УДК 33

ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ

Бабинцева Елена Ивановна1, Иващенко Михаил Александрович.2
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, кандидат экономических наук, доцент
2Белгородский государственный национальный исследовательский университет, магистрант 1 курса кафедры «управление персоналом»

Аннотация
Статья посвящена инновационным стратегиям в сфере управления персоналом. В статье рассматриваются основные инновационные стратегии, их классификация по группам, направлениям, методам, видам и принципам.

Ключевые слова: инновационные стратегии, инновация, организация, персонал, потенциал


INNOVATIVE STRATEGIES IN PERSONNEL MANAGEMENT

Babintseva Elena Ivanovna1, Ivashchenko Michael Aleksandrovich2
1Belgorod State National Research University, candidate of economic Sciences, associate Professor
2Belgorod State National Research University, 1st year graduate student of the Department «personnel management»

Abstract
The article is devoted to innovative strategies in the field of personnel management. The article discusses the main innovation strategies, their classification according to groups, fields, methods, types and principles.

Keywords: innovation, innovation strategy, organization, personnel, potential


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бабинцева Е.И., Иващенко М.А. Инновационные стратегии в управлении персоналом // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/75344 (дата обращения: 02.06.2017).

На сегодняшний день инновационные стратегии управления персоналом являются неотъемлемой частью инновационного менеджмента в кадровой работе. При помощи инновационных стратегий решаются вопросы планирования и реализации инновационных проектов кадровых нововведений, которые ориентированы на значительные и качественные изменения в социальной, производственной и предпринимательской сфере организации[8].

Впервые сам термин «инновация»  был упомянут ещё в ХIX в., а уже в ХХ в. в 1900-х годах австрийский и американский экономист Й. Шумпетер ввел этот термин в научную деятельность. И уже потом этот термин стал взаимодействовать с другими терминами. Инновационная стратегия – это одно из средств достижения целей организации, которое отличается от других средств своей новизной, в первую очередь для самой организации, а также для самой отрасли, рынка, потребителей[3].

Само понятие стратегическое управление инновациями значительно шире, чем перспективное планирование крупномасштабных нововведений. Оно включает в себя:

  1. Ситуационный анализ, так и прогноз всего диапазона производственных, предпринимательских, внутренних и внешних факторов;
  2. Потенциал исследований и разработок;
  3. Систему управления и организационные формы;
  4. Этику и культуру предпринимательства.

Любые стратегические меры, которые принимаются в организациях, производстве или других областях носят инновационный характер. Инновационная стратегия формирует цели инновационной деятельности, а также выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств. Линию развития организации отражают её стратегические цели. Инновационные стратегии изнутри можно разделить на следующие группы:

  1. Функциональные;
  2. Ресурсные;
  3. Продуктовые;
  4. Организационно-управленческие.

Нередко наблюдается отказ от различных инноваций, что находит отражение в таких причинах, как ощущение потери, неопределенности, уверенности, что старая система лучше, а новая может привести к кризису. В связи с этим, прежде чем ввести инновацию, большинство авторов придерживаются мнения, что следует подготавливать персонал к нововведению. Эти направления могут находить свое отражение в таких управленческих решениях:

  1. Повышение уровня образованности персонала. Просвещенные работники с хорошим кругозором будут легко поддаваться инновациями, а также выступать новаторами идей;
  2. Технологизация управления и производства. Предоставить техническое оснащение персоналу в свободном доступе;
  3. Предоставление свободы персоналу в высказываниях своего мнение о проводимых изменениях. Проводить дискуссии и консультацию с работниками на тему нововведения в организации;
  4. Поддержка коммуникации сотрудников со всеми подразделениями организации, а также внешними конкурентами и учебными заведениями;
  5. Дать возможность персоналу выходить за рамки своих функциональных обязанностей, поощряя творческую инициативу и самостоятельность;
  6. Предоставлять персоналу необходимый объем информации и ресурсов для достижения организационных целей.

На основании теории и практики стратегическое и проектное управление имеет универсальные стратегии такие как: эталонные, базовые, стратегии развития и стратегия роста организации. Эти стратегии также можно разделить на следующие группы:

  1. Стратегии интенсивного развития;
  2. Стратегии интеграционного развития;
  3. Стратегии сокращения;
  4. Стратегии диверсификации.

Анализ внутренней и внешней среды стратегического инновационного планирования в ходе чего:

  1. Происходит оценка изменений, которые происходят в период планирования;
  2. Выявляются факторы, угрожающие позициям самой организации;
  3. Исследуются факторы, благоприятные для организационной деятельности;
  4. Планируются различные нововведения, позволяющие укрепить рыночные позиции компании.

Для оценки внутренней и внешней среды также широко используются методы PEST–анализа и SWOT–анализа[2].

Идея метода PEST–анализа заключается в глобальном окружении по направлениям: политика и законодательство, экономика, социальные факторы, научно-технологический прогресс, ориентированный на повышение роли организации в отраслевой структуре. Суть данного метода заключается в том, что способствует выявлению ключевых направлений и сил влияния, разделению положительных, отрицательных и альтернативных эффектов воздействия, созданию сценариев оценивания устойчивости и гибкости.

Идея метода SWOT–анализа это конкурентный анализ по направлениям: внутренний аудит (сильные, слабые стороны) и внешний аудит (возможности, угрозы). Этот метод охватывает все важные стороны деятельности организации, например её динамику, мобилизацию ресурсов развития, формальные и неформальные структуры принятия решений и т. д.

Выделяются основные виды инновационных стратегий[1]:

Имитационная стратегия – используется такими фирмами, которые имеют сильные технологические и рыночные позиции. При этом все основные потребительские свойства инноваций, которые выпускают на рынок другие компании – копируются. Такая стратегия наиболее близка и характерна для крупных компаний, которые за счет серийного производства и эффекта масштаба стараются опередить своих конкурентов, например, комплексы гражданской и оборонной промышленности.

Наступательная стратегия – характерна для таких форм, которые строят свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Свойственна малым инновационным фирмам, которые специализируются на создании нововведений, ведущих к прорыву. Привлеченные средства тратятся подобными компаниями на научные, исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Оборонительная стратегия – направлена на то, чтобы фирма удерживала свои позиции на уже имеющихся рынках. Основная функция этой стратегии заключается в соотношении «затраты – результат». При этом эта стратегия требует не менее интенсивных научных, исследовательских и опытно-конструкторских работ. Именно такая стратегия применима как для крупных, так и средних компаний.

Патентная стратегия – характерна для условий приспособления к узким сегментам широкого рынка и направлена на завоевание этого рынка при условии вытеснения конкурентов на основе выпуска модернизированной или новой продукции. Данная стратегия применима к малым, средним фирмам. При этом она редко применяется к широким фирмам. Патентная стратегия заключается в необходимом сосредоточении максимальных усилий на узком сегменте рынка и ставке на дифференциацию продукции.

При выборе инновационной стратегии, прежде всего, во внимание принимают рыночную позицию фирмы, её научно-техническую политику, а также стадию жизненного цикла, на которой находятся продукты или услуги. На основе различных моделей инновационного стратегического планирования существует достаточно большое количество вариантов выбора стратегической позиции.

Помимо основных инновационных стратегий можно выделить основные цели стратегии управления персоналом, на которые ориентирована кадровая политика любой организации. Все эти принципы, касаются в целом управления персоналом с элементами инноваций работы с кадрами.

К ним относятся:

  1. Обеспечение трудовым потенциалом с дальнейшей перспективой его развития;
  2. Проведение работы кадров, которые занимают руководящие должности, с целью развития лидерских качеств;
  3. Поддерживание размера заработной платы, который позволит мотивировать персонал на продуктивную работу;
  4. Использование и разработка программ по обучению персонала для повышения профессиональных навыков с целью формирования высокого уровня внутренней динамики кадров;
  5. Развитие и поддержание внутренней коммуникации между работниками, отделами с руководством и департаментами;
  6. Обеспечение психологической поддержкой трудовой коллектив[5].

Стоит также упомянуть о данных нескольких отечественных и зарубежных исследований, использующие инновации в управлении персоналом, которые основаны на следующих принципах:

  1. Высокая оплата труда;
  2. Обучение с дальнейшей перспективой (опережающее обучение, развивающее потенциал сотрудника);
  3. Привлечение новых и удержание наиболее эффективных сотрудников;
  4. Вознаграждение и поощрение результатов деятельности и инициативность кадров;
  5. Необходимый обмен информацией для реализации планов организации;
  6. Соотношение интересов сотрудников и интересов организации;
  7. Предоставление планирования карьеры в компании [7].

Существует прямая взаимосвязь между инновационной стратегией управления персоналом и общей стратегией предприятия. Первая может быть не только подчинена второй, но и являться её продолжением, то есть быть с ней как единое целое.

Так же можно выделить виды стратегии управления персоналом[6]. К ним относятся:

1. Стратегия инноваций – основана на тесном сотрудничестве коллектива между собой. В компании, где выбрана такая стратегия, HR-менеджеры должны обеспечивать сотрудникам работу, которая сможет позволить накопить или приобрести навыки для других должностей в той же самой организации. Благодаря приобретенным умениям и навыкам инновационная стратегия может способствовать дальнейшему развитию, вплоть до карьерного роста. Характерным признаком такой стратегии является аттестация, которая позволяет сделать подробный анализ работы коллектива и его трудовых достижений. Данной стратегии присущи такие особенности как: принятие рискованных решений, высокий и творческий потенциал работников, ориентирование на дальнейшую перспективу, высокая степень сотрудничества и готовность работать в непредсказуемой и неопределенной среде.

2. Стратегия лидерства – ориентирует свое внимание на результатах самой работы, например, выпуск объемов продукции. Такой тип в сфере управления персоналом, прежде всего, ориентирован на краткосрочную перспективу, уделяет лишь умеренное внимание качеству и не терпит рисков. Эта стратегия имеет основные черты. К ним можно отнести: контроль и мониторинг работы всего трудового коллектива, должностные обязанности изложены кратким и формальным языком, минимальное обучение, аттестация кадров проводится по промежуточным результатам проделанной работы.

3. План повышения качества – анализ этого вида стратегии показывает, что все основное внимание уделяется не только рабочему процессу в целом, но и его качеству. Организации, для которых характерна эта стратегия стремятся принимать менее рискованные решения. В таких организациях высоко ценится преданность и приверженность работников. Для таких предприятий характерны следующие черты: конкретное описание должностных обязанностей, постоянное обучение персонала, высокая вовлеченность в рабочий процесс её сотрудников, гарантии рабочих мест и отношение к сотрудникам по принципам социального равенства.

В настоящее время большую популярность набирают инновации, которые способны повысить эффективность деятельности компаний в несколько раз. Это обусловлено тем, что все организации находятся в глобальной конкурентной среде[5]. Инновационный потенциал и развитие есть немаловажный фактор существования российской и зарубежной экономики. Мало иметь инновации в компаниях, нужно уметь управлять и четко использовать их в преимущество организации на перспективу.


Библиографический список
  1. Алексеев, О. А. Соотношение традиций и инноваций в управленческих системах современной России / О. А. Алексеев, А. В. Ляпин, Л. С. Яковлев. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 216 с.
  2. Алетдинова, А. А. Методика формированя потенциала организации // Вопросы инновационной экономики. – 2012. – № 1. – С. 11-23.
  3. Анискин, Ю. П. Инновационный менеджмент. / Ю. П. Анискин. – М.: МИЭТ, 2004. – 250 с.
  4. Баранчеев В. П. Изучение инновационной активности компании как её конкурентной силы / В. П. Баранчеев // Менеджмент сегодня. – 2012. – № 4. – 241 с.
  5. Гугелев, А. В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / А. В. Гугелев. – М.: Дашков и К, 2009. – 389 с.
  6. Виноградова, З. И. Инновационный креативный менеджмент. / З. И. Виноградова, В. Е. Щербакова. – М.: Наука, 2003. – 278 с.
  7. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: учебник. / А. Я. Кибанов. – М.: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012. –  289 с.
  8. Косинцева, Ю. Ф. Инновации в социальной сфере и проблемы новаторства в социальной работе. / Ю. Ф. Косинцева. – СПб.: Питер, 2004. – 163 с.


Все статьи автора «Иващенко Михаил Александрович.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: