ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТУДЕНТОВ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. С.М. КИРОВА ПОСРЕДСТВОМ ЕДИНОБОРСТВ

Пегов Владимир Юрьевич1, Лешева Наталья Сергеевна2
1Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова, студент
2Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, старший преподаватель кафедры физического воспитания

Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы заинтересованности студентов Лесотехнического университета к занятию физической культуре. На основе изучения программы данной дисциплины, а также особенностей единоборств, проводимых в специализированных секциях на базе университета, были выявлены мотивы к занятию физической культурой. Также были предложены практические рекомендации, а впоследствии – успешно внедрены в образовательную программу.

Ключевые слова: занятия единоборствами, занятия физической культурой, лесотехнический университет, мотивы, практические рекомендации


THE FORMATION OF STEADY INTEREST TO PHYSICAL CULTURE LESSONS AMONG THE STUDENTS OF THE FORESTRY UNIVERSITY. S. M. KIROV THROUGH THE MARTIAL ARTS

Pegov Vladimir Jur'evich1, Lesheva Natal'ja Sergeevna2
1Saint-Petersburg Forest Technical University, student
2Saint-Petersburg University architecture of Civil Engineering, senior teacher of the physical education department

Abstract
In this article there are considered problems of The Forest Technical University students interest in physical education. Motives to engage in physical education were identified on the basis of studing this program discipline and also peculiarities of combat sports, organized at specialized clubs at univercity`s base. Practice recommendations also were offered and afterwards they were successfully introduced into educational program.

Keywords: Forestry University, martial arts classes, motives, physical training, practical recommendations


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Пегов В.Ю., Лешева Н.С. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой у студентов Лесотехнического университета им. С.М. Кирова посредством единоборств // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/75437 (дата обращения: 17.03.2024).

Наиболее значимой задачей, которую ставит перед собой современное развитое государство, является здоровье всей нации. Все мы помним известный девиз: «Береги здоровье смолоду!». Таким образом все учебные, в частности, высшие, заведения сегодня берут ориентир на физическое развитие обучающихся. Важно понимать, насколько необходим подвижный образ жизни: это, своего рода, не только укрепление здоровья, но и воспитание внутреличностных качеств. Но и здесь встает проблема 21 века – гиподинамия. Привыкший к незначительным нагрузкам человек не сможет вынести неожиданных функциональных нагрузок на сердечно-сосудистую, нейрогуморальную системы организма, в том числе и перегрузок мозга, которые окажутся для него гибельными [1]. Поэтому для привлечения студентов к физической культуре важной составляющей, побуждающей молодых людей обратить внимание на подвижный образ жизни, является мотивация. Слово мотивация происходит от латинского «moveo», что означает «двигать». Получается, мотивация – это такой психоактивный процесс, движущий и yправляющий человеком ради достижения какой-тo определенной цeли.

Целью данной работы является изучение вопроса мотивации студентов делать спорт, если не самой главной, то значительной частью своей жизни посредством единоборств. Чтобы решить данную проблему, необходимо ответить на вопрос: для чего заниматься единоборствами?

Для этого очень важно учитывать наши биологические особенности.  Большую роль в нашей жизни играет защита себя и близких от прессинга более агрессивных конкурентов. Такова биологическая сущность без её идеализации. Мы все участники «Великого конкурса жизни» [4]. Существует мнение, что высокий уровень жизни решит эту проблему. Однако, это ошибочно. Каждому человеку дается избыточная адаптационная энергия, которая рано или поздно начнет искать себе выход. Поэтому в цивилизованных и развитых странах существует феномен спонтанного хулиганства в виде коллективных футбольных погромов с выездом в чужие страны. Очевидно, что каждому требуется «выплеск» негативных эмоций, накопленных в условиях цивилизации. Особенно мужчинам требуется защищать свою честь, честь своей семьи и близких из-за инстинкта самоутверждения. Но задолго до перехода в юношенский возраст возникает потребность защищать себя и даже нападать ради самозащиты (превентивная защита). Также с детства заложен инстинкт противоборства. У каждого этот инстинкт проявляется в разных формах. Одним из самых действенных в плане реализации этого инстинкта являются единоборства [1].

По данным исследований Кемеровского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета в период с 2011 по 2013 гг., проводимых на основе анализа актов медицинских осмотров и справок врачебно-консультационных комиссий, которые выдавались студентам, определяя их группы здоровья, были представлены неутешительные результаты. Сегодня до 53,8% студентов имеют заболевания сердечно-сосудистой системы и крови; 43,0% – имеют отклонения в работе опорно-двигательного аппарата; 20,3% – учащихся живут с проблемами в нервной системе; у 17,9% будущих выпускников наблюдается нарушение органов дыхания. Следует отметить, что число первокурсников, имеющих специальную медицинскую группу, с каждым годом увеличивается (если в 2011 году оно составляло 43,8%, то в 2013 уже достигло значения в 46,7%) [2].

Эти показатели не просто являются неутешительными, но и заставляют задуматься об образе жизни студентов в наши дни. Абсолютно неактуальным является желание испытывать слабость, постоянно болеть и посещать врачей всю свою жизнь. Поэтому следует отметить важность регулярным занятиям спортом. Однако не у всех проявляется интерес к занятиям физической культуре. Многие молодые парни и девушки отдают предпочтение начать заниматься в секции, полагая, что быстрее смогут добиться необходимых результатов, совершенно без интереса посещая спортивные занятия в университете. Поэтому сегодня активно развиваются секции на базе высшего учебного заведения. Особенно хотелось бы отметить секции по единоборствам. Так, занятия тхэквондо благотворно влияют легкие и кровеносную систему в целом. Сложная последовательность движений в этих единоборствах обеспечивает сильную нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Понимая важность занятия этим видом единоборств, юноши и девушки охотно записываются в секцию. На сегодняшний день в нашем университете только в секции по тхэквондо обучается порядка 89 студентов.

В наше время для становления на пути самодостаточного человека главным шагом является воспитание характера. Именно он закладывается ещё в стенах университета. Перед студентами ежедневно ставят задачи, которые требуется решить в установленные сроки. Распределить свое время; «упасть, но не сломаться»; добиться результата во что бы то ни стало – главная проблема обучающихся. Под гнетом распространения информации молодые парни и девушки зачастую не могут найти время для выполнения своей основной работы – учебы. Ведь вокруг столько всего интересного! Иными словами, понятие «лень» является не только «двигателем прогресса», как принято считать, но и первостепенным врагом личности. Именно занятия единоборствами помогают преодолеть барьер слабости; заставить себя ответственно подходить не только к тренировкам, но и к повседневным обязанностям.

Были проведены исследования влияния систематических занятий по дзюдо в секции на базе Лесотехнического университета на учебную деятельность. По их результатам, 24,8% занимающихся в секции, были неуспевающими студентами, впоследствии  наказанными тренером дополнительными нагрузками, что повлекло за собой немедленное исправление учебных результатов. 94,6% занимающихся претерпевают страх перед наказанием, отчего уже вынуждены находить время для учебной деятельности. Также увеличился интерес к обязательным занятиям по физической культуре в университете. 96,5% занимающихся в секции спустя три месяца интенсивных занятий, пришли к выводу, что им интересно посещать занятия по физической культуре вследствие их разнообразия и спортивного взаимодействия уже с коллективом учебной группы. Это говорит о том, что занятия в секции не только смогли мотивировать студентов к занятиям физической культурой, но и улучшить такие немаловажные качества, как: ответственность, трудолюбие, сила воли.

Также особенно хочется отметить важность потребности в связях у студентов. Очень важно, чтобы с ними считались. Например, бокс является индивидуальным видом спорта и в нем отсутствуют групповые действия (чего нельзя сказать о спортивных играх), но эффект воспитательной работы и успешность выступления на ринге в большей степени зависят от того, как обеспечивается сплоченность спортивной группы [6].

Нельзя забывать и про потребность в уважении. Занятия единоборствами однозначно прибавят уверенности в себе, а значит, студент будет более активно интересоваться происходящим вокруг, и, как следствие, посещать занятия по физической культуре, сдавая разные нормативы, без ущерба своей самооценке, авторитету со стороны окружающих.

Поэтому в нашем университете отдельное внимание уделяется секциям по единоборствам. С каждым годом туда приходит больше студентов, как минимум, на одного по сравнению с прошлым. Это говорит об общей популяризации единоборств. Закупается новое оборудование – спортивные маты, турники, шведские стенки, отдельный инвентарь для конкретного вида единоборств.

Но проблема интереса студентов к физической культуре изменяется почти с трудом. Поэтому, на основе вышеизложенного, можно дать следующие практические рекомендации для того, чтобы уже активно формировать интерес студентов к физической культуре посредством единоборств.

Анкетирование. Говоря о воспитании личностных качеств, важно учитывать интересы и сильные/слабые стороны каждого. Поэтому внедрение обязательного анкетирования при вступлении в секцию единоборств на базе Лесотехнического университета – отличное решение. В анкете предлагаются прямые вопросы, которые позволят тренеру выявить не только личные пожелания занимающегося студента, но и общее отношение к физической культуре. Например, «С интересом ли ты посещаешь занятия по физической культуре?» и дальше «Если да/нет, то почему?». При отрицательном ответе на первый вопрос студенты смогут вписать свой вариант ответа в графу ответа на второй вопрос. Таким образом, тренер сможет понять, какой дискомфорт приносит студенту посещение занятий по физической культуре в университете уже с первых занятий в секции.

Пропаганда. Необходимо тотальным образом популяризировать единоборства. В университете должны появиться спортивные рекламные постеры, а в начале учебного года перед занятиями по физической культуре и вовсе раздаваться уклеты на секции по единоборствам, отмечая важность занятий ими для студентов. Тренеры, кстати, могут приходить на занятия по физической культуре, призывая всех желающих заниматься единоборствами. Это придаст уверенности студентам, благодаря которой они поймут, что заняться новым и интересным видом спорта – проще простого.

Более тесная связь с физической культурой. В секциях необходимо приобрести как можно больше инвентаря для спортивных игр. Большое значение уделять футболу и волейболу. Это поможет осваивать и совершенствовать навыки студентов по данным играм, что в дальнейшем повысит их самооценку на занятиях по физической культуре. А уверенность – это главный двигатель мотивации.


Библиографический список
  1. Ю. А. Шулика, Я. К. Коблев, В. М. Невзоров, Ю. М. Схаляхо Дзюдо. Система и борьба: учебник
  2. Илюша М. В. Мониторинг состояния здоровья студентов-первокурсников торгово-экономического вуза // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(19).
  3. Соколова Ольга Валентиновна, Соколова Марина Леонидовна Физическая культура и спорт в студенческой среде, роль самостоятельных занятий, пути повышения мотивации к занятиям спортом // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2015. №3.
  4. А. Н. Бернштейн «О ловкости и её развитии». – М.: Физкультура и спорт, 1991. – С. 59 – 66
  5. Чой Сунг Мо «Тхэквондо для начинающих»
  6. Уколов А. В., Жернаков Д. В. Мотивация занятия спортом как фактор повышения физической подготовленности старших школьников и студентов вузов // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 198-200.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Пегов Владимир Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация