УДК 338.24.01

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИСЛАМСКОГО БАНКИНГА В ЦЕЛЯХ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОДАЖ АВТОМОБИЛЕЙ

Курилов Кирилл Юрьевич
Тольяттинский государственный университет
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит»

Аннотация
В настоящее время российский автомобильный рынок находится в стадии стагнации. При этом основным способом продажи автомобилей в настоящее время является продажа автомобилей в кредит. Кредит предоставляется на условиях срочности, возвратности и платности. Платность кредита выражается в ставке процента уплачиваемой заемщиком. Процентная ставка включает в себя плату за пользование денежными средствами и плату за риск. В моменты кризиса российской экономики проценты за пользование кредитом возрастают и затормаживают продажи автомобилей. При этом в мусульманских странах существует другая система по предоставлению заемных ресурсов основанной на партнерстве с разделением ответственности.

Ключевые слова: автомобильная промышленность, Банковское дело, беспроцентные отношения, исламский банкинг, кредит, кредитная система, поддержка бизнеса, система оценки платежеспособности, ссудный процент


EVALUATION OF THE POSSIBILITY OF APPLICATION OF ISLAMIC BANKING IN ORDER TO STIMULATE CAR SALES

Kurilov Kirill Yuryevich
Togliatti State University
candidate of economic sciences, associate professor of «Finance and Credit»

Abstract
At present, the Russian car market is in a stage of stagnation. At the same time the main method of selling cars is currently selling cars on credit. Credit is given to the urgency of the conditions of repayment. Payment for the loan is expressed as the rate of interest paid by the borrower. The interest rate includes the fee for the use of funds and the fee for the risk. In moments of crisis, the Russian economy the interest on the loan increase and inhibit the sale of cars. In the Muslim world there is another system to provide extra resources based on a partnership with the division of responsibility.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Курилов К.Ю. Оценка возможности применения исламского банкинга в целях стимулирования продаж автомобилей // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/75371 (дата обращения: 30.09.2017).

Статистические данные о хозяйственной деятельности российских автомобильных предприятий показывают, что российский автомобильный рынок находится в стадии стагнации. Подтверждением этого факта может служить показатель загрузки производственных мощностей российских автомобильных предприятий, который составляет 40 %. При этом общемировой показатель загрузки производственных мощностей автомобильной промышленности составляет 80-85 % [1, c.82].

Указанная ситуация делает необходимым реализации эффективных мер по стимулированию продаж автомобилей в России. Одна из таких мер это снижение затрат на обслуживание кредита на приобретение автомобиля через  субсидирование процентной ставки государством и автопроизводителям. Однако на данное мероприятие расходуются средства государственного бюджета и средства автопроизводителей, которые ограничены [2, с.726].

В тоже время существует другая система предоставления кредита, в которой взимание процентной ставки и процентных платежей отсутствует. Эта система основана на партнерстве с разделением ответственности и распространена в мусульманских странах. Рассмотрим основные особенности этой системы.

Основная идея кредитных учреждений использующих беспроцентное кредитование  состоит в запрете на создании доходности из денег. Фундаментом для подобных отношений служит религиозные писания, запрещающие ссудный процент и относящие подобный тип отношений к аморальному. Стимулом для возвратности служат нефинансовые регуляторы поведения человека, основанные на его обязательствах перед обществом [3, 170].

В основе запрета на ссудный процент лежит ряд соображений.

В экономической среде, в которой финансовые отношения строятся на ссудном проценте, заемщику необходимо выбирать только лишь тот вид бизнеса, который способен создать достаточную доходность для удовлетворения нужд и погашения обязательств, плюс процентные требования. В такой ситуации предприниматель вынужден заниматься лишь высокоприбыльными, порой и аморальными и бесполезными для общества в целом, видами бизнеса. Из-за подобной практики множество общественно полезных видов предпринимательства не способно расширять свою деятельность за счет привлечения заемных средств, либо не имеет возможности пройти входной барьер создания;

Согласно древним традициям ведения бизнеса, этичной является ситуация при которой предприниматель получает прибыль, основанную на затратах физического и умственного труда. В этом отношении, получение доходности из предоставления денежных средств, влечет для кредитора лишь риски, без затрат усилий. При всем этом, кредитор стремится любыми путями вернуть собственные средства с процентами, вне зависимости от удачности инвестиций привлеченных средств заемщиком, что в конечном итоге сокращает и риск (что с точки зрения традиционного бизнеса подобная деятельность считается аморальным предпринимательством);

Ссудный процент закладывает в поведение кредиторов стремление к накопительству. За счет статистически значительного превышения требований перед обязательствами, в экономике создается объем средств, находящийся вне потока, а служащий лишь для уплаты требований по финансовым обязательствам. Чем больше кредитная организация и чем успешнее с точки зрения рыночной экономики её деятельность, тем больше эта сумма средств. Данная сумма не обусловлена созданием реальных продуктов или услуг, а лишь является платой за посредническую операцию, связанную с соответствующими рисками [4, 19].

Считается, что доходность банковского сектора, является завышенной по сравнению с множеством других отраслей, также требующих не меньшего уровня образования, квалификации и умственных и/или физических затрат труда. Подобная система дестабилизирует принципы культурного и социально- экономического единства общества.

В современной экономике данный запрет обусловлен тем, что операции создания доходности из доходности создают цикличные риски в экономике, основанные на реконструкции одного вида задолженности в более рискованный. Последовательное увеличение концентрации  рисков в общей совокупности приводит к созданию заведомо «токсичных» инструментов, которые достигнув определенных размеров, разрушают кредитно-денежные отношения соответствующего уровня [5].

Известно, что основой дохода от процентной ставки кредитора служит вознаграждение за риск неизвестных переменных, влияющих на возвратность средств, среднерыночная доходность и ключевая ставка. Поэтому переход к беспроцентным отношениям требует подготовки не только со стороны кредитных организаций, но и соответствующих административно-правовых изменений в национальной экономике, а именно реформирования Центрального Банка (для нашей страны) или соответствующего института, выполняющего функции банка первого уровня [6, 110].

Рассматривая возможность создания подобной системы, нужно выделить ряд обязательных элементов и правил, а также необходимых условий перехода.

Для перехода к беспроцентной системе необходимым является выполнение следующих условий:

-  Низкий уровень общей инфляции в течении 3-5 лет;

-  Отсутствие резких скачков изменения ключевой ставки 3-5 лет;

-  Отсутствие вероятности административного вмешательства в период внедрения системы;

-  Стабильная банковская система (без игроков, не отвечающих стандартам нормативов и банков, замеченных в нарушении законодательства);

-  Исключения значительного влияния изменения курса национальной валюты на внутреннюю экономику в целом и на банковский сектор в частности

-  Полная открытость субъектов экономической деятельности для контролирующих органов, т.е. обеспечение возможности отслеживания доходов, расходов лиц, участвующих в отношениях с беспроцентными кредитными организациями. Данная мера принимается в целях запрета перекредитования заемщиков второго порядка с применением ссудного процента;

-  Целевая направленность беспроцентных кредитов исключительно в реальную экономику.

Данные стартовые условия позволят попытаться создать систему беспроцентных отношений в банковском секторе, для стабильной работы которой необходимо создание административной системы коэффициентов граждан и организаций, характеризующей их платежеспособность и финансовую ответственность. Подобная система будет служить аналогом, заменяющим этическую составляющую финансово-религиозных учреждений на правовую. Основой системы будет определение балла/коэффициента кредитоспособности заемщика, исходя из его текущего финансового состояния, анализа его данных о значительных доходах и расходах за последние 5 лет, изменения его правовых статусов в отношении собственности (дорогостоящего имущества), задолженности перед налоговыми органами, учета кредитной истории. На базе полученного коэффициента формируется соотношение срочности и объема запрашиваемых заемщиком средств. Безусловно, для создания подобной системы потребуется ужесточение мер надзора за финансовой деятельностью граждан и организаций. Однако отношения между кредитором и заемщиком должны быть полностью открытыми и строиться на партнерских началах. Очевидно, что невозможно организовать финансовые отношения кредитор-заемщик, стремящиеся исключить риски неизвестных на одном лишь «честном слове» [7, 193].

Инструменты беспроцентных кредитных организаций возможно заимствовать из практики исламского банковского дела, которое на практике демонстрирует состоятельность своей системы, и при необходимости скорректировать их. На сегодняшний день для привлечения и размещения ресурсов подобные кредитные организации используют следующие инструменты:

Текущий счет, аналог чекового и сберегательного счета, объединяет их и не предусматривает какой-либо процентной доходности. Собственник средств волен распоряжаться ими в любое время. Кредитная организация не использует средства с текущих счетов для поддержания уровня ликвидности и не взимает комиссию за ведение. Подобный счет используется собственником для повседневных расчетных операций [8, 149].

Инвестиционный счет не является пассивно-процентным (т.е. не приносит доходности в виде % от суммы вложения), однако более крупным и долгосрочным по сравнению с текущим счетом. Он подразделяется на два основных вида «Специальное партнерство» и «Регулярное партнерство». Основное их отличие заключается в том, что «Регулярное партнерство» в отличие от «Специального партнерства» подразумевает множество инвесторов в одном проекте, в то время как «Специальное партнерство» подразумевает возможность осуществлять единоличные инвестиции, в которых банк будет выступать лишь в роли посредника. Так же банк может выступать полноправным партнером-инвестором. Оба варианта партнерства используют общую модель распределения финансовых результатов. Прибыль предприятия (объекта вложения) распределяется в соответствии с согласованными долями, исходя из долей инвесторов и предпринимателя в бизнесе. Убыток распределяется между инвесторами, исходя из их долей, в то время как предприниматель ответственности не несет. Значительной разницы в подходах не наблюдается.

Кредитный счет в исламском банке, в общем смысле, является аналогом благотворительного, возвратного счета. То есть вкладчик в благотворительных целях позволяет банку на беспроцентной основе размещать данные средства. Счет полностью рефинансируется банком (в соответствии с изменением стоимости денег во времени) и в конце срока вкладчик не получает сверх первоначальной суммы. Таким образом, выделяемая доходность является той частью благотворительности. Следует отметить, что для выполнения социально-экономических функций целесообразно ограничить возможность размещения в малый и средний бизнес или для заимствований социально- незащищенных слоев населения [9, 6].

При возникновении необходимости покупки определенного вида товара, клиент имеет возможность заключить с банком договор купли-продажи по согласованной цене, которая включает в себя прибыль от реализации для банка. То есть кредитная организация покупает товар от имени клиента с целью перепродажи по завышенной стоимости. Данный вид операций мало отличается от стандартных целевых кредитов, существующих в процентных банках, за исключением абсолютной величины наценки. Однако она также определяется сроком погашения и объемом заимствования (данный вид операций называется «Мурабаха»).

В исламском банковском деле также существует продукт-аналог лизинга, именуемый «Иджара». Также предусматривается возможность выкупа арендованного имущества.

Инструмент, имеющий общие черты с форвардным контрактом, называется «Истисна». Представляет собой соглашение между банком и клиентом о производстве, сооружении или приобретении для клиента некоторого объекта в будущем, по цене, фиксированной на дату заключения договора. В основном применяется в целях финансирования долгосрочных проектов. Клиент выплачивает оговоренную цену, либо периодически, в течение всего промежутка времени действия соглашения, либо по завершению работ. Особенностью данного инструмента финансирования является тщательное согласование графика выполнения работ, сумм затрат и качества товара. Клиент вправе назначать субподрядчика, выполняющего производство или строительство товара.

Это основные виды используемых инструментов беспроцентного перераспределения финансовых потоков исламскими банками. Важно отметить, что в исламском банковском деле кредитные организации 2-го уровня дополнительно финансируются государственным казначейством, которое использует налоговые поступления бюджета, как источник средств (в основном за счет данных поступлений осуществляется покрытие безнадежных задолженностей и защита прав социально-незащищенных слоев населения).

Для стимулирования притока средств, необходимо привязать коэффициент/балл к истории финансовых операций клиента, что позволит каждому субъекту экономической деятельности управлять своим собственным потенциалом кредитования. Так, например, наличие открытого кредитного счета (благотворительного) в течение последних 3-5 лет, сроком более чем на год, в зависимости от своего объема увеличит коэффициент (мера увеличения различна для физ. лица, семьи, организации), что благоприятно скажется на дальнейшей возможности привлечения средств для клиента. Также необходим перерасчет коэффициента, если физическое лицо вступает в брак, что сделает его единым для семьи и более выгодным в целях выполнения социально-экономической функции института. При расторжении подобных отношений коэффициент не изменяется, также возможность заимствований обоих сторон приостанавливается до окончания срока обязательств (и их погашения), которые распределяются по решению судебных органов. Полномочия по созданию системы ляжет на плечи кредитной организации первого уровня, а составляющие расчета коэффициента/балла должны быть открыты и прозрачны.

Также должны быть четко определены пропорции распределения бюджетного финансирования между партнерскими, благотворительными операциями банка 1-го уровня и резервом для поддержания работы системы. Пропорции определяются в зависимости от текущей экономической ситуации, а также от анализа функционирования прошлых лет.

Система финансового контроля сделает невозможным воспользоваться благами от мошеннических операций, что сделает более безопасными отношения экономических субъектов в целом, а также снизит затраты на целевые резервные механизмы. Стоит отметить, что необъясненный доход (в любом виде) подлежит конфискации и направлению в ресурсную базу банка 1-го уровня, для непосредственного благотворительного перераспределения.

Важным столпом поддержания работоспособности системы является анализ заемщиков (банками 2-го уровня), что позволит отсеять заведомо высокорискованные, потенциально невозвратные и прочие сомнительные инвестиции. Помимо этого, в целях повышения финансовой грамотности субъектов финансовых отношений, а также регулирования деятельности самого банка, должен формироваться отчет «О причинах отказа», который направляется клиенту и в архив банка 1-го уровня. Ввиду существования подобных документов, использующих при анализе непубличную отчетность, важным является обеспечение конфиденциальности между банком и клиентам.

По нашему мнению внедрение аналогичной беспроцентной финансовой системы в систему реализации автомобилей в России позволила бы стабилизировтаь продажи автомобилей на российском рынке.

Подводя итог, можно отметить, что создание беспроцентной кредитной системы невозможно без изменения федерального законодательства и структуры государственного аппарата, а также повышения финансовой грамотности населения. Подобный переход является многоступенчатым и трудоемким, как для пользователей, так и для государства, поэтому он не может и не должен быть принят без планомерного реформирования экономики в целом.

В настоящее время возможна реализация промежуточного варианта внедрения беспроцентного целевого кредитования покупателей автомобилей.

Он подразумевает снижение процентной ставки при выдаче целевых кредитов на покупку автомобиля до уровня инфляции -> max 5-6 %. Получить кредита в данной системе смогут только участники этой системы, т.е. юридические и физические лица которые открыли в ней счета и депозиты. Первоначальным «стартовым» инвестором должен стать ЦБ РФ, далее финансовые ресурсы будут привлекаться по мере роста количества участников и объектов в систему финансирования.


Библиографический список
  1. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Концепция возникновения экономических циклов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1 (12). С. 81-85.
  2. Никулина О.В., Убогова Е.А. Управление инновационным развитием российской автомобильной промышленности на основе использования опыта Германии // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4-1 (57-1). С. 725-732.
  3. Ajupov A.A., Kurilova A.A., Kurilov K.Y., Bogatirev V.D. Prospects of Russian automobile industry development // Asian Social Science. 2015. Т. 11. № 11. С. 168-175.
  4. Ajupov A.A., Kurilova A.A., Kurilov K.Y., Bogatirev V.D. Cyclicity of development of the global automobile industry // Asian Social Science. 2015. Т. 11. № 11. С. 16-22.
  5. Шейх А., Кэхилл А. Основные принципы организации беспроцентного банковского дела // Шейх А., Кэхилл А. // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». № – 6/99
  6. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Основные факторы, влияющие на падение продаж на российском автомобильном рынке // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 2 (38). С. 102-112.
  7. Курилов К.Ю. Анализ деятельности предприятия с учетом влияния цикличности // Инновационное развитие экономики. 2013. № 6 (17). С. 191-195.
  8. Ajupov A.A., Artamonov A.B., Kurilov K.U., Kurilova A.A. Reconomic bases of formation and development of financial engineering in financial innovation // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. Т. 5. № 24. С. 148-153.
  9. Курилов К.Ю. Прогнозы развития мировой автопромышленности // Международный научный журнал. 2011. № 5. С. 5-10.


Все статьи автора «Курилов Кирилл Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: