Вступая на путь получения профессионального образования, абитуриенты сталкиваются с определенными трудностями в адаптации к новым условиям обучения. Первокурсникам приходится привыкать к определенной и незнакомой для них социальной среде, в которой главную и основополагающую роль будут играть такие качества как самостоятельность и мобильность. От успешной и эффективной адаптации к учебе и жизни в вузе будет зависеть последующее развитие человека как личности, так и профессионала, специалиста.
Многие сталкиваются с тем, что, когда наступают определенные трудности по учебе, либо с проживанием в общежитии, студенты не знают к кому обращаться за помощью, с чего начать поиск решения проблемы и т.д. Вследствие этого они чувствуют себя неуверенно, скованно, студенческая жизнь им кажется сложной и скудной, у них появляются затруднения в общении с однокурсниками, снижается успеваемость по учебе. Это дает основание отнести проблему адаптации первокурсников к одной из самых актуальных и острых проблем в процессе социализации личности.
Процесс адаптации можно объяснить как активное творческое приспособление выпускников школ и колледжей к условиям высшей школы, в процессе которого у них формируются навыки и умения организации самостоятельной умственной деятельности, обобщение к выбранной профессии, рациональный коллективный и собственный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности. Данное определение более точно объясняет суть нашего проекта, его роль в процессе помощи студентам во вхождении в новую сферу [1].
Так как мир не стоит на месте и научные достижения проникают во все сферы жизнедеятельности людей, то нельзя не подчеркнуть роль информационных технологий, которые прочно вошли и укоренились в образовательной среде. Опираясь на данный факт, можно проиллюстрировать и неким образом поэкспериментировать использование одной из электронных платформ (са йт в сети Интернет) в процессе адаптации первокурсников.
XXI век – век компьютерных технологий. В современное время трудно представить человека, который бы не умел пользоваться компьютером или не знал бы, что такое сеть Интернет. Среди россиян-пользователей интернета 38% несколько раз в день используют Всемирную сеть не для работы или учебы, а для собственных нужд и ради интереса[2]. Большинство молодых людей зависают в социальных сетях, кто-то использует интернет ради виртуального общения. И, исходя из исследований специалистов, можно сделать вывод, что информационные технологии выгодно было бы использовать и в адаптации первокурсников, так как для них электронные платформы – это удобный и привычный сервис, который они чаще всего используют.
Вследствие этого, мы предлагаем создание электронно-социального портала (сайт), который будет предназначен для помощи студентам в процессе их вхождения в новую среду. В нем будет находиться вся необходимая информация, которая может понадобиться студентам-первокурсникам. Различные статьи, где будут описана такая информация, которую студенты обычно не ищут и о которой не догадываются, например, выгода использования студенческого билета, как собрать портфолио для получения большей стипендии и т.д. (Рис. 1)
Рис. 1. Скриншот главной страницы сайта
Немалую помощь электронные ресурсы приносят в процессе распространения информации. Было бы удобно размещать какие-либо объявления в таком месте, где каждый свободно может с ним ознакомится. Например, так как это указано на рисунке 2. Мы помогаем студентам адаптироваться не только в рамках университета, но также позволим получше узнать город, в котором они живут и учатся, т.е. проводим групповые экскурсии, ходим по развлекательным местам, другими словами окультуриваемся.
Рис. 2. Скриншот вкладки «Набор групп»
Также можно создать специальную группу кураторов, которые могут быть некими путеводителями в приспособлении первокурсников к условиям студенческой жизни. (Рис. 3). В их функционал будет входить виртуальная консультация и помощь при возникновении вопросов у студентов, т.е. любой студент может задать вопрос кураторам и попросить у них помощи, находясь при этом не в непосредственной близости с ним. В этом, как раз и проявляется удобство использования свободного сайта в адаптации первокурсников.
Рис. 3. Скриншот вкладки «Контакты»
На нашем портале студенты также могут свободно общаться между собой с помощью онлайн чата (рис. 4). Коммуникации – самый эффективный и действенный способ приспособления к определенным группам. В процессе общения студентам будет легче найти друзей, единомышленников, также с помощью чата первокурсники будут узнавать новости университета или учебной группы, смогут обсуждать вопросы, касаемые как учебы, так и творческой внеучебной деятельности. Следует отметить, что наш сайт хранит информацию о научных конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях, а также об общественной и творческой деятельности (квн, школы вожатых, концерты и прочее).
Рис. 4. Скриншот вкладки «Онлайн Чат»
В любом случае, обращаясь к электронным системам, студенты приобретают навыки самостоятельного поиска решения каких-либо вопросов. С уверенностью можно сказать, что современные технологии созданы и настроены таким образом, что они могут соответствовать любым потребностям и нуждам человека. Их можно видоизменять, создавать и добавлять новые сервисы в зависимости от особенностей потребителей. Отсюда следует, что возможность использовать электронные платформы в адаптации первокурсников – это возможность более быстро, экономично и качественней приспособить студентов к сложной вузовской жизни.
Библиографический список
- Булганина С.В. Дополнительное профессиональное образование студентов: социологическое измерение / Булганина С.В., Прохорова М.П // Инновационные подходы к решению профессионально- педагогических проблем – сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 3-5.
- Мартынова С.Е. Интернет зависимость [сайт] // Центр психологической помощи Просвет [электронный ресурс]: [2013] URL: http://vprosvet.ru/internet-zavisimost. – (Дата обращения: 17.11.2016)
- Дятлов С. А., Толстопятенко А. В. Интернет-технологии и дистанционное образование // Информационное общество. 2010. вып. 5, с. 29–37.
- Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации / И.А. Милославова. – М.: Москва, 2011. – 321 с.
- Прохорова М.П. Особенности инновационной деятельности педагога в условиях модернизации педагогического образования / Прохорова М.П., Шкунова А.А. // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 1-0. С. 106-109.
- Прохорова М.П. Инновационный менеджмент в ВУЗе: подходы и особенности / В мире научных открытий. 2011. № 6.1. С. 317.
- Филатова О.Н. Разработка методического сопровождения инновационной подготовки педагогов в ВУЗе / Филатова О.Н., Прохорова М.П. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 164.
- Электронно-образовательных портал [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://40inaola.wixsite.com/mysite. – (Дата обращения: 17.11.2016)
Количество просмотров публикации: Please wait