УДК 612.655

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Михайлова Светлана Владимировна1, Кузмичев Юрий Георгиевич2, Жулин Николай Васильевич3, Хрычева Татьяна Викторовна4
1Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, к.б.н., доцент кафедры физической культуры
2Нижегородская государственная медицинская академия, д.м.н., профессор кафедры детских болезней
3Центр Здоровья для детей г.Арзамас, врач-педиатр
4Центр Здоровья, Зав.Центром Здоровья, врач-терапевт

Аннотация
В статье представлены результаты мониторинговых исследований физического развития современных студентов Нижегородской области. Антропометрические обследования 8450 студентов 17-25 лет проведены генерализующим методом в 2011-2016 гг. в Центрах Здоровья.
Асимметричность распределения центильных оценок и выявленные отличительные особенности антропометрических показателей современных студентов стали основанием разработки оценочных таблиц в виде одномерных центильных шкал для оценки физического развития студентов Нижегородской области в возрастно-половых группах от 17 до 21 года и старше. В ходе сравнительного анализа показателей тотальных размеров тела юношей и девушек различных районов России выявили специфические особенности, свидетельствующие о создании региональных нормативов физического развития для корректной и квалифицированной оценки морфофункциональных показателей современных студентов.

Ключевые слова: мониторинг, морфофункциональные показатели, нормативы, оценочные таблицы, региональные особенности, студенты, физическое развитие


REGIONAL FEATURES OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN NIZHNY NOVGOROD REGION

Mikhailova Svetlana Vladimirovna1, Kuzmichev Jury Georgievich2, Zhulin Nikolai Vasilevich3, Hrycheva Tatiana Viktorovna4
1Arzamas branch national Research Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, assistant professor department of Physical Culture, Cand.Biol.Sci.
2Nizhny Novgorod State Medical Academy, Doctor of Medical Sciences, Professor, Department of childhood diseases
3Health Centre for Children Arzamas, pediatrician
4Health Centre, head of the health center, physician

Abstract
Тhe article presents the results of monitoring studies of the physical development of modern students of Nizhny Novgorod region. Anthropometric survey of 8450 students 17-25 years old conducted by generalizing in 2011-2016 in the Health Center. The asymmetric distribution of centile estimates and identified by the distinctive features of anthropometric indicators of today's college students have become the basis of development scorecards in the form of one-dimensional centile scale to assess physical development of students of Nizhny Novgorod region in the age-sex groups of 17 to 21 years of age or older. In the comparative analysis of total body size figures of boys and girls of different regions of Russia have revealed specific features indicating the establishment of regional standards for proper physical development and qualified assessment morphofunctional parameters of modern students.

Keywords: monitoring, morphofunctional indicators, physical development, regional features, scorecards, standards, students


Рубрика: 03.00.00 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Михайлова С.В., Кузмичев Ю.Г., Жулин Н.В., Хрычева Т.В. Региональные особенности физического развития студентов Нижегородской области // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/75302 (дата обращения: 28.09.2017).

Физическое развитие подрастающего поколения требует систематического наблюдения, что подтверждается Постановлением Правительства Российской Федерации № 916 от 29.12.2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» [1]. Наиболее информативной является антропометрическая методика определения уровня ФР, позволяющая при осуществлении популяционного мониторинга за короткое время обследовать большие контингенты [2,3].

Для контроля физического развития первостепенное значение имеет наличие широкого комплекса нормативных показателей. Нормативы, или стандарты, формируются на основе статистического анализа распределения показателей большого контингента школьников и студентов, отобранных сообразно с принятыми критериями здоровья, социального и экологического благополучия. [2,4,5].

Многочисленными исследованиями было подтверждено негативное влияние экологических факторов антропогенного происхождения на физическое развитие школьников и студентов. В неблагоприятных экологических условиях отмечается достоверный рост числа лиц с дефицитом массы тела, пониженной жизненной емкостью легких, прослеживается тенденция к увеличению численности представителей с низкой мышечной силой кисти.

Среди школьников и студентов, обучающихся в учреждениях, расположенных в непосредственной близости от автомобильных дорог, чаще выявляется задержка биологического развития. В промышленных зонах у школьников и студентов отмечается дисгармоничное морфофункциональное состояние, которое почти в 80% случаев обусловлено сниженными морфологическими и функциональными показателями.
У школьников и студентов, проживающих в сформировавшихся устойчивых природно-техногенных биогеохимических провинциях с повышенным содержанием определенных химических веществ в объектах окружающей среды, наблюдается достоверное отставание в физическом развитии по большинству изучаемых параметров
[6,7,8].

Поэтому физическое развитие школьников и студентов различных регионов России во многом обусловлено влиянием факторов окружающей среды: уровень урбанизации, качество жизни, экологическое благополучие, условия проживания и обучения, и конечно же качество питания.

Цель исследования – используя результаты мониторинговых исследований выявить региональные особенности морфофункциональных показателей студентов Нижегородской области и разработать нормативы физического развития
[9].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Изучение показателей физического развития проводилось по результатам антропометрических обследований 8450 студентов (2420 юношей и 6030 девушек) 17-25 лет. Исследование проведено генерализующим методом в 2011-2016 гг. на базе Центров Здоровья среди студентов Арзамасского филиала ННГУ, АПИ, Арзамасского филиала РУК, НижГМА и ННГУ им.Лобачевского. Антропометрические измерения включали определение длины тела (ДТ), массы тела (МТ), окружности грудной клетки на вдохе и выдохе (ОГК), экскурсии грудной клетки (ЭГК), жизненной емкости легких (ЖЕЛ), динамометрии правой и левой кисти (ДПК и ДЛК), систолического и диастолического артериального давления (САД и ДАД), частоты сердечных сокращений (ЧСС), проб Штанге и Генчи. По полученным результатам рассчитаны индексы: индекс массы тела (ИМТ=МТ /ДТ2), силовой индекс (СИ=ДПК/МТ), жизненный индекс (ЖИ=ЖЕЛ/МТ) [5,10,11].

Исследование выполнено на сертифицированном и регулярно поверяемом оборудовании с соблюдением четких критериев исключения, а именно: наличие на момент обследования острых или обострения хронических заболеваний, беременности, а также отказ от обследования.

По результатам обследования создана персонифицированная база данных, статистическая обработка проводилась с использованием программ офисного пакета «EXCEL v8.00» и «Version 4.03 Primer of Biostatistics». Для выполнения задач исследования применяли методы вариационной статистики, метод оценки достоверности результатов (критерий t-Стьюдента, критерий χ2) с доверительным интервалом р0,05-0,001[12].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для характеристики соматометрического и физиометрического статуса студентов использовали сложившиеся методы на основе непараметрического центильного анализа. Центильный метод является простейшим из непараметрических методов статистики. Он применим для анализа непрерывных величин с распределением любого типа, ибо он учитывает реальные границы ряда по каждому признаку и не смещает оценку в сторону занижения или завышения нормы. За эталонные значения были приняты результаты исследований 90-х годов прошлого столетия, которые явились основой последнего действующего стандарта физического развития студентов и позволили получить сопоставимые оценки предыдущего норматива с вновь полученными результатами [13].

Анализ физического развития студентов выявил отклонения от эталона в распределении центильных оценок тотальных размеров тела. Современных студентов отличает асимметрия показателей ДТ, МТ и ОГК в сторону крайних вариантов развития. Центильное распределение ЖЕЛ характеризуется небольшой правосторонней асимметрией. Выраженная левосторонняя асимметрия отмечается по показателям динамометрии: практически у половины (57,6%) студентов динамометрия оценивается как сниженная, низкая и очень низкая. Распределение центильных оценок показателей САД и ДАД имеет правостороннюю асимметрию.

Выраженная асимметрия распределения оценок морфофункциональных показателей доказывает правильность использования непараметрического центильного метода математической статистики, который приемлем для оценивания распределений любого типа. Учитывая наличие статистически достоверных различий по показателям физического развития у большинства студентов до 21 года, определили для разработки норматива возрастные группы: 17 лет, 18 лет, 19 лет, 20 лет, 21 год и старше.

Новые нормативы представлены на кафедральном образовательном сайте www.life-safety.ru в виде одномерных центильных шкал для оценки физического развития студентов Нижегородской области по 14 морфофункциональным показателям. В таблице представлен фрагмент нормативов физического развития студентов Нижегородской области для девушек 17 лет. (табл.1).

Таблица 1. Одномерные центильные шкалы для оценки физического развития студентов (девушек 17 лет) Нижегородской области

Показатели

Минимум максимум

Оценка показателей по центильным интервалам

1

2

3

4

5

6

7

8

Центили

3(5)

10

25

50

75

90

97(95)

Девушки 17 лет
1. Длина тела, см

140-186

154,6

155,7

161,2

165,3

168,5

171,2

175,8

2. Масса тела, кг

40-100

44,0

47,1

51,0

57,6

60,7

65,7

71,1

3. BMI кг/м2

14,4-33,4

16,5

17,6

18,8

20,3

21,9

23,9

26,3

4. Окружность грудной клетки, см

73-107

73,3

74,5

76,7

82,8

84,9

90,8

95,3

5. Жизненная емкость легких, л

1,9-5,5

2,2

2,4

2,6

3,0

3,4

3,8

4,7

6. Динамометрия правой кисти, кг

15-35

15,8

16,6

17,3

22,6

24,4

27,6

31,6

7. Динамометрия левой кисти, кг

12-30

12,4

14,1

16,5

19,8

21,5

24,7

29,0

8. САД, мм.рт.ст.

89-144

90,1

95,8

106,0

115,6

120,2

125,3

130,3

9. ДАД, мм.рт.ст.

56-85

59,8

63,2

65,8

72,7

76,0

77,8

80,0

10. ЧСС, уд. в мин.

52-120

60,0

63,7

72,0

77,4

87,5

94,8

105,1

11. Проба Штанге, сек

14-83

23,0

26,4

32,7

40,9

47,7

54,3

60,8

12. Проба Генчи, сек

12-41

13,6

15,7

17,7

20,5

23,3

26,9

30,9

13. Жизненный индекс, %

28,2-94,1

34,0

37,4

48,7

55,0

59,0

63,6

70,8

14. Силовой индекс, %

16,0-93,5

26,9

30,5

33,4

41,0

43,8

51,4

62,3

Используя данные исследований проведенных в Центрах Здоровья России [14] провели сравнительный анализ медиан показателей ДТ, МТ и ИМТ юношей и девушек возрастных групп от 17 до 21 года из г.Москвы, г.Санкт-Петербурга, Чувашской республики, Саратовской, Омской и Нижегородской областей (табл.2).

Самые высокие 17-летние юноши (175,1 см) и девушки (165,0 см) – московская молодежь, а низкорослые – юноши (170,4 см) и девушки (161,2 см) из Чувашской республики. В 21 год самыми высокими становятся юноши (178,8 см) из Омской области и девушки (166,1 см) из Москвы.

Наибольшие значения МТ выявлены у 17-летних юношей (66,1 кг) Саратовской области и у девушек (56,9 кг) из г.Санкт-Петербурга. В 21 год наибольшие показатели МТ определены у юношей (73,1 кг) и девушек (69,0 кг) Омской области.

Таблица 2. Сравнительный анализ медиан показателей физического развития (ДТ, МТ и ИМТ) юношей и девушек от 17 до 21 года различных регионов России

Регионы РФ

юноши

девушки

возраст кол-во ДТ МТ ИМТ кол-во ДТ МТ ИМТ
Москва
17 лет 3243 175,1 65,7 21,37 2901 165,0 56,6 20,73
18 лет 4005 176,5 67,6 21,68 3863 165,5 57,0 20,72
19 лет 2731 177,1 68,8 21,91 2818 165,7 57,4 20,80
20 лет 2194 177,2 69,6 22,12 2593 165,9 58,0 20,99
21 год 1931 177,1 70,1 22,31 2497 166,1 58,6 21,19
Санкт-Петербург 17 лет 397 174,5 64,2 20,99 348 165,0 56,9 20,76
18 лет 359 176,4 66,8 21,41 373 165,4 57,7 20,97
19 лет 159 177,6 68,9 21,79 335 165,6 58,1 21,06
20 лет 144 178,3 70,5 22,15 300 165,6 58,3 21,12
21 год 105 178,7 71,9 22,50 255 165,7 58,6 21,23
Чувашская
республика
17 лет 574 170,4 58,6 20,09 774 161,2 52,3 20,07
18 лет 152 172,8 61,5 20,54 325 161,7 53,1 20,25
19 лет 78 174,5 64,0 20,96 196 162,2 53,5 20,29
20 лет 93 175,8 66,0 21,34 218 162,6 53,8 20,28
21 год 94 176,6 67,8 21,70 247 163,0 54,1 20,27
Омская область 17 лет 980 174,9 64,9 21,12 774 163,6 55,5 20,81
18 лет 609 176,8 67,9 21,63 325 164,1 56,4 21,14
19 лет 354 177,9 70,1 22,06 196 164,4 57,0 21,32
20 лет 293 178,5 71,8 22,43 218 164,7 58,3 21,36
21 год 271 178,8 73,1 22,74 247 164,8 59,0 21,34
Саратовская область 17 лет 482 173,7 66,1 21,86 655 162,9 56,4 21,16
18 лет 340 175,5 67,9 22,03 489 163,5 57,0 21,24
19 лет 254 176,6 69,2 22,21 449 164,0 57,4 21,24
20 лет 232 177,2 70,2 22,40 370 164,4 57,6 21,24
21 год 217 177,5 71,0 22,61 350 164,6 57,9 21,29
Нижегородская область 17 лет 379 174,8 64,5 21,51 1158 164,8 55,9 21,62
18 лет 452 175,6 66,0 21,43 1366 164,8 55,2 21,81
19 лет 431 177,2 69,2 22,08 1123 164,9 56,4 22,14
20 лет 453 177,6 69,4 22,24 1151 165,6 56,8 21,93
21 год 205 178,0 69,7 22,51 840 165,9 58,8 22,57

За возрастной период от 17 до 21 года наибольшие приросты по ДТ выявлены: у юношей (6,2 см) и у девушек (1,8 см) Чувашской республики. Наибольшие приросты по МТ выявлены у юношей (9,2 кг) Чувашской республики и девушек (3,5 кг) Омской области (рис.1; рис.2.).

Самые маленькие приросты ДТ и МТ на данном этапе онтогенеза зафиксированы у юношей (2 см и 4,4 кг) из Москвы и у девушек (0,7 см и 1,7 кг) из Санкт-Петербурга.


Рис.1. Показатели приростов ДТ и МТ юношей различных регионов России за возрастной период от 17 до 21 года

Рис.2. Показатели приростов ДТ и МТ девушек различных регионов России за возрастной период от 17 до 21 года

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Физическое развитие студентов за период обучения в вузе претерпевает существенные изменения, специфический образ жизни студенческой молодежи оказывают влияние на формирование телосложения и морфофункциональный статус. Асимметричность распределения центильных оценок и выявленные отличительные особенности антропометрических показателей современных студентов стали основанием разработки оценочных таблиц в виде одномерных центильных шкал для оценки физического развития студентов Нижегородской области в возрастно-половых группах от 17 до 21 года и старше.

В ходе сравнительного анализа показателей тотальных размеров тела (ДТ и МТ) юношей и девушек различных районов России выявили специфические региональные особенности, свидетельствующие об ускоренном физическом развитии молодежи из мегаполисов (Москва, Санкт-Петербург) по сравнению с периферийными областями, где юноши и девушки позже достигают дефинитивной зрелости. Также отмечена обусловленность уровня физического развития этническими факторами на примере динамики морфофункциональных показателей юношей и девушек Чувашской республики.

Выявленные особенности современной молодежи свидетельствуют о создании региональных нормативов физического развития для корректной и квалифицированной оценки морфофункциональных показателей юношей и девушек.


Библиографический список
  1. Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.2001 г. «Об обще­российской системе мониторинга состояния физического здоро­вья населения, физического развития детей, подростков и моло­дежи». – М., 2001.
  2. Физическое развитие студентов высших учебных заведений Нижнего Новгорода  / Н.А. Матвеева, Н.Г. Чекалова, А.В. Додонов, Ю.Р. Силкин, Е.О. Максименко // Медицинский альманах. 2015. № 5 (40). С. 176-178.
  3. 3. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий -   М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. – 216 с.
  4. Миннибаев Т.Ш., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В., Тимошенко К.Т., Гончарова Г.А., Катенко С.В. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья студентов по результатам медицинских осмотров // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; 2: 40-57.
  5. Оценка физического развития детей и подростков: учебное пособие / Е.С.Богомолова [и др.]. – Н.Новгород: Издательство НГМА, 2006 – 260 с.
  6. Здоровье студентов: социологический анализ / Отв. ред. И.В.Журавлева; Институт социологии РАН. – М., 2012. – 252 с.
  7. Влияние экологического фактора на уровень физического развития сельских школьников Нижегородской области /  Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова, В.Н.Крылов, В.А.Басуров // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 3-1. С. 41-47.
  8. Негашева М.А., Михайленко В.П., Корнилова В.М. Разработка нормативов физического развития юношей и девушек 17-18 лет // Педиатрия. – 2007. Т.86, № 1. – С.68-73.
  9. Окружающая среда и физическое здоровье сельских школьников области / Калюжный Е.А., Сабурцев С.А., Кончина Т.А., Волкова С.И., Русакова Н.Л., Басуров В.А., Напреев С.Г., Плакунова А.И. В сборнике: Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса материалы XІ Всероссийская научно-практической конференции с международным участием. Под общей редакцией В.Н. Крылова. 2015. С. 148-153.
  10. Приказ МЗ и соц.развития РФ от 19 августа2009 г. N 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».
  11. Оказание медицинской помощи взрослому населению в Центрах здоровья. Методические рекомендации.  М.: ФГБУ «ГНИЦПМ», 2012.  109 с.
  12. Гланц С. Медико-биологическая статистика. Пер. с англ. М.: Практика, 1998. 459 с.
  13. Матвеева Н.А., Бородинова А.А., Квасова А.П., Шулындина Л.В. Физическое развитие студентов г.Горького // Образ жизни и здоровье студентов. Сборник научных трудов. 1990. С. 69-75.
  14. Руднев С. Г., Соболева Н. П., Стерликов С. А. и др. Биоимпедансное исследование состава тела населения России. М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2014. 493 с.


Все статьи автора «Михайлова Светлана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: