УДК 159

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА ЧЕРЕЗ ОПТИМИЗАЦИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ОРГАНИЗАЦИИ

Лебедева Татьяна Евгеньевна1, Голубева Ольга Владиславовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Мининский университет, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
Проблема оптимизации социально-психологического климата в коллективе диктуется возросшими требованиями к уровню включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. В статье рассматривается структура программы по оптимизации социально-психологического климата в организации.

Ключевые слова: адаптация, персонал, Сопровождение, социально-психологический климат в организации, управление


SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT AND ADAPTATION OF PERSONNEL THROUGH THE OPTIMIZATION OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN THE ORGANIZATION

Lebedeva Tatiana Evgenievna1, Golubeva Olga Vladislavovna1
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, Mininsky University, Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor

Abstract
The problem of optimizing the social and psychological climate in the team is dictated by the increased requirements to the level of involvement of the individual in his work and the complexity of human activity, the constant growth of their personal ambitions. The article discusses the structure of the program to optimize the socio-psychological climate in the organization.

Keywords: adaptation, maintenance, Management, socio-psychological climate in the organization, staff


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лебедева Т.Е., Голубева О.В. Социально-психологическое сопровождение и адаптация персонала через оптимизацию социально-психологического климата в организации // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76218 (дата обращения: 02.06.2017).

Разработка и апробация программы по оптимизации социально - психологического климата, которая в коллективе организации N состояла в налаживании доверительных взаимоотношений между сотрудниками данной организации. Дополнительной задачей явилось также установление большего взаимопонимания между сотрудниками и директором. Директор в обязательном порядке присутствовал на всех проводимых занятиях.

Для решения поставленных задач была разработана программа, апробированная на данном коллективе [1,2,3].

Цель программы: оптимизация социально-психологического климата в организации N.

Задачи программы:

1. Повышение уровня сплоченности групп коллектива, формирование убежденности в том, что причастность к организации позволит лучше контролировать как свою судьбу, так и будущее членов всей организации.

2. Провозглашение принципа равных возможностей, справедливого распределения вознаграждений, создание обстановки, обмен знаниями и опытом.

3. Гибкость в осуществлении контроля. Предоставление известной автономности в процессе решения организационных задач. Стремление избегать слишком тщательного и непрерывного контроля, который может отрицательно сказываться не только на эффективности деятельности, но и на моральном настрое коллектива.

4. Налаживание контакта некоторых членов коллектива с руководителем. Общение с руководителем в неформальной обстановке.

Формы проведенияразнообразные: от групповых до индивидуальных. Время занятий по согласованию с администрацией и участниками тренинга [4,7].

Основное внимание занятий было уделено налаживанию доверительных взаимоотношений между участниками и, прежде всего, между сотрудниками и руководителем, которые не смогли найти точек соприкосновения.

Так как была определена цель работы - создание более доверительных, основанных на уважении и понимании отношений в коллективе, то директор чувствовал себя спокойно и имел возможность наладить отношения с этими подчиненными в неформальной обстановке.

Участниками групповых занятий стало 19 сотрудников. Директор также был участником занятий, параллельно с этой формой работы с ним была проведена беседа о его роли в создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

Программа тренинга рассчитана на 7 занятий, продолжительностью примерно от 1,5 до 2 часов.

Программа тренинга строилась согласно следующей структуре:

- приветствие;

- основная, содержательная часть работы;

- упражнение, способствующее завершению работы;

- обратная связь.

Представим содержание программы по оптимизации социально-психологического климата.

Структура занятий по оптимизации социально-психологического климата в организации N

1 Занятие: «Знакомство»

Задачи:

- выработка общегрупповых правил;

- развитие навыков уверенного взаимодействия в группе.

Ход занятия

Время

Знакомство участников группы

10 мин

Введение в тренинг

Правила работы в группе

10 мин

Упражнение «Знакомство в ситуациях»

20 мин

Упражнение «Тренировка эмоциональной устойчивости» 

30 мин

Упражнение «Рукопожатие»

10 мин

Упражнение: Кем я был? Кто я есть? Кем буду я?»

15 мин

Рефлексия (Что было важно? Что было трудно? Что понравилось?). Выявление результативности занятия

15 мин

2 Занятие: «Мы одна команда»

Задачи:

- развивать групповую сплоченность,

- развивать групповое взаимодействие;

- выработка командной сплоченности в коллективе.

Ход занятия

Время

Приветствие

10 мин

Упражнение «Поводыри»

20 мин

Лекция «Как попросить помощи…»

30 мин

Упражнение «Пишущая машинка»

30 мин

Упражнение «Исполнение желаний»

30 мин

Упражнение «Коллаж»

25 мин

Рефлексия (Что было важно? Что было трудно? Что понравилось?). Выявление результативности занятия.

20 мин

3 Занятие: «Удовлетворенность трудом»

Задачи:

- развитие стремления к достижению самостоятельно поставленной цели;

- повышение уровня мотивации

Ход занятия

Время

Приветствие.

10 мин

Упражнение «Лестница достижений»

35 мин

Лекция: «Как построить свою карьеру»

30 мин

Упражнение «Через три года»

15 мин

Упражнение «Жизненные цели»

15 мин

Упражнение «Что мне нравиться в моей профессии»

25 мин

Рефлексия.

20 мин

4 Занятие: «Формирование стрессоустойчевости»

Задачи:

- формирование стрессоустойчевости;

- научить избавляться от стресса.

Ход занятия

Время

Приветствие

10 мин

Мини лекция: «Стресс в нашей жизни»

30 мин

Упражнение «Умение вести разговор»

40 мин

Упражнение «Радуга»

30 мин

Упражнение «Медитативное дыхание»

30 мин

Упражнение: «Мыльные пузыри»

15 мин

Рефлексия

10 мин

5 Занятие: «Управление конфликтом»

Задачи:

- показать способы выхода из конфликтных ситуаций;

- научить спокойно и конструктивно воспринимать конфликт на рабочем месте.

Ход занятия

Время

Приветствие

10 мин

Игра «Поведение в конфликте»

40 мин

Мини лекция «Конфликт на работе. Кто виноват?»

30 мин

Упражнение «Трамвайчик»

15 мин

Упражнение «Алфавит эмоций»

20 мин

Упражнение «Я в конфликте»

40 мин

Рефлексия

10 мин

6 Занятие: «Формирование доверительного отношения к руководителю»

Задачи:

- диагностика психологического климата в коллективе;

- научить доверительному отношению в коллективе

Ход занятия

Время

Приветствие

10 мин

Упражнение «Доверие»

40 мин

Упражнение «Что нового узнал я для себя» – подведение итогов занятия

20 мин

Диагностика психологического климата в коллективе

25 мин

Рефлексия

15 мин

7 Занятие: «Подведем итоги»

Задачи:

- анализ психического состояния и диагностики;

- выявление значимости тренинга лично для себя;

- подведение итогов.

Ход занятия.

Время

Приветствие

10 мин

Диагностика эффективности деятельности руководителя

30 мин

Диагностика межгруппового взаимодействия

15 мин

Диагностика

30 мин

Упражнение «Что нового узнал я для себя» – подведение итогов занятия

20 мин

Рефлексия

15 мин

Индивидуальная психологическая консультация с руководителем 

Протокол консультации

Сведение о клиенте: руководитель организации N, Добрынин К. для него это первая консультация. Беседа длилась 40 минут.

Проблема: как повлиять руководителю на психологический климат коллектива.

Цель консультации: оказать помощь, способствовать реализации разработанных мероприятий для повышения эмоционального состояния коллектива. В процессе беседы были использованы приемы активного слушания, открытые и уточняющие вопросы, техники одобрения, отражения чувств. В ходе беседы был найден оптимальный выход из сложившейся ситуации.

Действия консультанта

Действия клиента

Рефлексия

1. Здравствуйте, проходите, располагайтесь. Поздоровался, проходит и садится на удобное место. Чувствует себя раскованно, свободно, не стесняется.
2. Я пригласила Вас на индивидуальную консультацию с целью выяснить, как вы работайте над эмоциональным климатом коллектива? Я не работаю над этим, у нас и без этого работы хватает. Эмоциональный климат сотрудники налаживают сами. Чувствуется тревога волнение, заметно, что данная проблема волнует клиента.
3. Расскажите, а как часто в вашем коллективе бывают конфликты?

 

Я не в курсе, сотрудники сами разбираются с этим. Ко мне по данным вопросам никто не обращался. Чувствуется настороженность клиента.
Скажите, а с кем из сотрудников коллектива у Вас напряженные отношения? У меня со всеми сотрудниками ровны отношения. На работе у меня нет друзей и нет недругов. На работу мы ходим работать, а не взаимоотношениями заниматься. Чувствуется дискомфортное ощущение клиента.
Коллектив у Вас очень дружный, но многие сотрудники чувствуют себя не комфортно при Вашем появлении. Как вы это можете объяснить? Не знаю, на это не обращал внимание. Задумчив.
Как Вы считайте, вы можете повлиять на общий эмоциональный климат в коллективе?  Наверное, если наладить полноценное общение с коллективом, то, наверное, сотрудники будут себя чувствовать более комфортно на рабочем месте. У клиента усталость и неуверенность.
Совершенно верно, давайте с Вами ознакомимся с результатами диагностики «Эффективность деятельности руководителя» Внимательно слушает, анализирует. Задумчив.
Как вы считайте, Вы должны как-то влиять на климат коллектива, и как вы можете это сделать? Наверное, да. Способов уйма, с ходу могу только придумать соревнования или культурное мероприятие. Клиент задумчив.
Давайте с Вами посмотрим, как можно поступить.

Клиенту предлагается веер решений, который позволит улучшить психологический климат коллектива. Необходимо выстроить приоритеты, что Вам предпочтительней и что предпочтительно вашему коллективу. Давайте постараемся найти «золотую середину».

Внимательно слушает с заинтересованным лицом. Клиент задумчиво и внимательно слушает.
3. Беседа подходит к своему завершению. Мы наработали варианты решений проблемы и наметили дальнейшую проработку сложной ситуации.

Для Вас будет д/з.

К следующей встрече я попрошу Вас выполнить домашнее задание. Выписать в 2 столбика, плюсы и минусы ваших сотрудников и как они отражаются на производственном процессе.

Спасибо огромное за помощь. Клиент записал домашнее задание.

Для определения эффективности разработанной и проведенной нами программы работы по оптимизации социально - психологического климата нами был проведен контрольный срез, который показал, что в коллективе сложилась благоприятная атмосфера. Заметно улучшились такие показатели как: дружелюбие, согласие между сотрудниками, теплота, сотрудничество, взаимная поддержка [5,6,8].

Отношения сотрудников в группе стали более благоприятными, сотрудники стали чувствовать себя более раскованно при руководителе.

Таким образом, данная программа способствовала улучшению социально - психологического климата в организации N.


Библиографический список
  1. Булганина С.В., Лебедева Т.Е. Моделирование системы внутрифирменного обучения персонала сервисной организации и опыт ее реализации //Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 313.
  2. Егоров Е.Е. Эффективное управление человеческим капиталом сервисных организаций //В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации 2014. С. 80-85.
  3. Каткова О.В., Лебедева Т.Е., Фокина Т.А. Инновационные методы обучения специалиста сферы сервиса //Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 13.
  4. Каткова О.В., Лебедева Т.Е., Фокина Т.А. Использование тренинговых технологий при подготовке специалиста сферы сервиса // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2012. № 3. С. 132-139.
  5. Крупица В.В., Егоров Е.Е. Экономический анализ и оценка системы управления персоналом организации учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050501.18 – Профессиональное обучение (экономика и управление) / Крупица В. В., Егоров Е. Е. ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО “Волжский гос. инженерно – пед. ун-т”. Нижний Новгород, 2007.
  6. Лебедева Т.Е. Использование активных методов обучения при подготовке специалиста сферы сервиса //Педагогика высшей школы и профессионального образования. 2012. № 2. С. 16.
  7. Лебедева Т.Е., Голубева О.В., Фокина Т.А., Васильева Т.Н. Тренинговые программы: подходы и алгоритмы разработки //Мир науки. 2016. Т. 4. № 2. С. 58.
  8. Лебедева Т.Е., Субботин Д.В. Развитие персонала в «обучающейся организации» В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. 2014. С. 102-103.


Все статьи автора «Лебедева Татьяна Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: