УДК 342.9

ОГРАНИЧЕНИЕ ДОСТУПА К САЙТАМ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», СОДЕРЖАЩИМИ ЗАПРЕЩЁННУЮ ИНФОРМАЦИЮ

Колоколова Виктория Ивановна
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
магистрант кафедры экономики предприятия, регионального и кадрового менеджмента

Аннотация
В статье рассматривается порядок ограничения доступа к информации, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: блокирование интерне-ресурсов, прокуратура, Роскомнадзор


LIMITING ACCESS TO SITES IN THE NETWORK "INTERNET", CONTAINING FORBIDDEN INFORMATION

Kolokolova Viktotia Ivanovna
Kuban State University
graduate student of the department of business economics, regional and human resource management

Abstract
This article describes how to restrict access to information forbidden for distribution in the territory of the Russian Federation.

Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Колоколова В.И. Ограничение доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащими запрещённую информацию // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76096 (дата обращения: 02.06.2017).

Правовую основу ограничения информации, распространяемой c нарушением закона составляют [5]: – Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; – Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе “Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Так пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 149 закрепляет, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Пункт 6 статьи запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии c пунктом 1 статьёй 15.1. в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет» [5], содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр). Создание, формирование и ведение реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Основанием для включения в реестр информации экстремистской направленности, является: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (это же основание содержит пункт б части 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101). В практике Прокурор обращается c Заявлением в суд в порядке статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований c требованием о блокировании доступа к сайтам сети «Интернет», содержащими информацию экстремистского содержания. Суд выяснив все обстоятельства дела выносит решение об удовлетворении заявления прокурора или в его отказе. Схематически данный процесс можно изобразить (Рис 1.):Процесс признания информации экстремистского характера запрещенной на территории в Российской Федерации.

Рисунок 1.  Процесс признания информации экстремистского характера запрещенной на территории в Российской Федерации.

При удовлетворении требований прокурора суд направляет вступившие в законную силу решение суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для внесений в реестр. В течение суток с момента включения в реестр интернет-ресурса содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет».

В ходе изучения судебных решений, находящихся в свободном доступе на сайте https://rospravosudie.com [7] можно сделать вывод, что Министерством внутренних дел в рамках реализации Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25.06.2002 года на постоянной основе осуществляется мониторинг сети «Интернет» на предмет выявления запрещённых экстремистских материалов. Таким образом, МВД осуществляя [8, 9] выявление запрещённых экстремистских материалом посредством проведения оперативно – розыскного мероприятия в виде исследования предметов и документов (статья 6. Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности») в дальнейшем направляет полученные данные в Прокуратуру для подачи заявления в порядке ст. 45 ГПК (Рис.2). Далее происходит идентичная процедура по блокировке сайта, как если бы мониторинг осуществлял прокурор.

Схема ограничения доступа к интернет-ресурсу при мониторинге сети «Интернет» на предмет наличия запрещённых экстремистских материалов Министерством внутренних дел.

Рисунок 2. Схема ограничения доступа к интернет-ресурсу при мониторинге сети «Интернет» на предмет наличия запрещённых экстремистских материалов Министерством внутренних дел.

Основанием для принятия Роскомнадзором мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, содержащим призывы к осуществлению экстремистской деятельности, является в соответствии с положениями статьи 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» требование Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей.

Деятельность государственных органов (Роскомнадзора, Прокуратуры РФ, Судебной системы) по надзору за распространение запрещённой информации экстремистского характера в сети «Интернет», во многом предотвращает возможную преступную деятельность, которая могла бы произойти в будущем.


Библиографический список
  1. Вукович Г.Г. Management personnel: the role and place in the management system // Инновационные подходы к усилению интеграционного взаимодействия рыночных субъектов Казахстан и РФ: под общей редакцией Ш.А. Курманбаевой. Семей, 2014. С. 82-84.
  2. Козырь Н.С., Смирнов Н.А., Суслов С.А. Менеджмент/Учебно-методическое пособие. -Княгинино: НГИЭИ. 2016. 168 с.
  3. Трунин С.Н. Вукович Г.Г. Макроэкономика/Учебное пособие. -М.: Финансы и статистика. 2013. -312 с.
  4. Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 N 126-ФЗ (действующая редакция, 2016).
  5. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  6. Единый реестр. URL: http://eais.rkn.gov.ru/faq/
  7. Дело № 2-3991-12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федераци. URL:  https://rospravosudie.com/court-centralnyj-rajonnyj-sud-g-chity-zabajkalskij-kraj-s/act-105067160/
  8. Экстремизму объявили информационную войну. URL: http://kommersant.ru/doc/2494603
  9. МВД признало интернет основным каналом распространения экстремистской идеологии. URL: https://tjournal.ru/p/mvd-vs-internet
  10. Астахов А.В., Козырь Н.С. Зарубежный опыт регулирования деятельности компаний-производителей видеоигр // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2016. № 6. С. 227-234.
  11. Литвинский К.О., Мальковская Я.В. Особенности взаимодействия телевизионной отрасли и сферы медиаизмерений на региональных рынках // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 12. С. 54-58.
  12. Завиваев Н.С., Проскура Д.В., Шамин Е.А. Современное состояние и прогноз развития рынка инфокоммуникационных услуг // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-4 (53-4). С. 940-944.
  13. Иваний П.В., Петровская Н.Е. Роль управления адвокатуры в механизме поддержки развития малого бизнеса // Россия и Америка в XXI веке. 2011. № 2. С. 18.
  14. Старкова Н.О., Трунова А.А. Развитие и особенности Интернет-бизнеса и маркетинга в РФ // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2016. № 29. С. 6-12.
  15. Литвинский К.О., Аретова Е.В. Совершенствование теории потребительского поведения в свете концепции устойчивого развития // Экономика: теория и практика. 2007. № 1 (13). С. 4-8.
  16. Балдов Д.В., Суслов С.А. Государственный резерв – основа стабильного развития экономики // Вестник НГИЭИ. 2015. № 9 (52). С. 5-11.


Все статьи автора «Колоколова Виктория Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: