ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Ахатова Александра Романовна
Уральский государственный экономический университет

Аннотация
Статья подробно рассматривает понятие "эффективность", как она определяется. Также в ней представлена классификация видов эффективности.

Ключевые слова: оценка эффективности деятельности организации, туристическая сфера, туристический бизнес, эффективность


ORGANIZATIONAL PERFORMANCE IN THE TOURISM SECTOR

Akhatova Alexandra Romanova
Ural State University of Economics

Abstract
The article examines in detail the concept of "efficiency", as defined. Also, it presents a classification of types of efficiency.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ахатова А.Р. Оценка эффективности деятельности организации в туристической сфере // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/75794 (дата обращения: 13.03.2024).

Масштабное развитие характера индустрии услуг туристической сферы вызвало появление концепции эффективности организаций туристического бизнеса.

Сегодня для характеристики соотношения результата с ожидаемыми целевыми установками используются разные термины, напри-мер, результативность, экономичность, производительность, целесообразность, действенность.

Эффективность организации гостинично-туристического комплекса в общем виде можно определить, как отношение результатов деятельности организации к затратам, необходимым для качественного достижения этого результата. Эффективность – это характеристика процессов и воздействий управленческого характера, которая отражает степень достижения желаемых целей, поэтому только лишь целенаправленное взаимодействие может обладать эффективностью.

Под эффективностью понимают:

  • определенный конкретный результат (эффективность действия чего-либо);
  • соответствие результата или процесса максимально возможному, иде-альному или плановому;
  • функциональное разнообразие систем;
  • числовую характеристику удовлетворительности функционирования;
  • вероятность выполнения целевых установок и функций;
  • отношение реального эффекта к требуемому (нормативному) эффек-ту.
  • Российская наука и практика выделяет материал, характеризующий эф-фективность производства нескольких видов:
  • апробированный, содержащийся в нормативных актах , таких, как методики, инструкции и др.);
  • освещающий спорные вопросы, описанные в специальной литературе:
  • а также касающийся вопросов, не до конца решенных на сегодняшний день, к которым относится и комплексная оценка деятельности организаций непроизводственной сферы, в том числе и гостинично-туристический комплекс.

Выделяют два результата теоретических разработок, активно используемых в настоящее время, посвященных проблемам эффективности организации:

-               определение сущности и содержания основных видов эффективности:

-              народнохозяйственная и хозрасчетная;

-               обобщающая (воспроизводства, хозяйства в целом), локальная (отдельных регионов и хозяйственных звеньев), частная (отдельных факторов производства) и отдельных фаз (сфер) воспроизводства;

-               экономическая, социальная и социально-экономическая.

-               обоснование критериев и показателей эффективности. Первые отражают сущность эффективности, в то время как вторые являются средством сопоставления и измерения эффективности в соответствии с ее критериями.

Таким образом, эффективность есть основа «построения количественных критериев ценности принимаемых решений формирования материально-ресурсной, функциональной и системной характеристик хозяйственной деятельности».

Эффективность организации туристической сферы может быть исследо-вана с разных сторон, таких как прибыль, формирование затрат, планирование объема услуг, реализация инвестиционных проектов и многое другое.

Для определения общей эффективности деятельности туристической ор-ганизации необходимо проанализировать предполагаемые затраты, методы их распределения, составить смету расходов и проконтролировать ее выполнение, рассчитать себестоимость тура или гостиничные расходы, определить порог рентабельности и реализации туристической продукции. Данные вопросы являются начальным этапом определения общей эффективности деятельности организации, работающей на рынке туристических услуг.

Результаты подобного анализа предоставляют необходимую информацию администрации предприятия туристического бизнеса и всем заинтересованным субъектам. Данная процедура необходима для получения ключевых параметров, дающих точную оценку не только текущего состояния объекта, но и ожидаемых перспектив его развития. В новых условиях хозяйствования учет целей и интересов разных субъектов анализа, заинтересованных в работе организации туристического бизнеса становится необходимым.

На эффективность работы предприятия туристического бизнеса влияет множество факторов, явлений и событий, действующих в тесном взаимодей-ствии друг с другом, а не обособленно. В литературе все это множество факторов разделяют на несколько групп: правовые, политические, технические, экономические, организационные, психологические и социальные. Поскольку уровень эффективности предприятия зависит от целого ряда изменяющихся факторов, то он не является постоянным. Поэтому для его оценки следует изучать основные тенденции развития, а также взаимосвязи его экономических показателей. В этом случае управление будет являться основным элементом производственно-хозяйственной деятельности, которое существенно влияет на результаты работы предприятия туристического бизнеса, поэтому технико-экономические показатели будут демонстрировать эффективность управления.

Каким образом измерить эффективность предоставляемой услуги, и что является критерием эффективности – вот основные вопросы оценки эффективности деятельности предприятия туристической сферы. Одним из признаков успешности предприятия является достижение поставленных целей. Составляющими деятельности любой организации гостинично-туристической сферы являются:

-              мотив (зачем);

-              цель (представление будущего результата работы);

-               средство достижения цели (каким образом).

Цели в предприятии туристического бизнеса определяют и задают все другие ее параметры. Классификацию видов эффективности в зависимости от целей можно представить в виде таблицы (таблица 1):

Таблица 1 – Классификация видов эффективности в зависимости от целей

Признаки классификации целей Виды эффективности
1. Содержание - экономическая

- техническая

- социальная

- научная

- организационная

- экологическая

2. Характер интересов - внешняя

- внутренняя

3. Масштаб - общефирменная

- внутрифирменная

- групповая

- индивидуальная

На структуру целей влияет система ценностей руководителей предприя-тия, которые при этом хотят добиться интеграции ценностей владельцев акций и служащих. В литературе можно найти следующие обобщенные системы ценностей:

-               выживание в условиях конкурентной борьбы;

-               избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

-               лидерство в борьбе с конкурентами

-               максимизация «цены» или создание имиджа;

-               рост экономического потенциала;

-               рост объемов производства и реализации;

-               максимизация прибыли;

-               минимизация расходов;

-               рентабельность и др.

Следует различать эффективность целесообразную, т.е. результативную, и затратную или экономическую.  Любые цели деятельности организации туристического бизнеса должны быть проанализированы и обоснованы с точки зрения соответствия их нормативным идеалам, а также ценностным нормам, принятым в обществе на данном этапе его развития.

На этом основании выделяют следующие три вида эффективности:

-               потребностную (отношение целей к потребностям, идеалам и нормам);

-               результативную (отношение достигнутого результата к преследуемым целям);

-               затратную (отношение затрат к достигнутым результатам).

Эти виды эффективности образуют следующую цепочку: эффективность потребностная предопределяет содержание результативной, а та, в свою очередь, – затратную.

Многоуровневый и многоаспектный характер отношений и процессов управления вызывает необходимость в структуризации критериев и показателей эффективности управления. Их важность также обусловлена интеграцией частных и локальных показателей и критериев в единую систему.

Можно выделить два вида эффективности: внутренний и внешний. Внутренняя эффективность предприятия гостинично-туристического комплекса можно определить на основе соотношения ресурсов и объемом реализации туров либо количеством продаваемых номеров. Что касается внешней эффективности, то она должна учитывать структуру потребностей вместе со  степенью удовлетворения ее организацией туристической сферы. Это означает, что следует найти баланс эффективности использования ресурсов с привлекательностью туристических услуг для их потребителя, что является одной из основных задач.

Чтобы обеспечить максимальную эффективность туристических услуг, следует определить как потребности клиентов, так и их желания, далее следует выразить их в измеримых величинах и определить способы сбора необходимой информации, чтобы правильно ее использовать для дальнейшей работы.

Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать широкое понятие эффективности, лежащее в основе управления предприятием. Само понятие «эффективность организации гостинично-туристического комплекса» имеет следующие свойства: целеполагание, целеобеспечение, экономичность и адаптивность. Эффективность деятельности организации в современных условиях формирования рынка туристических услуг , а также его насыщения,  в разрезе и в совокупности свойств, указанных выше, должна раскрываться через критерии и показатели, свойственные для каждой отдельно взятой организации. В современных условиях хозяйствования новая роль организации туристического комплекса определяет требования к эффективности ее деятельности, как полноправного субъекта хозяйствования.

Для осуществления деятельности предприятия туристической сферы ве-дущими являются три основных фактора: персонал, средства труда и предметы труда. Коллектив может создать туристический продукт или предоставить услугу, используя имеющиеся средства производства, т.е. при определенных затратах труда можно получить некоторые результаты деятельности. Комплексным отражением конечных результатов использования рабочей силы и средств производства в ограниченный промежуток времени является эффективность деятельности. Повышение эффективности деятельности всех структур турфирмы в конечном итоге приведет к повышению эффективности работы туристической фирмы в целом.

Система определенных экономических показателей, отражающих объем реализованных туристических услуг, а также их качество характеризует этап становления и развития туризма как отрасли. Следует взять во внимание также и экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности предприятия. В систему показателей развития туристической сферы в целом следует включить объем туристического потока, показатели финансово-экономической деятельности предприятия туристической сферы, развитие и состояние материально-технической базы, показатели развития международного туризма.

Объем туристического потока характеризуется количеством туристов, как организованных, так и самодеятельных, прибывающих в страну, к этому же показателю относятся количество туродней, а также средняя продолжительность пребывания в стране или регионе прибывших туристов. Количество туродней можно определить путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность нахождения в стране либо регионе одного туриста. Следует отметить, что данный показатель является неравномерным.

Мощность материальной базы в данном регионе или стране также можно охарактеризовать с помощью определенных показателей. К ним относятся объем реализации туристических услуг, выручка от реализации данных услуг, показатели использования рабочей силы и производственных фондов, прибыль, рентабельность, себестоимость услуг, показатели финансового состояния турфирмы.

Уровень использования трудовых, материальных и денежных ресурсов является одним из основных инструментов анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия туристической сферы. Эти данные используются в практических целях, т.е. для оценки эффективности деятельности турфирмы, ее качества работы и дальнейшего планирования. Результаты данного анализа дают возможность отследить и проанализировать изменения материально-технической базы, показатели эффективности, дают возможность управленцам принимать экономически обоснованные решения, снизить риски банкротства предприятия. Для подобного анализа существует несколько критериев:

-               обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами;

-               уровень квалификации персонала;

-               показатели движения трудовых ресурсов;

-               состав и структура внеоборотных активов;

-               состав и оборотных активов;

-               ликвидность предприятия;

-              рентабельность предприятия.

Что касается обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами, то большое значение имеет обеспеченность достаточным количеством персонала, рациональное его использование, а также высокий уровень производительности труда. В конечном счете, все эти факторы влияют на увеличение объемов продаж и на повышение производственной эффективности.



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ахатова Александра Романовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация