РОЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИХ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Кирилина Ирина Владимировна
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с изучением произведений о Великой Отечественной войне и их роли при изучении в школе на уроках литературы. Отмечаются их значимость и особенности преподавания в школе. Также приводятся примеры названия произведений, обязательных к изучению, и авторов.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание


ROLE OF WORKS ABOUT THE GREAT PATRIOTIC WAR IN THE FORMATION OF PATRIOTISM IN THE STUDY OF THEIR SENIOR PUPILS AT LESSONS OT THE LITERATURE

Kirilina Irina Vladimirovna
Tula State Pedagogical University Lev Tolstoy

Abstract
This article deals with the issues related to the study of the works of the Great Patriotic War and their role in the study of literature in the school classroom. Note their importance and peculiarities of teaching in the school. Also, examples of the names of the works required in the study, and the authors.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кирилина И.В. Роль произведений о Великой Отечественной войне в формировании патриотизма при изучении их старшеклассниками на уроках литературы // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/75625 (дата обращения: 19.04.2024).

«Любая книга о войне учит нас ценить жизнь!» [1]

 

Темы патриотизма и патриотического воспитания, роли и их значения являются одними из основополагающих и широко обсуждаемых в обществе. Одним из приоритетных направлений современной молодежной политики является программа патриотического воспитания молодёжи, согласно которому задача духовного возрождения нации является одной из приоритетной. Данная задача достигается, в том числе в процессе изучения школьного курса литературы, т.к. художественная литература является неотъемлемой частью как воспитания вообще, так и патриотического воспитания.  Она призвана воспитывать личность, оказывать влияние на ее разностороннее развитие, духовный мир, на выбор нравственных ориентиров.

Вопросы выбора содержания образования, использования методов, средств обучения на уроках литературы при работе с текстами важны для построения системы работы для продолжения формирования патриотизма.

Работа над текстами, являющимися образцами художественной литературы, помогают показать школьникам примеры нравственного поведения, формируют способность к рефлексии, создают благотворную почву для отстаивания мнений, оценок. Тексты о Великой отечественной войне заключают в себе большой воспитательный потенциал. В каждой строке вложен подвиг советских людей, их отвага и героизм.

На протяжении всего периода существования человечества происходили захватнические войны. Но вторая мировая война по своим масштабам оставила разрушительный след в истории человечества, в нее были втянуты десятки стран, понесших большие людские и экономические потери, и, конечно, тема Великой Отечественной войны нашла отражение в литературе XX века. С первых же дней войны писатели принимали участие в вооруженных схватках наравне со сражающимся народом. Более тысячи писателей были на фронтах Великой Отечественной войны. Среди них стоит упомянуть: Ю.Бондарева, В.Быкова, Г.Бакланова, А.Ананьева, В.Богомолова, В.Астафьева, Б.Васильева, В.Кондратьева, Б.Окуджава и др.

Стоит сказать, что военная тема и сейчас остается одной из актуальных в литературе и искусстве.

В работе «Новые акценты в военной прозе конца ХХ века» доктор филологических наук Т.Н.Маркова при анализе новых аспектов в военной прозе намечает следующую периодизацию литературы XX века военной тематики.

1. «Литература «писателей-фронтовиков»- Ю.Бондарев, Г.Бакланов, В.Быков, А.Ананьев, В.Астафьев, Вл. Богомолов, Б.Васильев, Вяч.Кондратьев, Б.Окуджава. В основу их произведений лег личный фронтовой опыт, ведущим жанром была избрана повесть с ее сосредоточенностью на исследовании внутреннего мира человека, локальностью в изображении событий и строго индивидуальным авторским хронотопом»[2]. У В. Быкова – это родная Белорусси периода отступления Красной Армии (осень 1941 – зима 1942), у Ю. Бондарева – битва за Сталинград, у Вяч. Кондратьева – бои под Ржевом» [3, 32].

2. «После необычайного взлета военной прозы 1970-х в начале нового десятилетия наблюдается затухание военной темы. Критика диагностирует ее «усталость» (А.Бочаров)» [3, 32].

3. «Становление новой художественной парадигмы в1980-1990-е годы происходит в условиях нескончаемой необъявленной войны (Афганистан – Карабах – Таджикистан – Чечня». Популярными произведениями середины 90-х стали романы «Прокляты и убиты» В.Астафьева и «Генерал и его армия» Г. Владимова, которые были удостоены престижных литературных премий [3,33].

Наиболее достоверными произведения о войне считаются произведения писателей, участвующих в войне. Например, Ю.В. Бондарев, В.О. Богомолов, В.П. Астафьев, В.В. Быков, В.К. Кондратьев, Г.Я. Бакланов, Б.Л. Васильев, М.А. Шолохов, К.Д. Воробьев и других). В произведениях они опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В своих произведениях о войне главной линией проходит тема солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство.

Необходимо ли изучать книги о войне в школе? Безусловно, да. Ведь каждый человек должен знать историю своей страны, понимать цену победы, в которой мы живем, чтобы помнить о людях и их мужестве. Воспитание патриотизма в школе имеет важное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. Анализируя художественную литературу о войне, «школьники знакомятся с биографиями выдающихся писателей, оставивших глубокий след в истории, жизни и творчестве. Существенной стороной обогащения школьников патриотическими чувствами является усвоение ими исторического материала о героическом прошлом нашего народа, его стремлении к укреплению могущества родной страны, о его мужестве в борьбе с иноземными захватчиками» [4]. Эффективным методическим приемом формирования патриотических взглядов и убеждений учащихся является использование положительных примеров патриотизма известных исторических деятелей, писателей, героев национально-освободительных войн [4].

В содержание программы по литературе для старших классов включено изучение военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др. Темы, которые раскрывает военная проза, очень многообразны. Это и боевые действия на передовой (например, Ю.Бондарев «Горячий снег», Б.Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», К.Воробьев «Убиты под Москвой»), и партизанское движение (например, В.Быков «Сотников»), и жизнь на оккупированной врагом территории (например, В. Быков «Обелиск», «Знак беды»), и пребывание в фашистских концлагерях (например, К.Воробьев «Крик», В.Семин «Нагрудный знак «Ост») и другие.

Необходимо приводить подростков к умению давать событиям собственную оценку, осуществлять личные действия, делать собственные гражданские выводы.

В работе по продолжения формирования патриотизма школьников необходимо учитывать психологические возможности и особенности старшего возраста. В преподавании важно совмещать различные методы, средства, приемы обучения, элементы проблемного обучения, по которым у учащихся возникают различные представления, мнения и суждения.

После изучения текстов о Великой Отечественной войне образы произведений должны вызвать у старшеклассников эмоциональный отклик в сердцах, желание изучать историю своей страны на материалах русской литературы того времени, желание  выразить отношение к войне, к подвигу русского солдата, русского народа в годы войны.

Таким образом, очень важно изучать на уроках тексты о войне отечественных писателей, потому что в них заключен большой образовательно – воспитательный потенциал. Произведения военной тематики заставляют задуматься о настоящем и прошлом. Литература исследует истоки победы, показывает нам какая цена заплачена за нее. Поэтому об этом необходимо рассказывать на уроках литературы.


Библиографический список
  1. Здорикова Ю.Н. Любая книга о войне учит ценить жизнь // Химик. 2015.   URL: http://main.isuct.ru/node/11686 (дата обращения: 09.12.2016).
  2. Загинайко, О. Речевая поэтика новой военной прозы // Простор. URL: http://writers.kz/journals/?ID=12&NUM=264&CURENT=&ARTICLE=7208 (дата обращения: 12.12.2016).
  3. Маркова Т.Н. Новые акценты в военной прозе конца XX века // Русская речь. №4. – 2005. – С. 32-36.
  4. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений. URL: http://megapredmet.ru/1-2104.html
  5. Приешкина А. Н. Особенности патриотического воспитания обучающихся старших классов // Инновационные педагогические технологии: материалы V междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 69-71.
  6. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. Инструктивное письмо министерства образования РФ №13-51-08 от 15.01.2003 г. // Преподавания истории и обществознания в школе // 2012. №4.
  7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml (дата обращения 10.12.2015)
  8. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/420277810 (дата обращения 17.12.2015)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кирилина Ирина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация