РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Михайлова Светлана Владимировна1, Кузмичев Юрий Георгиевич2, Жулин Николай Васильевич3, Хрычева Татьяна Викторовна4 1Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, к.б.н., доцент кафедры физической культуры 2Нижегородская государственная медицинская академия, д.м.н., профессор кафедры детских болезней 3Центр Здоровья для детей г.Арзамас, врач-педиатр 4Центр Здоровья, Зав.Центром Здоровья, врач-терапевт
Аннотация В статье представлены результаты мониторинговых исследований физического развития современных студентов Нижегородской области. Антропометрические обследования 8450 студентов 17-25 лет проведены генерализующим методом в 2011-2016 гг. в Центрах Здоровья.
Асимметричность распределения центильных оценок и выявленные отличительные особенности антропометрических показателей современных студентов стали основанием разработки оценочных таблиц в виде одномерных центильных шкал для оценки физического развития студентов Нижегородской области в возрастно-половых группах от 17 до 21 года и старше. В ходе сравнительного анализа показателей тотальных размеров тела юношей и девушек различных районов России выявили специфические особенности, свидетельствующие о создании региональных нормативов физического развития для корректной и квалифицированной оценки морфофункциональных показателей современных студентов.
REGIONAL FEATURES OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN NIZHNY NOVGOROD REGION
Mikhailova Svetlana Vladimirovna1, Kuzmichev Jury Georgievich2, Zhulin Nikolai Vasilevich3, Hrycheva Tatiana Viktorovna4 1Arzamas branch national Research Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, assistant professor department of Physical Culture, Cand.Biol.Sci. 2Nizhny Novgorod State Medical Academy, Doctor of Medical Sciences, Professor, Department of childhood diseases 3Health Centre for Children Arzamas, pediatrician 4Health Centre, head of the health center, physician
Abstract Тhe article presents the results of monitoring studies of the physical development of modern students of Nizhny Novgorod region. Anthropometric survey of 8450 students 17-25 years old conducted by generalizing in 2011-2016 in the Health Center. The asymmetric distribution of centile estimates and identified by the distinctive features of anthropometric indicators of today's college students have become the basis of development scorecards in the form of one-dimensional centile scale to assess physical development of students of Nizhny Novgorod region in the age-sex groups of 17 to 21 years of age or older. In the comparative analysis of total body size figures of boys and girls of different regions of Russia have revealed specific features indicating the establishment of regional standards for proper physical development and qualified assessment morphofunctional parameters of modern students.
Библиографическая ссылка на статью:
Михайлова С.В., Кузмичев Ю.Г., Жулин Н.В., Хрычева Т.В. Региональные особенности физического развития студентов Нижегородской области // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/75302 (дата обращения: 27.03.2019).
Физическое развитие подрастающего поколения требует систематического наблюдения, что подтверждается Постановлением Правительства Российской Федерации № 916 от 29.12.2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» [1]. Наиболее информативной является антропометрическая методика определения уровня ФР, позволяющая при осуществлении популяционного мониторинга за короткое время обследовать большие контингенты [2,3].
Для контроля физического развития первостепенное значение имеет наличие широкого комплекса нормативных показателей. Нормативы, или стандарты, формируются на основе статистического анализа распределения показателей большого контингента школьников и студентов, отобранных сообразно с принятыми критериями здоровья, социального и экологического благополучия. [2,4,5].
Многочисленными исследованиями было подтверждено негативное влияние экологических факторов антропогенного происхождения на физическое развитие школьников и студентов. В неблагоприятных экологических условиях отмечается достоверный рост числа лиц с дефицитом массы тела, пониженной жизненной емкостью легких, прослеживается тенденция к увеличению численности представителей с низкой мышечной силой кисти.
Среди школьников и студентов, обучающихся в учреждениях, расположенных в непосредственной близости от автомобильных дорог, чаще выявляется задержка биологического развития. В промышленных зонах у школьников и студентов отмечается дисгармоничное морфофункциональное состояние, которое почти в 80% случаев обусловлено сниженными морфологическими и функциональными показателями. У школьников и студентов, проживающих в сформировавшихся устойчивых природно-техногенных биогеохимических провинциях с повышенным содержанием определенных химических веществ в объектах окружающей среды, наблюдается достоверное отставание в физическом развитии по большинству изучаемых параметров [6,7,8].
Поэтому физическое развитие школьников и студентов различных регионов России во многом обусловлено влиянием факторов окружающей среды: уровень урбанизации, качество жизни, экологическое благополучие, условия проживания и обучения, и конечно же качество питания.
Цель исследования – используя результаты мониторинговых исследований выявить региональные особенности морфофункциональных показателей студентов Нижегородской области и разработать нормативы физического развития [9].
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Изучение показателей физического развития проводилось по результатам антропометрических обследований 8450 студентов (2420 юношей и 6030 девушек) 17-25 лет. Исследование проведено генерализующим методом в 2011-2016 гг. на базе Центров Здоровья среди студентов Арзамасского филиала ННГУ, АПИ, Арзамасского филиала РУК, НижГМА и ННГУ им.Лобачевского. Антропометрические измерения включали определение длины тела (ДТ), массы тела (МТ), окружности грудной клетки на вдохе и выдохе (ОГК), экскурсии грудной клетки (ЭГК), жизненной емкости легких (ЖЕЛ), динамометрии правой и левой кисти (ДПК и ДЛК), систолического и диастолического артериального давления (САД и ДАД), частоты сердечных сокращений (ЧСС), проб Штанге и Генчи. По полученным результатам рассчитаны индексы: индекс массы тела (ИМТ=МТ /ДТ2), силовой индекс (СИ=ДПК/МТ), жизненный индекс (ЖИ=ЖЕЛ/МТ) [5,10,11].
Исследование выполнено на сертифицированном и регулярно поверяемом оборудовании с соблюдением четких критериев исключения, а именно: наличие на момент обследования острых или обострения хронических заболеваний, беременности, а также отказ от обследования.
По результатам обследования создана персонифицированная база данных, статистическая обработка проводилась с использованием программ офисного пакета «EXCEL v8.00» и «Version 4.03 Primer of Biostatistics». Для выполнения задач исследования применяли методы вариационной статистики, метод оценки достоверности результатов (критерий t-Стьюдента, критерий χ2) с доверительным интервалом р≤0,05-0,001[12].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для характеристики соматометрического и физиометрического статуса студентов использовали сложившиеся методы на основе непараметрического центильного анализа. Центильный метод является простейшим из непараметрических методов статистики. Он применим для анализа непрерывных величин с распределением любого типа, ибо он учитывает реальные границы ряда по каждому признаку и не смещает оценку в сторону занижения или завышения нормы. За эталонные значения были приняты результаты исследований 90-х годов прошлого столетия, которые явились основой последнего действующего стандарта физического развития студентов и позволили получить сопоставимые оценки предыдущего норматива с вновь полученными результатами [13].
Анализ физического развития студентов выявил отклонения от эталона в распределении центильных оценок тотальных размеров тела. Современных студентов отличает асимметрия показателей ДТ, МТ и ОГК в сторону крайних вариантов развития. Центильное распределение ЖЕЛ характеризуется небольшой правосторонней асимметрией. Выраженная левосторонняя асимметрия отмечается по показателям динамометрии: практически у половины (57,6%) студентов динамометрия оценивается как сниженная, низкая и очень низкая. Распределение центильных оценок показателей САД и ДАД имеет правостороннюю асимметрию.
Выраженная асимметрия распределения оценок морфофункциональных показателей доказывает правильность использования непараметрического центильного метода математической статистики, который приемлем для оценивания распределений любого типа. Учитывая наличие статистически достоверных различий по показателям физического развития у большинства студентов до 21 года, определили для разработки норматива возрастные группы: 17 лет, 18 лет, 19 лет, 20 лет, 21 год и старше.
Новые нормативы представлены на кафедральном образовательном сайте www.life-safety.ru в виде одномерных центильных шкал для оценки физического развития студентов Нижегородской области по 14 морфофункциональным показателям. В таблице представлен фрагмент нормативов физического развития студентов Нижегородской области для девушек 17 лет. (табл.1).
Таблица 1. Одномерные центильные шкалы для оценки физического развития студентов (девушек 17 лет) Нижегородской области
Показатели
Минимум максимум
Оценка показателей по центильным интервалам
1
2
3
4
5
6
7
8
Центили
3(5)
10
25
50
75
90
97(95)
Девушки 17 лет
1. Длина тела, см
140-186
154,6
155,7
161,2
165,3
168,5
171,2
175,8
2. Масса тела, кг
40-100
44,0
47,1
51,0
57,6
60,7
65,7
71,1
3. BMI кг/м2
14,4-33,4
16,5
17,6
18,8
20,3
21,9
23,9
26,3
4. Окружность грудной клетки, см
73-107
73,3
74,5
76,7
82,8
84,9
90,8
95,3
5. Жизненная емкость легких, л
1,9-5,5
2,2
2,4
2,6
3,0
3,4
3,8
4,7
6. Динамометрия правой кисти, кг
15-35
15,8
16,6
17,3
22,6
24,4
27,6
31,6
7. Динамометрия левой кисти, кг
12-30
12,4
14,1
16,5
19,8
21,5
24,7
29,0
8. САД, мм.рт.ст.
89-144
90,1
95,8
106,0
115,6
120,2
125,3
130,3
9. ДАД, мм.рт.ст.
56-85
59,8
63,2
65,8
72,7
76,0
77,8
80,0
10. ЧСС, уд. в мин.
52-120
60,0
63,7
72,0
77,4
87,5
94,8
105,1
11. Проба Штанге, сек
14-83
23,0
26,4
32,7
40,9
47,7
54,3
60,8
12. Проба Генчи, сек
12-41
13,6
15,7
17,7
20,5
23,3
26,9
30,9
13. Жизненный индекс, %
28,2-94,1
34,0
37,4
48,7
55,0
59,0
63,6
70,8
14. Силовой индекс, %
16,0-93,5
26,9
30,5
33,4
41,0
43,8
51,4
62,3
Используя данные исследований проведенных в Центрах Здоровья России [14] провели сравнительный анализ медиан показателей ДТ, МТ и ИМТ юношей и девушек возрастных групп от 17 до 21 года из г.Москвы, г.Санкт-Петербурга, Чувашской республики, Саратовской, Омской и Нижегородской областей (табл.2).
Самые высокие 17-летние юноши (175,1 см) и девушки (165,0 см) – московская молодежь, а низкорослые – юноши (170,4 см) и девушки (161,2 см) из Чувашской республики. В 21 год самыми высокими становятся юноши (178,8 см) из Омской области и девушки (166,1 см) из Москвы.
Наибольшие значения МТ выявлены у 17-летних юношей (66,1 кг) Саратовской области и у девушек (56,9 кг) из г.Санкт-Петербурга. В 21 год наибольшие показатели МТ определены у юношей (73,1 кг) и девушек (69,0 кг) Омской области.
Таблица 2. Сравнительный анализ медиан показателей физического развития (ДТ, МТ и ИМТ) юношей и девушек от 17 до 21 года различных регионов России
Регионы РФ
юноши
девушки
возраст
кол-во
ДТ
МТ
ИМТ
кол-во
ДТ
МТ
ИМТ
Москва
17 лет
3243
175,1
65,7
21,37
2901
165,0
56,6
20,73
18 лет
4005
176,5
67,6
21,68
3863
165,5
57,0
20,72
19 лет
2731
177,1
68,8
21,91
2818
165,7
57,4
20,80
20 лет
2194
177,2
69,6
22,12
2593
165,9
58,0
20,99
21 год
1931
177,1
70,1
22,31
2497
166,1
58,6
21,19
Санкт-Петербург
17 лет
397
174,5
64,2
20,99
348
165,0
56,9
20,76
18 лет
359
176,4
66,8
21,41
373
165,4
57,7
20,97
19 лет
159
177,6
68,9
21,79
335
165,6
58,1
21,06
20 лет
144
178,3
70,5
22,15
300
165,6
58,3
21,12
21 год
105
178,7
71,9
22,50
255
165,7
58,6
21,23
Чувашская республика
17 лет
574
170,4
58,6
20,09
774
161,2
52,3
20,07
18 лет
152
172,8
61,5
20,54
325
161,7
53,1
20,25
19 лет
78
174,5
64,0
20,96
196
162,2
53,5
20,29
20 лет
93
175,8
66,0
21,34
218
162,6
53,8
20,28
21 год
94
176,6
67,8
21,70
247
163,0
54,1
20,27
Омская область
17 лет
980
174,9
64,9
21,12
774
163,6
55,5
20,81
18 лет
609
176,8
67,9
21,63
325
164,1
56,4
21,14
19 лет
354
177,9
70,1
22,06
196
164,4
57,0
21,32
20 лет
293
178,5
71,8
22,43
218
164,7
58,3
21,36
21 год
271
178,8
73,1
22,74
247
164,8
59,0
21,34
Саратовская область
17 лет
482
173,7
66,1
21,86
655
162,9
56,4
21,16
18 лет
340
175,5
67,9
22,03
489
163,5
57,0
21,24
19 лет
254
176,6
69,2
22,21
449
164,0
57,4
21,24
20 лет
232
177,2
70,2
22,40
370
164,4
57,6
21,24
21 год
217
177,5
71,0
22,61
350
164,6
57,9
21,29
Нижегородская область
17 лет
379
174,8
64,5
21,51
1158
164,8
55,9
21,62
18 лет
452
175,6
66,0
21,43
1366
164,8
55,2
21,81
19 лет
431
177,2
69,2
22,08
1123
164,9
56,4
22,14
20 лет
453
177,6
69,4
22,24
1151
165,6
56,8
21,93
21 год
205
178,0
69,7
22,51
840
165,9
58,8
22,57
За возрастной период от 17 до 21 года наибольшие приросты по ДТ выявлены: у юношей (6,2 см) и у девушек (1,8 см) Чувашской республики. Наибольшие приросты по МТ выявлены у юношей (9,2 кг) Чувашской республики и девушек (3,5 кг) Омской области (рис.1; рис.2.).
Самые маленькие приросты ДТ и МТ на данном этапе онтогенеза зафиксированы у юношей (2 см и 4,4 кг) из Москвы и у девушек (0,7 см и 1,7 кг) из Санкт-Петербурга.
Рис.1. Показатели приростов ДТ и МТ юношей различных регионов России за возрастной период от 17 до 21 года
Рис.2. Показатели приростов ДТ и МТ девушек различных регионов России за возрастной период от 17 до 21 года
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физическое развитие студентов за период обучения в вузе претерпевает существенные изменения, специфический образ жизни студенческой молодежи оказывают влияние на формирование телосложения и морфофункциональный статус. Асимметричность распределения центильных оценок и выявленные отличительные особенности антропометрических показателей современных студентов стали основанием разработки оценочных таблиц в виде одномерных центильных шкал для оценки физического развития студентов Нижегородской области в возрастно-половых группах от 17 до 21 года и старше.
В ходе сравнительного анализа показателей тотальных размеров тела (ДТ и МТ) юношей и девушек различных районов России выявили специфические региональные особенности, свидетельствующие об ускоренном физическом развитии молодежи из мегаполисов (Москва, Санкт-Петербург) по сравнению с периферийными областями, где юноши и девушки позже достигают дефинитивной зрелости. Также отмечена обусловленность уровня физического развития этническими факторами на примере динамики морфофункциональных показателей юношей и девушек Чувашской республики.
Выявленные особенности современной молодежи свидетельствуют о создании региональных нормативов физического развития для корректной и квалифицированной оценки морфофункциональных показателей юношей и девушек.
Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи». – М., 2001.
Физическое развитие студентов высших учебных заведений Нижнего Новгорода / Н.А. Матвеева, Н.Г. Чекалова, А.В. Додонов, Ю.Р. Силкин, Е.О. Максименко // Медицинский альманах. 2015. № 5 (40). С. 176-178.
3. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий - М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. – 216 с.
Миннибаев Т.Ш., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В., Тимошенко К.Т., Гончарова Г.А., Катенко С.В.Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья студентов по результатам медицинских осмотров // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; 2: 40-57.
Оценка физического развития детей и подростков: учебное пособие / Е.С.Богомолова [и др.]. – Н.Новгород: Издательство НГМА, 2006 – 260 с.
Здоровье студентов: социологический анализ / Отв. ред. И.В.Журавлева; Институт социологии РАН. – М., 2012. – 252 с.
Влияние экологического фактора на уровень физического развития сельских школьников Нижегородской области / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова, В.Н.Крылов, В.А.Басуров // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 3-1. С. 41-47.
Негашева М.А., Михайленко В.П., Корнилова В.М. Разработка нормативов физического развития юношей и девушек 17-18 лет // Педиатрия. – 2007. Т.86, № 1. – С.68-73.
Окружающая среда и физическое здоровье сельских школьников области / Калюжный Е.А., Сабурцев С.А., Кончина Т.А., Волкова С.И., Русакова Н.Л., Басуров В.А., Напреев С.Г., Плакунова А.И. В сборнике: Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса материалы XІ Всероссийская научно-практической конференции с международным участием. Под общей редакцией В.Н. Крылова. 2015. С. 148-153.
Приказ МЗ и соц.развития РФ от 19 августа2009 г. N 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».
Оказание медицинской помощи взрослому населению в Центрах здоровья. Методические рекомендации. М.: ФГБУ «ГНИЦПМ», 2012. 109 с.
Гланц С. Медико-биологическая статистика. Пер. с англ. М.: Практика, 1998. 459 с.
Матвеева Н.А., Бородинова А.А., Квасова А.П., Шулындина Л.В. Физическое развитие студентов г.Горького // Образ жизни и здоровье студентов. Сборник научных трудов. 1990. С. 69-75.
Руднев С. Г., Соболева Н. П., Стерликов С. А. и др. Биоимпедансное исследование состава тела населения России. М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2014. 493 с.