modern market of logistics services. The study presents an analysis of the market of transport logistics services in Russia in general, and the Omsk region in particular.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Радионова В.А., Заруднев Д.И. Состояние рынка транспортно-логистических услуг в г. Омске // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76411 (дата обращения: 03.01.2017).

На современном рынке логистических услуг в условиях обострившейся конкуренции и высоких требований к качеству оказания логистического сервиса все большее внимание приобретает комплексность оказываемых услуг, то есть возможность компанией наряду с классическими услугами (перевозкой, хранением, грузопереработкой и пр.) предложить клиенту новые взаимодополняющие услуги. Как показывает практика, доля компаний, предпочитающих данные логистические функции передать на аутсорсинг, постоянно растет, тем самым увеличивается доля логистических посредников в цепях поставок.

Традиционно логистических посредников, в зависимости от уровня координации и интеграции принято разделять на следующие категории:

- 1PL провайдеры, когда все функции и операции провайдеров выполняет грузовладелец;

- 2PL провайдеры – посредники узкопрофильной логистической деятельности, к примеру, такие как транспортные компании, операторы грузовых терминалов и складов общего пользования, таможенные брокеры, агенты, фирмы по оказанию услуг консалтинга в области логистики и пр.;

- 3PL провайдеры – организации, оказывающие комплексный логистической сервис потребителю;

- 4 PL провайдеры – системные логистические интеграторы [1, стр. 726].

- 5 PL провайдеры – компании, которые реализуют свою деятельность на основе Интернет-логистики, иными словами, которые используют Интернет в качестве общей платформы (виртуальной) для электронных средств информации [2, стр. 1].

Рынок транспортно-логистических услуг (ТЛУ) в России на текущий момент можно охарактеризовать следующим образом [3, стр. 3]:

- неэффективная организация и выполнение логистических функций на микро- и макроуровне;

- большая доля 2PL провайдеров на рынке логистического сервиса, в то время как 3PL провайдеры занимают лишь 8% от общего количества участников (к примеру в Европе этот показатель равен 18%);

- доля аутсорсинга в России находится на уровне 40% (для сравнения в США данный показатель составляет около 80%, в Европе – примерно 65%, а в Китае – 50%).

Рассмотрим состояние рынка ТЛУ одного из субъектов РФ – г. Омска. Для этого проанализируем деятельность транспортно-логистических компаний, расположенных в этом регионе и выявим их основные и вспомогательные виды деятельности.

В настоящем исследовании была рассмотрена деятельность 273 компаний, территориально расположенных в городе Омске (рис. 1) и предоставляющих следующие услуги:

- транспортировка грузов;

- хранение грузов;

- сопутствующие услуги (погрузочно-разгрузочные работы, оформление сопроводительных документов, таможенное оформление и пр.).


Рисунок 1 – Распределение компаний по количеству по округам г. Омска

На основе проведенного исследования текущее состояние рынка ТЛУ в городе Омске можно охарактеризовать следующим образом:

1) наибольшую нишу занимают компании, которые предоставляют услуги по перевозке грузов, что составляет 82 % от общего объема выборки. Из них большая часть компаний специализируется на перевозках грузов автомобильным транспортом, но также на рынке присутствуют компании, которые готовы организовать перевозку груза авиатранспортом и железнодорожным транспортом, а также перевезти груз водными путями (рис. 2).


Рисунок 2 – Распределение компаний по видам перевозок в г. Омске

Кроме этого, стоить отметить, что 17% компаний, занимающих транспортировкой грузов, готовы организовать мультимодальную перевозку.

2) 65 компаний в городе готовы предоставить услуги по ответственному хранению груза клиентов на собственных складах, а часть их них могут оказать дополнительные услуги по грузопереработке, оформлению документом и прочий логистический сервис. Но стоит отметить, что в данном сегменте выражена острая нехватка складов, соответствующих современным требованиям.

3) только 10% игроков рынка готовы предоставить клиенту комплексный логистический сервис (3PL провайдеры). В данном исследовании под комплексным логистическим сервисом понимается возможность компании оказать клиенту услуги по перевозке и хранению грузов (рис 3).


Рисунок 3 – Распределение компаний по направлениям деятельности

Сравнивая полученный результат со средним показателем в 8% по РФ, стоить отметить, что Омский регион его превосходит. В тоже время, если сравнивать с ведущими регионами страны, то в значительной степени показатели будут различаться.

Таким образом, опираясь на полученные данные, можно говорить о том, что в Омском регионе преобладают компании узкоспециализированной направленности, которые позиционируются на рынке как 2PL провайдеры и наблюдается нехватка логистических провайдеров, которые смогли бы качественно и в полном объеме оказывать комплексные логистические услуги – 3PL провайдеры.


Библиографический список
  1. Дыбская В.В., Зайцев Е. И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / Учебник под ред. проф. В.И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2008. – 944с. (Полный курс МБА).
  2. Нестеров С. Реализация стратегии развития и работы 3PL- провайдеров в практике ООО «Inter Logistics Group» [Текст] / С. Нестров // Логистика. – 2011. – №2. – С. 18 – 20.
  3. Бурсалиди Д. Ф. Анализ рынка транспортно-логистических услуг в РФ [Текст] / Д. Ф. Бурсалиди, А. Р. Еснина // Научное сообщество студентов : материалы IX Междунар. студенч. науч-практ. конф. (Чебоксары, 31 мая2016 г.) / редкол: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 106-109.


Все статьи автора «Радионова Виктория Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация