ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИУМОМ ЖЕНЩИН С НАРУШЕННОЙ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИЕЙ

Мамонова Елена Борисовна1, Федоренко Лилия Александровна2
1ФБГОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина (Мининский университет), кандидат психологических наук, доцент кафедры классической и практической психологии
2ФБГОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина (Мининский университет), студент 3 курса магистратуры факультета психологии и педагогики (направление подготовки «Психология»)

Аннотация
Статья посвящена проблеме изучения особенностей взаимодействия женщин с социумом с нарушенной репродуктивной функцией. Для анализа проблемы данные были собраны в ходе проведенных интервью. После обработки полученной информации оказалось, что женщинам с нарушенной репродуктивной функцией свойственны определенные личностные особенности, которые определяют характер их взаимодействия с социумом.

Ключевые слова: личностная незрелость, личностные особенности, материнская неготовность, нарушение репродуктивной функции, Полоролевая идентификация, социум, стрессоустойчивость


FEATURES OF INTERACTION WITH THE SOCIETY WOMEN WITH IMPAIRED REPRODUCTIVE FUNCTION

Mamonova Elena Borisovna1, Fedorenko Liliya Aleksandrovna2
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University K. Minin (Minin University), PhD in psychology, Associate Professor of the chair of classical and practical psychology
2Nizhny Novgorod State Pedagogical University K. Minin (Minin University), student of 3rd year graduate of the Faculty of Psychology and Pedagogy (field of training "Psychology")

Abstract
The article is devoted to the study of the interaction with society women with impaired reproductive function. For the analysis of these problems have been collected in the course of the interview. After processing the information received it was found that women with reproductive disorders characterized by certain personality traits that determine the nature of their interaction with society.

Keywords: gender identity, maternal unavailability, personal immaturity, personality traits, reproductive disorders, society, stress resistance


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мамонова Е.Б., Федоренко Л.А. Особенности взаимодействия с социумом женщин с нарушенной репродуктивной функцией // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/76171 (дата обращения: 19.04.2024).

Введение

Глобальный характер на сегодняшний день приобретаетпроблема репродуктивного здоровья у женщин – растет количество женщин, которыеиспытывают трудности с наступлением беременности и вынашиванием ребенка.Специалистами в сфере медицины эта проблема постоянно исследуется. В последнеедесятилетие в изучение данного вопроса активно стали включаться психологи  и психотерапевты.

Специалисты психологи стали отмечать такуюзакономерность, что женщинам с нарушенной репродуктивной функцией свойственноопределенное взаимодействие с социумом: негибкость в общении, чрезмернаявспыльчивость, раздражительность, стремление к лидерству. Такое взаимодействиезачастую основывается на личностных особенностях этих женщин.

Особенно заметными особенностями у женщин снарушенной репродуктивной функцией становятся нарушения полоролевойидентификации, личностная незрелость, заниженная самооценка или завышеннаякомпенсированная [1, 3, 4].

Кроме этого, важнейшим фактором является психологическаяготовность к материнству, как пишет Филлипова Г.Г. и Брутман В.И. [2, 5].Практически все женщины с нарушенной репродуктивной функцией уверены в том, чтоони мечтают о ребенке и готовы к любым изменениям в их жизни. Однако, приизучении их личностных особенностей, можно наблюдать поведение, котороепротиворечит их желаниям, словам. При таком положении возникает внутреннийконфликт, при котором  желаемое иреальное противоречат друг другу [6]. А это, в свою очередь, влияет наповедение женщины с нарушенной репродуктивной функцией, на ее взаимодействие сокружающими ее людьми.

Цель

Целью данной работы является изучение особенностейвзаимодействия с социумом женщин с нарушенной репродуктивной функцией.

В исследовании использовался метод интервью. В экспериментеучаствовали 31 женщина в возрасте 20-45 лет с трудностями в репродуктивнойобласти.

Результатыисследования и их обсуждение

После проведенного интервью с каждой участницей получили следующиерезультаты: 94% исследуемых добились yспеxов в карьере и занимают руководящие должности(главный бухгалтер, главный специалист, старший специалист, ведущий специалист,ведущий инженер, предприниматель, учитель, доцент, заведующая, помощник руководителя,начальник группы, менеджер по персоналу, юрист); 52% не довольны своей профессиейили родом деятельности (скучно, каждый день одно и тоже, нет возможности продвиженияпо службе, не высокая заработная плата, не ценят, однообразно, недовольны коллективом,руководителем); ярко выраженные сильные качества исследуемых: доброта (55%), ответственность(26%), целеустремленность (23%), терпеливость (16%), преданность (12%), общительность(12%), справедливость (12%), эмоциональность (10%); ярко выраженные слабые качестваисследуемых: лень (32%), неуверенность (32%), вспыльчивость (32%), скромность(23%), доверчивость (19%), обидчивость (16%), упрямство (12%), требовательность(7%); 94% из них отметили такую закономерность как быстрая потеря интереса к чему-то.Рассматривая полоролевую идентификацию, можно отметить, что “настоящейженщине”, по мнению исследуемых, характерны такие качества как: красивая/ухоженная(71%), умная (58%), сексуальная (32%), сильная (29%), хозяйственная (29%),имеющая семью и детей (26%), заботливая (26%), любящая (19%), добрая (16%), успешнаяв работе (16%), хитрая (7%); “идеальной жене”, по мнению исследуемых,характерны такие качества как: хозяйственная (58%), любящая (39%), понимающая(39%), сексуальная (35%), красивая/ухоженная (29%), заботливая (26%), умная(26%), верная (26%), имеющая детей (13%), добрая (10%), успешная в работе (7%);94% ответили, что женщина «должна все успевать» (при этом всех эта функция тревожит,но тут же говорят «а что делать, никуда не денешься, такая наша учесть»); “хорошеймаме”, по мнению исследуемых, характерны такие качества как: любящая(58%), заботливая (45%), добрая (39%), понимающая (36%), умная (29%), давать хорошеевоспитание ребенку (29%), заниматься здоровьем ребенка (16%), веселая (13%), ухаживатьза внешностью ребенка (13%), терпеливая (13%), красивая/ухоженная (7%), хозяйственная(3%); у многих (87%) вызвало сложность в формулировании преимуществ (или того,что женщина приобретает) во время беременности, и 13% ответили, что приобретаютбольше времени на прогулки, отдых от работы, чувство – счастье; 94% исследуемыхназвали свои опасения: тревожность за здоровье ребенка (выносить, физические ипсихические отклонения), ухудшение личного здоровья (потеря фигуры, волос ит.д.), мало времени на себя, на мужа; 20% респонденток так и не смогли ответитьна вопрос «как изменится жизнь после рождения ребенка»; 12% респонденток ответили,что с рождением ребенка «появится смысл жизни»; 94% женщин испытывают стрессы наработе, самостоятельно справляются с этим состоянием; 53% испытывают стрессы дома;все участницы (100%) ответили, что имеют тенденцию к постоянному циклическому прокручиваниюситуаций/событий в голове, которые не могут остановить (или уснуть).

Выводы

Ярко выраженные сильные качества исследуемых: доброта, ответственность,целеустремленность, терпеливость, преданность, общительность, справедливость,эмоциональность. Ярко выраженные слабые качества исследуемых: лень, неуверенность,вспыльчивость, скромность, доверчивость, обидчивость, упрямство, требовательность.

Исследуемые выделили такие качества, которые описывают “настоящуюженщину”, как: красивая/ухоженная, умная, сексуальная, сильная, хозяйственная,имеющая семью и детей, заботливая, любящая, добрая, успешная в работе, хитрая.Участницы стараются ежедневно соответствовать перечисленным качествам, но не увсех получается. “Идеальную жену” они описывают, как: хозяйственная,любящая, понимающая, сексуальная, красивая/ухоженная, заботливая, умная, верная,имеющая детей, добрая, успешная в работе. Женщины отвечали, что жена «должна всеуспевать» (при этом всех эта функция тревожит, но тут же говорят «а что делать,никуда не денешься, такая наша учесть»). “Хорошая мама”, по словамучастниц:  любящая, заботливая, добрая, понимающая,умная, дающая хорошее воспитание ребенку, занимающаяся здоровьем ребенка, веселая,следящая за внешностью ребенка, терпеливая, красивая/ухоженная, хозяйственная. Однакоони крайне не уверены, что обладают этими качествами и смогут быть хорошими мамами.

Таким образом, у женщин с нарушенной репродуктивной функцией образ женскихролей характеризуется нечёткостью и недифференцированностью, характеристикипохожи, размыты и центрированы не на желании, а на необходимости иметь детей.То есть, по их мнению, возможность иметь детей, необходимое социальноетребование успешной женщины. Проглядывается такая черта, как зависимость отмнения окружающих.

Многие женщины с нарушенной репродуктивной системой отметили такую закономерность,как быстрая потеря интереса к чему-то, а также считают, что после рождения ребенкапоявится новый смысл жизни.

У респондентов наблюдалась тревожность при ответах на вопросы о сложностяхи преимуществах беременной женщины, о том, как изменится их жизнь после рожденияребенка.

Если говорить о взаимодействии с социумом женщин с нарушеннойрепродуктивной функцией, то основная сфера контактов со средой –профессиональная, причём с высоким социальным статусом в этой области. Успехи впрофессиональной деятельности сопровождаются противоречием. С одной стороны,удовлетворение высокий статус не приносит, с другой стороны, женщины боятсяперемен в своей жизни, боятся потерять свой статус и слабо себе представляютдругие женские социальные роли. Кроме того, сфера профессии сопровождаетсявысокой стрессогенностью, которая провоцирует зацикленность на сложныхситуациях. Подводя итог, можно сказать, что взаимодействие с социумомхарактеризуется противоречивостью, неудовлетворённостью, боязнью перемен,зависимостью от мнения окружающих, зацикленностью на возникающих проблемах.Женщинам с трудностями в репродуктивной области, на наш взгляд, важно научитьсядоверять себе, формулировать свои желания, тренироваться позитивному восприятиюперемен, погружаться в разные социальные роли, применять творческий подход ипроявлять периодически спонтанные действия.


Библиографический список
  1. Абрамченко В.В. Психосоматическое акушерство. СПб.: Сотис, 2001. – 320 с.
  2. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. № 2. 2000. С. 79 – 87.
  3. Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов: дис. … канд. мед. наук. – Санкт-Петербург, 1998. – 90 с.
  4. Филиппова Г.Г. Психология материнства (сравнительно-психологический анализ): дис. … докт. психол. наук. – М., 2000. – 449 с.
  5. Филиппова Г.Г. Перинатальный период репродуктивной психологии (по материалам научных конгрессов и конференций 2013 года). Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы: электронное периодическое издание. URL:  http://perinataljourn.ru/zhurnal/vyipuski_zhurnala/1_2014/filippova_g_g_perinatalnyiy_period/ (дата обращения: 18.11.16)
  6. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006. – 256 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федоренко Лилия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация