УДК 159.922.8

ДЕТИ, ПОСТРАДАВШИЕ ОТ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ, КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТРУДАХ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Щеулова Екатерина Алексеевна1, Николаева Алена Евгеньевна2
1Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, психолого-педагогический факультет, ассистент кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования
2Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, психолого-педагогический факультет, студентка

Аннотация
В статье раскрываются основные проблемы детей, пострадавших от семейного насилия, и формы их проявления. Рассмотрение основных проблем, которым подвергаются дети, позволило сформулировать основные направления профилактики жестокого обращения с детьми.

Ключевые слова: дети, пострадавшие от семейного насилия, психологическое насилие, семейное насилие, физический вред


CHILDREN AFFECTED BY FAMILY VIOLENCE, AS AN OBJECT OF SOCIAL WORK IN THE WORKS OF CONTEMPORARY RESEARCH

Shcheulova Ekaterina Alekseevna1, Nikolaeva Alena Evgenievna2
1National Research University of Nizhni Novgorod named after N.I. Lobachevsky, Arzamas branch, Psychology and Education Department, Assistant Department of General Education and Professional Education Pedagogy
2National Research University of Nizhni Novgorod named after N.I. Lobachevsky, Arzamas branch, Psychology and Education Department, student

Abstract
The article reveals the basic problems of children affected by family violence, and forms of their manifestations. Consideration of the main problems faced by children allowed to formulate the main directions of prevention of child abuse.

Keywords: children, domestic violence, physical harm, psychological violence, victims of domestic violence


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Щеулова Е.А., Николаева А.Е. Дети, пострадавшие от семейного насилия, как объект социальной работы в трудах современных исследователей // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/75299 (дата обращения: 02.06.2017).

Детство – период развития человека, этап формирования его индивидуальных свойств, ценностей и жизненных интересов. А также это цикл жизни, в котором растущие, доверчивые, невинные дети, требуют помощи и защиты со стороны близких. Однако, в суровой реальности, нередко многие дети становятся жертвами или свидетелями насильственных действий, оказываемых взрослыми и, как правило, ими выступают родители детей.

В зарубежной и отечественной литературе тема семейного насилия над детьми в настоящее время становится все актуальнее. Как правило, в работе многих ученых данное насилие рассматривается как причина неправильного формирования детей, что в будущем ребенка приводит к таким негативным последствиям как бродяжничество, употребление алкогольных напитков и наркотических средств, совершение преступлений, утрата местожительства и занятий. Целью исследования стало изучение трудов современных исследователей о проблемах детей, пострадавших от семейного насилия, с целью планирования деятельности по профилактике насильственных действий.

Рассмотрением природы насилия над детьми занимались многие зарубежные и отечественные ученые, благодаря их работам по данной проблеме, в обществе сформировалось некое представление в области семейного насилия над детьми.

Одним из ученых изучавшим насилие над детьми был Ф.И. Минюшев. По мнению этого ученого, данный вид насилия осуществляется в четырех направлениях: биогенетическом, экологическом, психологическом и социальном. Каждое из них по-разному трактует исходящую человеческую агрессию. Так, например, вид психологического воздействия объясняет причину агрессии родителей к детям, первоначальной враждебностью по отношению друг к другу, а также стремлением разрешать волнующие проблемы за счет близких, то есть «потребностью разрушить другого человека, чтобы сберечь себя».

Учёным-социологом Н.К. Асановой был установлен тот факт, что наиболее встречаемой формой половых преступлений являются любые виды полового контакта с детьми. Установлено так же, что в 80% случаев дети становятся жертвами насилия именно со стороны родителей.

Насилие сексуального характера оказывает мощнейший апатический стресс и психическое расстройство детей. Научными деятелями Т.П. Симеоном и Г.Е. Сухаревой была установлена тенденция реактивного состояния к продолжительному влиянию на личностное формирование детей. В возрасте 6-7 лет клиническая структура реактивного состояния ребенка характеризуется наименьшей выраженностью и полиморфизмом расстройств, в которых в большей степени оказывают проявление малодифференцированные реакции, которые, возможно, не будут выявлены старшими возрастными группами, составляющими его окружение [1].

Большое количество проблем детей, подвергшихся насилию в семье, подразделятся на следующие группы: социальные; медико-социальные; психологические; проблемы жестокого обращения с детьми; проблемы стабильности семьи; проблемы семейного воспитания; специфические проблемы семей «группы риска».

В настоящее время в России происходит обострение достаточного количества проблем и, в особенности, общественных. Проблему увеличения случаев насильственных действий по отношению к детям в семье можно причислить к группе социальных проблем. Насилие, как правило, рассматривается только со стороны нанесения физического вреда здоровью ребенка, но его проявление можно также отметить в различных видах насилия. К данным видам, так же, относятся психологическое, моральное, экономическое и эмоциональное насилие.

Отмечается огромное количество предпосылок по возникновению насильственных действий в семье в адрес ребенка, определяющихся воздействием и определенным влиянием всевозможных по своему содержанию обстоятельств. Данные факторы нужно анализировать целостно, ведь они оказывают воздействие и определяют первопричину насильственных семейного насилия над ребенком в общей совокупности.

Во-первых, предпосылки жестокого обращения с детьми, как правило, предпочтительно обладают социокультурную природу. Во-вторых, насильственные действия в адрес детей так же могут являться следствием жизненного опыта, которое в будущем станет перениматься потомками и переходить в следующую интеракцию. В-третьих, группа обстоятельств сопряжена с тем, что индивид испытал негативную эмпирию в своей жизни, ставшую, так называемой, «детской травмой». В результате, у индивидуума образуется необходимость возмещать все обиды, переживания и комплексы на членов своей семьи. Четвертая причинная группа находит взаимодействие с социальной и психологической декомпенсацией. Внешние факторы воздействия всегда будут оказывать давление на индивида и по своей природе они будут выше определенного уровня его стрессоустойчивости и в итоге, не преодолев данного влияния, индивид самоутверждается за счет других более слабых людей, которые не имеют шансов дать отпор в силу каких-либо причин. В-пятых, если человеку присущ доминантный характер или же он часто проявляет агрессию, то причины могут быть связаны с индивидуальными особенностями. [2].

К группе медико-социальных проблем имеют отношение: телесные травмы, повреждения, последствием которых являются внезапные головокружения, головная боль, обмороки, характерные для синдрома сотрясения головного мозга, формирующегося у маленьких детей. Помимо этого, к ним также причисляют психологические патологии в ответ на насильственную агрессию, совершенную в адрес ребенка. Данные реакции способны выражаться в форме возбуждения, боязни, стремления спрятаться от проблем, или же в виде нейтральности, вызванной апатией и пассивными действиями. Между тем, в обеих ситуациях ребенок испытывает страх, гнев и беспокойство. Дети более старшего возраста подвергаются риску развития апатической тяжелой депрессии и потерей интереса и смысла жизни.

Согласно статистическим сведениям, каждый год приблизительно 2 млн. детей в возрасте до 15 лет избиваются своими родителями, 10% из них вследствие этого умирают, а около 2 тысяч детей совершают суицид. Примерно 100 тысяч детей уходят из дома, пытаясь спасти себя от собственных родителей [3].

Частые ссоры, конфликты, инциденты в семье, связанные с непредсказуемым поведением родителей по отношению к ребенку вызывают стрессовое расстройство, хронические апатические депрессии, заниженную самооценку, диссоциацию, нерешительность, попытки совершения суицида, стагнацию интеллектуального уровня развития ребенка. Все это относят к группе психологических проблем.

Многие дети, подвергшиеся психо-социальному насилию, не опознают совершённые в их адрес действия насилия. Психологическое насилие в адрес детей способно послужить причиной снижения способности символизации, затруднениям в трактовке своих эмоций [3].

Жестокое обращение с детьми представляет собой еще одну из актуальных проблем общества, причиняющее детям им страдания долговременного характера действия. Жестокое обращение приводит к апатии, которая сопряжена с ранней патологией развития мозговой деятельности. Экстремальное стрессовое воздействие может привести к нарушению развития нервной, эндокринной и иммунной систем. В результате этого, у людей, испытавших жестокость в свой адрес в детстве, усиливается угроза возникновения проблем в области следования социальным нормам поведения, установленным в обществе, а так же физическое и психологическое здоровья. Кроме воздействия на здоровье и социум жестокое обращение с детьми оказывает также непосредственное воздействие на экономическую сферу, в том числе расходы и затраты на госпитализацию, лечение психологических расстройств, охрану детства и расходы, связанные с продолжительными нарушениями здоровья.

По результатам проведенного анализа практической деятельности центров психолого-педагогической помощи семьям, решение проблем социально-психологического характера на сегодняшний день осуществляется следующими тенденциями: социально-правовая работа, оказание психолого-педагогической и психотерапевтической помощи.

Отмечается преобладание консультативных бесед по проблеме детско-родительских взаимоотношений. Помимо прочего повышается доля обращений к друзьями, психологических расстройств, трудностей в общении, одиночества. Суицидальные запросы, алкоголизм и наркомания современного молодого поколения требуют, в свою очередь, особого контроля.

Проблемы стабилизации семейных отношений зависят от состояния и динамики семейных разводов, их социальные, типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности института семьи, удовлетворенность браком, как фактором семейной стабильности, ее социально-психологическая оценка.

Категория проблем воспитания содержит состояние современного семейного воспитания, типы семей по показателю воспитания, роли родителей, место ребенка в семье, условия эффективности и просчеты воспитательных процессов в семье.

Детей, подвергшихся различными видами насилия в семье, объединяет единая проблема, связанная с насильственными действиями над ними. Они обладают заниженной самооценкой, в отличие от детей из благополучных семей, им характерны неадекватная оценка собственной значимости, что в дальнейшем повлияет на их социализацию в обществе.

Насильственные действия над детьми приводят к продолжительным эмоциональным, физическим, социальным проблемам, оказывающим влияние на дальнейшую жизнь. Отмечают так же, что проявление насильственных действий в детстве повышает вероятность стать жертвой оскорблений и унижений в будущем.

Возможности повышения уровня жизни детей, подвергшихся семейному насилию, как правило, видят в осуществлении социально-психологической помощи. Она направлена на работу с травматическим прошлым ребенка, поддержку, произведение оценки факторов семейного риска, решение задач по безопасности и конфиденциальности, управление действиями специалистов, социальных служб, центров и организаций, осуществляющих помощь детям, пострадавшим от семейного насилия. Главная цель их деятельности состоит в сокращении и преодолении последствий стрессовых ситуаций. Установлено, что стрессовые ситуации никогда не являются единственной составляющей депрессивно-апатического расстройства. Ее доля составляет приблизительно 50%, остальные проценты определяются жизнью детей после стрессовых травм и, в первую очередь, эффективностью, оказываемой им помощи и поддержки.

Решение проблемы семейного насилия осуществимо лишь при активном воздействии всех государственных и общественных организаций, которые в связи со своей деятельности непосредственно сталкиваются со случаями насилия в семье. Это, прежде всего, органы правозащиты, образовательные учреждения, здравоохранение и социальная защита населения. В случае если каждое из упомянутых учреждений благополучно выполняет свои функции с прецедентом семейного насилия, работа станет считаться результативной только если межведомственное взаимодействие будет скоординированным. Иными словами, необходима разработка эффективной модификации междисциплинарного реагирования на случаи семейного насилия в адрес детей. Предоставленная образцовая модель должна состоять из системного комплекса мер и мероприятий, проводимых вовремя и поэтапно [4].

Таким образом, игнорирование родительского долга и жестокое обращение с детьми – одни из наиболее пагубных проявлений домашнего насилия и жестокости. Под категорию «детей, пострадавших от семейного насилия» относятся дети, попавшие под любое насилие со стороны родителей, опекунов или попечителей, а также других более старших членов семьи. При этом оно необязательно должно проявляться в применении телесных побоев или в виде сексуального домогательства – психологическое насилие ничуть не менее опасно. Основные проблемы детей, требующих вмешательства социального работника, могут быть различны: социально-психологическая адаптация, депрессивный характер отношения к жизни, отношения с социальной микросредой, проблемы в сфере здоровья, образования и воспитания и культурно-досуговая проблема. Можно сказать, что у детей, пострадавших от семейного насилия, отмечают поведенческие расстройства, посттравматические стрессы и апатические депрессии. Выделение семейного насилия над детьми в самостоятельную и актуальную социальную проблему – только первый шаг, на пути ее разрешения. На данном направлении возникает ряд преград: отсутствие точных дефиниций и теоретико-информационной базы; недостаточное информирование о насущной социальной проблеме и о факторах её распространения и причинах применения насильственных действий в семье; позиция органов правозащиты, которые в связи с различными причинами практически отстранились от работы с семьями и не принимают меры, нацеленные на решение переломных обстановок в семье. В условиях современной России социальный работник становится ключевым звеном в данной цепочке. Он не только устанавливает взаимоотношения с семьями, но и несет ответственность за координацию усилий различных организационных структур.


Библиографический список
  1. Агапов Е. П. Семьеведение : учебное пособие / Е. П. Агапов, О. А. Норд-Аревян. – М. : Издательско–торговая корпорация «Дашков и Кº»; Ростов н/Д:Наука-Спектр, 2010.
  2. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сухова Г.В. Детская возрастная психология: Учебное пособие. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.
  3. Павленок П. Д. Технология социальной работы с различными группами населения : уч. пособие / под ред. проф. П. Д. Павленка, М. Я. Рудневой. – М. : ИНФРА , 2010.
  4. Технологии социальной работы с различными группами населения. Учебник. // Павленок П.Д., Руднева М.Я. Под общ. ред. П.Д. Павленка. Рецензенты: Б.Ф. Усманов, Д.А. Донцов. – М.: Инфра-М, 2009.


Все статьи автора «Николаева Алена Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: