УДК 1174

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТАЛА

Толстова Мария Владимировна1, Мельникова Наталия Александровна1, Мочалова Юлия Владимировна1, Сорокина Ольга Андреевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина

Аннотация
Поступая в вузы, студенты могут столкнуться с определенными трудностями как в процессе обучения, так и в процессе жизнедеятельности. В данной статье рассматривается одна из форм адаптации первокурсников к студенческой жизни. Встает вопрос о роли электронных платформ в процессе обучения первокурсников. Приведен пример использования сайта в образовательной и адаптационной деятельности.

Ключевые слова: адаптация, информационные технологии, обучение, первокурсник, самостоятельность, социализация, электронная платформа


ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS BY MEANS OF ELECTRONIC PORTAL

Tolstova Maria Vladimirovna1, Melnikova Natalia Alexandrovna1, Mochalov Julia Vladimirovna1, Sorokina Olga Andreevna1
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin

Abstract
Going to the universities, students can meet certain difficulties both in the course of training, and in the course of activity. In this article one of forms of adaptation of first-year students to student's life is considered. There is a question of a role of electronic platforms in the course of training of first-year students. The example of use of the website in educational and adaptation activity is given.

Keywords: adaptation, electronic platform, first-year student, independence, information technologies, socialization, student, training


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Толстова М.В., Мельникова Н.А., Мочалова Ю.В., Сорокина О.А. Адаптация первокурсников с помощью электронного портала // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/75303 (дата обращения: 01.10.2017).

Вступая на путь получения профессионального образования, абитуриенты сталкиваются с определенными трудностями в адаптации к новым условиям обучения. Первокурсникам приходится привыкать к определенной и незнакомой для них социальной среде, в которой главную и основополагающую роль будут играть такие качества как самостоятельность и мобильность. От успешной и эффективной адаптации к учебе и жизни в вузе будет зависеть последующее развитие человека как личности, так и профессионала, специалиста.

Многие сталкиваются с тем, что, когда наступают определенные трудности по учебе, либо с проживанием в общежитии, студенты не знают к кому обращаться за помощью, с чего начать поиск решения проблемы и т.д. Вследствие этого они чувствуют себя неуверенно, скованно, студенческая жизнь им кажется сложной и скудной, у них появляются затруднения в общении с однокурсниками, снижается успеваемость по учебе. Это дает основание отнести проблему адаптации первокурсников к одной из самых актуальных и острых проблем в процессе социализации личности.

Процесс адаптации можно объяснить как активное творческое приспособление выпускников школ и колледжей к условиям высшей школы, в процессе которого у них формируются навыки и умения организации самостоятельной умственной деятельности, обобщение к выбранной профессии, рациональный коллективный и собственный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности. Данное определение более точно объясняет суть нашего проекта, его роль в процессе помощи студентам во вхождении в новую сферу [1].

Так как мир не стоит на месте и научные достижения проникают во все сферы жизнедеятельности людей, то нельзя не подчеркнуть роль информационных технологий, которые прочно вошли и укоренились в образовательной среде. Опираясь на данный факт, можно проиллюстрировать и неким образом поэкспериментировать использование одной из электронных платформ (са    йт в сети Интернет) в процессе адаптации первокурсников.

XXI век – век компьютерных технологий. В современное время трудно представить человека, который бы не умел пользоваться компьютером или не знал бы, что такое сеть Интернет. Среди россиян-пользователей интернета 38% несколько раз в день используют Всемирную сеть не для работы или учебы, а для собственных нужд и ради интереса[2]. Большинство молодых людей зависают в социальных сетях, кто-то использует интернет ради виртуального общения. И, исходя из исследований специалистов, можно сделать вывод, что информационные технологии выгодно было бы использовать и в адаптации первокурсников, так как для них электронные платформы – это удобный и привычный сервис, который они чаще всего используют.

Вследствие этого, мы предлагаем создание электронно-социального портала (сайт), который будет предназначен для помощи студентам в процессе их вхождения в новую среду. В нем будет находиться вся необходимая информация, которая может понадобиться студентам-первокурсникам. Различные статьи, где будут описана такая информация, которую студенты обычно не ищут и о которой не догадываются, например, выгода использования студенческого билета, как собрать портфолио для получения большей стипендии и т.д. (Рис. 1)

Рис. 1. Скриншот главной страницы сайта

Немалую помощь электронные ресурсы приносят в процессе распространения информации. Было бы удобно размещать какие-либо объявления в таком месте, где каждый свободно может с ним ознакомится. Например, так как это указано на рисунке 2. Мы помогаем студентам адаптироваться не только в рамках университета, но также позволим получше узнать город, в котором они живут и учатся, т.е. проводим групповые экскурсии, ходим по развлекательным местам, другими словами окультуриваемся.

Рис. 2. Скриншот вкладки «Набор групп»

Также можно создать специальную группу кураторов, которые могут быть некими путеводителями в приспособлении первокурсников к условиям студенческой жизни. (Рис. 3). В их функционал будет входить виртуальная консультация и помощь при возникновении вопросов у студентов, т.е. любой студент может задать вопрос кураторам и попросить у них помощи, находясь при этом не в непосредственной близости с ним. В этом, как раз и проявляется удобство использования свободного сайта в адаптации первокурсников.

Рис. 3. Скриншот вкладки «Контакты»

На нашем портале студенты также могут свободно общаться между собой с помощью онлайн чата (рис. 4). Коммуникации – самый эффективный и действенный способ приспособления к определенным группам. В процессе общения студентам будет легче найти друзей, единомышленников, также с помощью чата первокурсники будут узнавать новости университета или учебной группы, смогут обсуждать вопросы, касаемые как учебы, так и творческой внеучебной деятельности. Следует отметить, что наш сайт хранит информацию о научных конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях, а также об общественной и творческой деятельности (квн, школы вожатых, концерты и прочее).

Рис. 4. Скриншот вкладки «Онлайн Чат»

В любом случае, обращаясь к электронным системам, студенты приобретают навыки самостоятельного поиска решения каких-либо вопросов. С уверенностью можно сказать, что современные технологии созданы и настроены таким образом, что они могут соответствовать любым потребностям и нуждам человека. Их можно видоизменять, создавать и добавлять новые сервисы в зависимости от особенностей потребителей. Отсюда следует, что возможность использовать электронные платформы в адаптации первокурсников – это возможность более быстро, экономично и качественней приспособить студентов к сложной вузовской жизни.


Библиографический список
  1. Булганина С.В. Дополнительное профессиональное образование студентов: социологическое измерение / Булганина С.В., Прохорова М.П // Инновационные подходы к решению профессионально- педагогических проблем – сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 3-5.
  2. Мартынова С.Е. Интернет зависимость [сайт] // Центр психологической помощи Просвет [электронный ресурс]: [2013] URL: http://vprosvet.ru/internet-zavisimost. – (Дата обращения: 17.11.2016)
  3. Дятлов С. А., Толстопятенко А. В. Интернет-технологии и дистанционное образование // Информационное общество. 2010. вып. 5, с. 29–37.
  4. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации / И.А. Милославова. – М.: Москва, 2011. – 321 с.
  5. Прохорова М.П. Особенности инновационной деятельности педагога в условиях модернизации педагогического образования / Прохорова М.П., Шкунова А.А. // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 1-0. С. 106-109.
  6. Прохорова М.П. Инновационный менеджмент в ВУЗе: подходы и особенности / В мире научных открытий.  2011. № 6.1. С. 317.
  7. Филатова О.Н. Разработка методического сопровождения инновационной подготовки педагогов в ВУЗе / Филатова О.Н., Прохорова М.П. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 164.
  8. Электронно-образовательных портал [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://40inaola.wixsite.com/mysite. – (Дата обращения: 17.11.2016)


Все статьи автора «teddy538»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: