УДК 378.16

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВУЗА

Прохорова Мария Петровна1, Новикова Алёна Вячеславовна2, Малкин Михаил Романович3
1ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина", кандидат педагогических наук, доцент
2ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина", студент
3ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина", студент

Аннотация
В статье анализируется проблема осуществления присмотра за детьми студентов, осваивающих образовательные программы. Результаты проведенного исследования обуславливают необходимость создания комнаты матери и ребёнка в рамках развития социальной инфраструктуры вуза.

Ключевые слова: дети, инфраструктура образовательной организации высшего образования, комната матери и ребёнка, образование, ребенок, социальный проект, студенческая семья


THE DEVELOPMENT OF SOCIAL INFRASTRUCTURE OF THE UNIVERSITY

Prokhorova Maria Petrovna1, Novikova Alena Vaycheslavovna2, Malkin Mikhail Romanovich3
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin, PhD, Associate Professor
2Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin, student
3Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin, student

Abstract
The article analyzes the problem of the care for children of students mastering educational programs. Results of the study necessitated the creation of a mother and child room within the social infrastructure of the university.

Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Прохорова М.П., Новикова А.В., Малкин М.Р. Развитие социальной инфраструктуры вуза // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76351 (дата обращения: 02.06.2017).

Под социальной инфраструктурой понимают совокупность условий, способствующих благоприятному развитию организации и удовлетворяющих потребности населения [1]. В вузах её задачами являются укрепление здоровья и всестороннее развитие личности, трудовое и нравственное воспитание студентов и сотрудников. Социальная инфраструктура в этом случае включает:

  • общежития;
  • спортивные сооружения;
  • спортивно-оздоровительные лагеря;
  • санатории-профилактории;
  • автошколы;
  • библиотеки, включая электронные библиотеки;
  • предприятия общественного питания и др.

Сегодняшняя молодая семья вступает в самостоятельную жизнь в очень сложное и динамичное время. С быстрым развитием социально – экономической жизни страны такие семьи испытывают потребность в социальной защите общества и государства.

Одной из важнейших задач в современном обществе является создание условий для повышения качества молодой семьи, в том числе студенческой. У молодых родителей-студентов часто возникает вопрос, с кем оставить ребёнка на несколько часов в день, когда необходимо посетить занятия в вузе [2]. Выходом из подобных ситуаций всегда были бабушки и дедушки или няня. Однако оплата няни по карману далеко не всякому молодому семейству и зачастую ребёнка оставить совершенно не с кем. Решить эту проблему могла бы комната матери и ребёнка в составе социальной инфраструктуры университета.

Государственная политика разрабатывает различные программы поддержки студентов, ставших родителями, стимулирующие их к продолжению образования. Стоит отметить опыт регионов по поддержке молодых семей. В некоторых из них открыты дошкольные учреждения при вузах. Число таких групп при образовательных организациях на сегодняшний день достигло 27 в 14 регионах страны [3].

На территории Нижегородской области, по информации министерства образования региона, подобных социальных объектов в вузах пока нет.

Мы провели исследование в ФГБОУ ВО НГПУ имени Козьмы Минина с целью определения необходимости создания комнаты матери и ребёнка в стенах нашего вуза. Результаты показали, что данный проект весьма актуален, более половины (67%) опрошенных студентов посчитали важным и нужным организацию присмотра за детьми в образовательной организации.

Проект комнаты матери и ребёнка в НГПУ им. Козьмы Минина предоставит возможность молодым родителям-студентам оставлять своих детей на несколько часов под присмотром педагогического работника, а самим посещать занятия, сдавать экзамены и зачеты.

В НГПУ им. Козьмы Минина есть свободное помещение, в котором может располагаться данная комната. Она будет разделена на 2 зоны, в одной из которых матери смогут покормить и перепеленать ребенка, а в другой оставить на временное пребывание под присмотром педагогического работника.

В соответствии с установленными требованиями данная комната должна быть просторной, светлой, с качественной и экологически безопасной отделкой. Поверхность стен, полов и потолков должна быть гладкой, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.    Детская мебель и оборудование для помещений должны быть изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей и иметь документы, подтверждающие их происхождение и безопасность. Для ползания детей на полу выделяют место, ограниченное барьером [4].

Соблюдая вышеперечисленные условия, в комнате матери и ребёнка планируется установить следующие предметы:

  • пеленальный столик;
  • манеж игровой;
  • кроватка детская;
  • детский стол со стульями;
  • игрушки;
  • ширма;
  • аптечка;
  • кулер для воды;
  • необходимые гигиенические средства и др.

Привлечение педагогического работника будет осуществляться в наиболее востребованные часы. График составится с учётом мнения родителей и в период прохождения студентами промежуточной аттестации присмотр за детьми будет возможен более продолжительное время.

Поэтапное осуществление проекта включает следующее.

  1. Подготовка помещения в соответствии с имеющимися требованиями СанПиНа, пожарной безопасности и др.
  2. Закупка и установка необходимого оснащения.
  3. Подборка персонала, в том числе активизация к сотрудничеству преподавателей НГПУ им. К. Минина.
  4. Утверждение графика работы комнаты.

Ожидаемые результаты инновационного проекта:

  • регулярно функционирующая комната матери и ребёнка;
  • база для практик студентов обучающихся по профилю «Дошкольное образование»;
  • апробация инновационного опыта в создании элемента социальной инфраструктуры вуза.

Критерии эффективности проекта:

  1. Данная комната используется студентами-родителями (посещаемость свыше 60 % студентов факультета, имеющих детей).
  2. Сократилось число студентов, бросивших университет в связи с рождением ребёнка.
  3. Обучающиеся, ставшие родителями успешно осваивают профессиональные образовательные программы.

Внедрение инновационного проекта позволит решить важные задачи оказания содействия в получения образования молодыми студентами-родителями, осуществить присмотр за детьми на время посещения ими учебных занятий.


Библиографический список
  1. Антонюк В.С., Буликеева А.Ж. Социальная инфраструктура в системе региональной инфраструктуры // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. № 11.
  2. Прохорова М.П., Кочетова Е.С., Некипелова А.А., Новикова А.В., Дорничева Л.А. Комната матери и ребенка как элемент социальной инфраструктуры вуза // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/73077 (дата обращения: 19.11.2016).
  3. Newsru.com [Электронный ресурс]. URL:  http://www.newsru.com/russia/24oct2016/kidsrooms.html (дата обращения: 10.12.2016 г.).
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций” // Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013 г. – Регистрационный N 28564.


Все статьи автора «Новикова Алёна Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: