УДК 159.922.8

ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ

Щеулова Екатерина Алексеевна1, Николаева Алена Евгеньевна2
1Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, психолого-педагогический факультет, ассистент кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования
2Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, психолого-педагогический факультет, студентка

Аннотация
В статье рассматриваются основные возможности организации социальной работы с детьми, пострадавших от семейного насилия. Раскрыты перспективы социальной работы с данной категорией людей.

Ключевые слова: «Социальная защита», дети, патронаж, пострадавшие от семейного насилия, семейное насилие, социальная помощь


THE POSSIBILITY OF ORGANIZING SOCIAL WORK WITH CHILDREN AFFECTED BY DOMESTIC VIOLENCE

Shcheulova Ekaterina Alekseevna1, Nikolaeva Alena Evgenievna2
1National Research University of Nizhni Novgorod them. NI Lobachevsky, Arzamas branch, Psychology and Education Department, Assistant Department of General Education and Professional Education Pedagogy
2National Research University of Nizhni Novgorod them. NI Lobachevsky, Arzamas branch, Psychology and Education Department, student

Abstract
The article discusses the main features of the organization of social work with children affected by family violence. Reveals the perspectives of social work with this category of people.

Keywords: children, family violence, patronage, social assistance, social protection, victims of domestic violence


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Щеулова Е.А., Николаева А.Е. Возможности организации социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76367 (дата обращения: 29.09.2017).

На сегодняшний день актуализируется предоставление социальной помощи, поддержки и защиты со стороны государства детям, пострадавшим от семейного насилия. Причем акцентируется внимание на предоставление не разовой, а постоянной гарантированной адресной помощи нуждающимся. Для этого необходима продуманная, взвешенная социальная программа работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия, в каждом регионе Российской Федерации, учитывающая его социально-экономические возможности. [1].

Целью исследования стало изучение возможностей организации социальной работы с детьми, подвергшимися насилию в семье.

Ключевыми тенденциями по работе с детьми, ставшими жертвами насильственных действий со стороны родителей, выступают: абсолютное признание прав и законных интересов, неприкосновенность личности, защиту и достойное существование; анонимность и конфиденциальность, повышение вероятности обращения жертв семейного насилия; исследование и анализ индивидуально-психологических свойств и качеств детей с целью эффективного разрешения их основных проблем; оказание социального патронажа. А также немаловажна детекция главных направлений дальнейших действий по личностному развитию ребенка. В ходе обозначенного процесса необходимо также вовлечение общественного окружения семьи: родных, друзей, сверстников, референтных лиц по оказанию социально-психологической помощи и поддержки детям, подвергшимся насилию в семье.

Социальная работа с детьми, ставшими жертвами домашнего насилия, предполагает собой организационную социальную работу по предоставлению социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и финансовой помощи, социальной адаптации и реабилитации. Отталкиваясь от этого, социальный работник призывается к выполнению последующих должностных функций: диагностической; охранно-защитной; организационно-коммуникативной; психолого-педагогической; прогностической; координационной. Помимо прочего, социальная работа с детьми, пострадавшими от семейного насилия, состоит из следующих направлений:

1. Социальной защиты детей, пострадавших от семейного насилия – многоуровневой системы, которая в большей степени направлена на осуществление комплекса государственных мер по обеспечению достаточных социальных гарантий, прав и свобод, достижение адекватного функционирования семьи в ситуации возникновения социальных рисков, а также на гармоничное формирование института семьи, определенной личности и социума. Стоит также отметить защиту интересов детей, выступающих жертвами насильственных действий в семье, установленных в законном порядке, и созданию программы по защите детей.

В социальной защите детей, пострадавших от домашнего насилия, немаловажная роль отводится самому институту семьи. Она заключается в реконструкции родительских отношений; выработке устойчивости, вопреки пропаганде секса, наркотических и токсических средств, алкогольных напитков, насильственных действий, агрессивного поведения и нецензурной лексики; создании условий для поддержания психосоциального здоровья института семьи и др.

2. Социальная поддержка детей, выступающих жертвами домашнего насилия, оказывает формальную и неформальную деятельность, осуществляет помощь детям в социальной адаптации и социализации. Также она заключается в осуществлении разных видов помощи: социально-психологической, морально-нравственной, психолого-педагогической и других. В рамках системы социальной поддержки так же осуществляется программа по медицинскому страхованию.

3. Специалист по социальной работе обязан: быть осведомленным в основных нуждах и потребностях детей, пострадавших от семейного насилия; формулировать индивидуальную программу по разрешению проблем детей, пострадавших от семейного насилия; задействовать различные социальные организации и службы, по оказанию помощи детям, подвергшимся домашнему насилию в семье.

4. Социальная помощь детям, подвергшимся насильственным действиям в семье, выступает составной частью всей системы социальной поддержки. Её воздействие ориентировано на развитие механизма межведомственного взаимодействия по профилактике домашнего насилия, реабилитации детей, подвергшихся насильственным действиям в семье, развитие партнерских отношений с общественными неправительственными организациями с целью решения проблем неблагополучия семей и насильственных действий в адрес детей. А также синтез и продвижение инновационных программ, примирительных технологий работы с объектом и субъектом насильственных действий в семье.

5. В своей профессиональной деятельности социальный работник оказывает помощь в социальной реабилитации детей, подвергшимся домашнему насилию. Его основной задачей выступает формирование личности ребенка, ее становление и развитие. Целью психологического консультирования в работе с детьми, пострадавшими от семейного насилия, можно назвать: эмоциональную поддержку и внимание к переживаниям детей; развитие реалистичности и плюралистичности мировоззрения у детей; выработка готовности к творческому освоению мира. Результат воздействия социального работника во многом зависит от семьи и социального окружения ребенка. Ближайшее социальное окружение ребенка оказывает особое влияние на формирование его индивидуальности, поэтому оно также может и должно рассматриваться в качестве объекта процесса социальной реабилитации.

6. Кроме того, дети, подвергшиеся домашнему насилию, так же особо нуждаются в социальной коррекции, в связи с нахождение в состоянии кризиса. Задачами социальных работников, в данном случае, выступают: преодоление отчужденности, преодоление аффективного расстройства посредством формирования среды доверия, принятия, защищенности, способом задействования ресурсных состояний. В результате установления партнерских отношений, воссоздания существенного личностного ресурса ребенка возможен переход ко второму этапу. Его цель заключается в раскрытии конфликта и отреагирование его травматических переживаний [4].

Еще одной работой социального работника по смягчению напряжения взаимоотношения детей, подвергшихся домашнему насилию, с социумом выступает технология по социальной коррекции. Данная технология включает совокупность мероприятий по корректировке различных специфических особенностей педагогического, психологического, социального знания, которые не отвечают заданным стандартам социума.

В технологии социальной коррекции воздействие нацелено на активизацию действующих методов, деятельности социального объекта, развитие деятельных установок клиентов социальной работы, ценностных приоритетов, создание благоприятной социальной среды, взаимоотношений в социуме. Корректировка подразумевает замену негативных качеств, свойств клиента социальной работы на положительные. Социальная работа по коррекции детей, пострадавших от домашнего насилия, как правило, подразумевает корректирование отрицательных качеств и возобновлении социальных взаимоотношений и социального положения в обществе.

Работа по коррекции у детей, пострадавших от домашнего насилия, осуществляется социальным работником с целью преодоления напряженности, возникшей в обществе, межличностном взаимодействии, взаимодействии в социальной среде и социальных группах. Деятельность социального работника в разрешении ситуаций, сформировавшихся в связи с насильственными действиями над детьми в семье, основывается на технологических методах конфликтологии и социальной психологии. Так как социальная работа основывается на интегральном соглашении – между сторонами конфликтной ситуации, то есть детьми, выступающими жертвами насильственных действий, и их родителями (опекунами). Результат такого взаимодействия огромен: порой это единственная технология, которая способна оказывать помощь детям, пострадавшим от семейного насилия.

Стоит также отметить, одну из главных технологий социальной работы с детьми, подвергшимся домашнему насилию, направленную на оказание помощи и поддержки. Патронаж – это форма индивидуальной деятельности специалиста по оказанию адресной социальной поддержки и перечня необходимых услуг, которые предоставляются на длительное время детям, подвергшимся домашнему насилию.

Как правило, социальный патронаж принято подразделять на два вида. Первый базируется на характере тех операций, которые в своей деятельности реализуют социальные службы в отношении детей, пострадавших от насилия в семье. Он содержит следующие виды социального патронажа: социальный, медико-социальный, социально-педагогический, социально-психологический и социально-экономический, предоставление пособий, продуктов первой необходимости и т. п. Второй вид основывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки), по половой принадлежности (девочки, мальчики), по медицинским показаниям (инвалиды), по социальному статусу (жертвы насилия), по семейным проблемам (неблагополучные семьи, дети родителей алкоголиков) и т.д. [4].

Социальный патронаж содействует в изучении, разработке плана действий и разрешении ситуации, учитывая психологическое состояние ребенка при применении методов, способствующих снижению уровня тревоги и оказания психологической помощи, а также осуществление конкретного вида помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семье, направленных на создание благоприятных условий в семье.

Таким образом, применяя в деятельности комплексный подход, состоящий из экономического, психологического, психосоциального и культурно-просветительного метода, оказываемая социальная помощь детям, пострадавшим от семейного насилия, может состоять: в непосредственной помощи детям, пострадавшим от насилия в семье, путем оказания реабилитационной помощи  детям, ставшими жертвами психического, физического и сексуального насилия, используя различные подходы в деятельности социальной работы: защита законодательно установленных прав ребенка; осуществление  организации работы с детьми и их ближайшим социальным окружением с целью предотвращения и профилактики случаев насильственных действий в адрес детей в семье; предоставления ряда необходимых социальных услуг для семей с высоким коэффициентом  жестокого обращения, имеющих несовершеннолетних детей; социально-психологической помощи родителям и детям с точки зрения адаптации к возникновению различных конфликтных ситуаций в семьях, как правило, неблагополучных.


Библиографический список
  1. Агапов Е. П. Семьеведение : учебное пособие / Е. П. Агапов, О. А. Норд-Аревян. – М. : Издательско–торговая корпорация «Дашков и Кº»; Ростов н/Д:Наука-Спектр, 2010.
  2. Павленок П. Д. Технология социальной работы с различными группами населения : уч. пособие / под ред. проф. П. Д. Павленка, М. Я. Рудневой. – М. : ИНФРА , 2010.
  3. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Теория, практика и качество подготовки специалистов по социальной работе // Отечественный журнал социальной работы. 2009. № 1.
  4. Социальная защита семьи и детства : учеб-метод. пособие – А. Н. Алексеева и др., 2008 – 866 с.


Все статьи автора «Николаева Алена Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: