УДК 332.12

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Хамурадов Мовсар Ахметпашевич1, Ахмарова Хатимат Вахидовна2
1ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит», института экономики и финансов
2ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», бакалавр 4 курса, направление «Экономика»

Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные совершенствованием инвестиционной политики субъектов РФ на примере Чеченской Республике в условиях экономической нестабильности. Определены основные факторы, которые определяют инвестиционную привлекательность субъектов в новых экономических условиях, а также определены пути ее повышения.

Ключевые слова: дотации, инвестиции, инвестиционная политика, инвестиционные проекты, инвесторы, капитал, экономика региона


INVESTMENT POLICY AS AN INTEGRAL FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE REGION

Hamuradov Movsar Ahmetpashevich1, Ahmarova Hatimat Vahidovna2
1Chechen State University, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the "Finance and Credit" of the Institute of Economics and Finance
2Chechen State University, 4th year bachelor, profile “Economy"

Abstract
This article discusses issues related to the improvement of the investment policy of the Russian Federation in the conditions of economic instability on an example of the Chechen Republic. Identified the main factors that determine the investment attractiveness of the subjects in the new economic conditions, as well as ways to improve them.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Хамурадов М.А., Ахмарова Х.В. Инвестиционная политика как неотъемлемый фактор развития региона // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/75860 (дата обращения: 02.06.2017).

Инвестиции в условиях рыночного формирования и обустройства экономики на основе модернизации и технологических нововведений представляют собой весьма важный фактор не только для целей роста и развития отечественной экономики, но и для дальнейшего улучшения благосостояния российского народа. Вот почему сегодня принимаются весомые и стратегически важные решения, направленные на дальнейшее формирование и приумноженное развитие инвестиций как отечественного, так и зарубежного толка.

Вопрос инвестиционной политики является основным вопросом не только региона, но и государства в целом. Сегодня на решение основных проблем привлечения и улучшения инвестиционной политики уделяется все больше внимания.  Проводятся масса мероприятий, направленных на решение этих задач.

Экономическое развитие страны на современном этапе характеризуется быстрорастущим комплексом региональных проблем. Региональная несбалансированность объемов инвестиционных вложений, на сегодняшний день, является характерной чертой состояния российской экономики.

Высокая инвестиционная активность является важным критерием эффективного развития экономики, которую можно достигнуть  путем роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах экономики и социальной сферы.

Инвестиции представляют собой долгосрочные вложения капитала в инновационные проекты, новые или существующие предприятия разных сфер деятельности  и форм собственности, предпринимательские проекты или социально-экономические программы. [1]

Главной проблемой инвестиционной политики для большинства регионов является поиск источников финансирования. Независимо от того, что у многих субъектов РФ бюджетная ситуация остается довольно таки напряженной, но все же, к основным источником  их финансирования  относятся собственные средства региональных бюджетов.

Выделяют внутренние и внешние факторы, оказывающие существенное влияние на инвестиционный процесс. Важным из внутренних факторов является основные виды деятельности инвестора. Например, для институциональных инвесторов главным видом инвестирования является инвестирование в ценные бумаги, а для предприятий осуществляющих производственную деятельность – вложение в приобретение материальных и нематериальных активов. Также, среди иных внутренних факторов важную роль играют размеры предприятия, в которое вкладываются инвестиции, стадия его жизненного цикла и прочее. [2]

К внешним факторам, которые оказали существенное влияние на выбор форм инвестирования, относятся темпы инфляции и процентные ставки на финансовом рынке. Именно инвестиционная политика формирует инвестиционный климат региона, поэтому ей оказывают значительное внимание.

На региональную инвестиционную политику оказывает влияние и политика государства, но сегодня инвестиционная политика государства еще не столь развита, что связано с незащищенностью расходов бюджета на инвестиционные цели, а также средства бюджета не направляются на реализацию тех целей, на которые они были определены.

В последнее время со стороны государственных органов стали все больше уделять внимание инвестиционной политике. Инвестиции стали играть важнейшую роль в обеспечении эффективности экономической системы государства и всего общественного воспроизводства в целом, поскольку непосредственно влияют на их рост. От инвестиционной активности и их интенсивности зависит состояние экономической сферы государства.

Хочется отметить, что в РФ наблюдается высокая ликвидность инвестиционных процессов, т.е. в течение долгого времени сложно определить стабильность инвестиций в одни и те же регионы. Это объясняется несбалансированностью регионов по риску.

В РФ привлекательность регионов для инвестиций снижают:

  1. Неразвитость инфраструктуры;
  2. Социально- экономическая нестабильность;
  3. Коррупция;
  4. Слабая степень страхования инвестиций.

В Российской Федерации и в ее регионах наблюдается необходимость принятия радикальных мер по преодолению инвестиционной депрессии. Устойчивое развитие регионов России нуждается в инвестиционной активности, и в этой связи стало важным регулирование инвестиционных процессов со стороны региональных органов власти. Исходя из этого, оценка инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности, разработка механизма стимулирования инвестиционных процессов в регионах страны является актуальным.

Что касается Северо-Кавказского федерального округа страны, куда входит Чеченская Республика, то, несмотря на значительный экономический потенциал, он занимает предпоследнее место в стране по производству валового регионального продукта, что говорит о недостаточной активности, наравне с другими, и инвестиционной деятельности.

Инвестиционный потенциал Чеченской Республики следует рассматривать с точки зрения выделения направлений способных привлечь в республику потенциальных инвесторов, как российских, так и зарубежных. К ним относятся:

  • Ø Природные ресурсы;
  • Ø Трудовые ресурсы;
  • Ø Сельское хозяйство;
  • Ø Промышленный сектор.

Кроме этого, большие туристические возможности и выгодное транспортное положение – аспекты, делающие Чеченскую Республику привлекательной для вложения инвестиций.

Интенсивное восстановление Чеченской Республики, рост его социально-экономических показателей вызывает повышенный интерес к ней как у отечественных инвесторов, так и у иностранных. Руководство республики поставило перед собой масштабные задачи, реализация которых предусмотрена в ближайшие сроки. В качестве таковых выступают радикальное улучшение благосостояния и качества жизни населения, повышение уровня социально-экономических показателей развития республики, улучшения культурных, деловых связей с мировым сообществом, а также российскими регионами, создание в республике инвестиционной привлекательности.

На наш взгляд, основными направлениями, наиболее перспективными и приоритетными для привлечения отечественных и иностранных инвесторов в экономику Чеченской Республики можно назвать:

- промышленность и энергетика;

- агропромышленный комплекс;

- стройиндустрию и производство строительных материалов;

- сферу услуг и обслуживания;

- туристическую индустрию;

- информационно-коммуникационные технологии.

Таблица 1

Оптимистический сценарий реализации Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики [3].

Показатель

2008

2012

2013-2015

2016-2017

2018-2020

2021-2025

Всего

50380

72460

145371

131 173

162 702

189 294

Агропромышленный комплекс

2 166

7 580

13 262

13 610

11 032

11 076

Промышленный комплекс

605

5 115

5 561

4 606

1 868

800

Нефтехимический комплекс

1 146

4 257

17 254

32 642

39 377

47 751

Энергетический комплекс

2 034

11 571

5 352

404

34 423

39 670

Комплекс ЖКХ

8 444

3 199

4 058

2 878

2 266

1 381

Строительный комплекс

2 731

21 246

28 468

32 118

33 225

49 961

Торгово-транспортно-логистический комплекс

5 095

4 253

23 969

12 208

7 438

2 738

Туристско-рекреационный комплекс

2 371

3 653

15 598

3 598

3 490

4 503

Инновационный комплекс

6 086

2 239

12 694

13 709

14 968

14 801

Социальный комплекс

19 723

5 549

11 512

9 180

9 325

11 122

Экономика в целом

0

3 708

7 585

6 170

5 234

5 393

 

К 2025 году в экономике Чеченской Республики, согласно Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 года распределение результатов экономической деятельности будет сбалансированным.

Лидирующие позиции будут по-прежнему принадлежать строительному и социальному комплексам, но их суммарная доля снизится с 61% выпуска до 32%. Структура создаваемой добавленной стоимости на территории Чеченской Республики будет практически соответствовать структуре выпуска, Строительный комплекс к 2025 году останется основным реципиентом инвестиций в основной капитал, но при этом его доля в структуре инвестиционных вложений практически не изменится. Основным налогоплательщиком к 2025 году станет нефте-химический комплекс, который будет продуцировать около 30% налоговых платежей Чеченской Республики.

Распоряжением Правительства Чеченской Республики от 28.04.2015 г. № 104-р утвержден Перечень приоритетных инвестиционных проектов Чеченской Республики.

В перечень вошло 54 проекта на сумму 195,575 млрд. рублей, в том числе по отраслям:

- агропромышленный комплекс – 24 проекта на общую сумму 22,578 млрд рублей (3 291 рабочее место);

- промышленность и энергетика – 25 проектов на общую сумму 123,421 млрд рублей (7 436 рабочих мест);

- сфера услуг – 5 проектов на общую сумму 49,575 млрд рублей (3 918 рабочих мест).[5]

Проекты предусматривают реконструкцию существующих и строительство новых современных высокотехнологичных производств с созданием 14 645 рабочих мест.

Из общего перечня на стадии реализации находятся 8 инвестиционных проектов с общим объемом финансирования 75,05 млрд. рублей, что позволит дополнительно создать 3 546 рабочих мест.

Объем инвестиций в основной капитал в 2016 году, по данным Чеченстата, составил 62,07млрд. руб. (рост по сравнению с 2015 годом – 39,1%). В 2015 году данный показатель был на уровне 44,6млрд. руб.

Таблица 2

Инвестиционная деятельность на территории Чеченской Республики  за 2015-2016 год

п/п

Источник финансирования

2015

год

2016

год

2016 год в % к 2015 году

1.

Инвестиции в основной капитал всего, млн. руб.

44622,8

62065,8

139,1

1.1.

Внебюджетные инвестиции

29961,4

48709,5

162,6

1.2.

Государственные и муниципальные инвестиции (в основной капитал)

14661,4

13356,3

91,1

1.2.1.

из бюджета Чеченской Республики

5271,0

4668,4

88,6

1.2.2.

из местного бюджета

760,3

638,2

83,9

В 2016 году из общей суммы 62,07 млрд. руб. объем инвестиций по малым предприятиям составил 29 млрд. руб. или 46,8%. В 2015 году из 44,6 млрд.руб инвестиции в малый бизнес составили 16,5 млрд. руб., или 37,0%.Прирост инвестиций в малый бизнес составил 12,5 млрд. руб., или на 75,6% больше по сравнению с 2015 годом.

Республика на пятом месте в России по эффективности деятельности органов исполнительной власти, а также в числе лидеров по темпам прироста инвестиций.

Среди успешных шагов следует выделить реализацию ряда крупных инвестиционных проектов на территории Чеченской Республики.

За счет привлечения внебюджетных инвестиций в 2014 году реализовано 23 инвестиционных проекта общей стоимостью 12994,21 млн рублей и создано 1794 рабочих места, в том числе: «Новый кирпичный завод», «Строительство комплекса «Аргун-Сити», «Спортивный комплекс «Колизей», «Увеличение производственных мощностей завода по розливу минеральной воды ООО «Чеченские минеральные воды», «Строительство спортивно-туристического комплекса «Кезеной-Ам», 1-й этап» и др.

Также руководством Чеченской Республики планируется создание еще трех ОЭЗ:

  1. ОЭЗ промышленно-производственного типа в г. Аргуне

(межрегиональный автомобильный кластер «Аргун-Черкесск-Ставрополь»);

  1. портовая ОЭЗ в г. Грозный на территории аэропорта

«Грозный (Северный)»;

  1. ОЭЗ туристско-рекреационного типа в Сунженском муниципальном районе Чеченской Республики, предполагающая реализацию инвестиционного проекта «Курорт «Серноводск-Кавказский» с созданием 900 рабочих мест. Мощность комплекса составит 600 койко-мест. [4]

Одним из направлений повышения инвестиционного потенциала региона является реализация кластерной политики.

Кластерное развитие является одним из перспективных направлений территориального развития Чеченской Республики и рассматривается как один из факторов повышения конкурентоспособности региона, что непосредственно влияет на повышение его инвестиционной привлекательности.

Для любой экономической системы справедлива аксиома: «нет инвестиций – нет экономического роста, нет экономического роста – нет роста благосостояния». Инвестиционные ресурсы – основной фактор обновления и реструктуризации производств, повышения их эффективности и конкурентоспособности. Поэтому неотъемлемым условием достижения устойчивого социально-экономического развития региона является инвестиционная активность в требуемых объемах и необходимых направлениях.[6]

Принимая во внимание планируемые сокращения дотационных средств из федерального центра важное значение для региональных властей имеет привлечение внебюджетных инвестиций в экономику республики, необходимых для реализации крупных инвестиционных проектов на территории ЧР.

Для обеспечения стабильного и сбалансированного развития территории Чеченской Республики необходимо особое внимание уделять внедрению механизмов государственно-частного партнерства при взаимодействии органов власти и инвесторов в реализации проектов в различных сферах с привлечением ресурсов федерального уровня.

Одна из важных проблем – недостаточный уровень обеспеченности и высокая стоимость развития инженерной и транспортной инфраструктуры в муниципальных образованиях.

В Чеченской Республике приоритетным направлением инвестиционной деятельности является промышленность и энергетика, об этом свидетельствует количество разработанных в этой сфере инвестиционных проектов.

В рамках совершенствования инвестиционной политики Чеченской Республики принимаются активные меры по создания и совершенствования республиканской и местной нормативно-правовой базы, сокращению административных барьеров для инвесторов, участие в российских и международных форумах.

Прилив иностранных инвестиций в перспективе будет успешно происходить при условии скорейшего перехода отечественной экономики на рельсы нового технологического развития сквозь призму модернизации и реконструкции, реабилитации промышленно-производственной деятельности предприятий на основе новых индустриальных технологий и распределения сферы функционирования наукоградов и центров научно- исследовательского характера. Вместе с тем для привлечения иностранных инвестиций и инвесторов необходимо создать атмосферу стабильного, спокойного, нерискованного предпринимательства как для успешного формирования и развития отечественного, так и для иностранного бизнеса. Для этого необходимо в первую очередь создать атмосферу экономической и политической стабильности в регионе, что существенно повлияет на приток капитала в регион.


Библиографический список
  1. Дергачев В.А. Регионоведение. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 463 с.;
  2. http://www.pandia.ru/text/78/232/33091-36.php
  3. Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республик до 2020 года – 2013
  4. Распоряжение Правительства Чеченской Республики от 28.04.2015 г. № 104-р  «О порядке отбора и формирования перечня приоритетных инвестиционных проектах Чеченской Республики»
  5. Инвестиционная привлекательность региона [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bbest.ru/invest/syirealinvde/Invpr/;
  6. Бочаров В. В. Инвестиции: Учебник  – СПб.:Питер, 2009.


Все статьи автора «Ахмарова Хатимат Вахидовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: