УДК 37.022

ПРАКТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ ПОСРЕДСТВОМ ОПИСАНИЯ КАРТИНКИ ИЛИ ФОТОГРАФИИ

Гузь Юлия Алексеевна
Южный федеральный университет
кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкой филологии

Аннотация
Данная статья посвящена развитию монологической речи учащихся посредством картинки. Раскрываются дидактико-методические особенности монологического высказывания на иностранном языке. Описываются практические стратегии развития монологической речи посредством картинок как стимулов говорения на уроке иностранного языка.

Ключевые слова: монологическая речь, монологическое высказывание, наглядность как стимул говорения, практические стратегии развития монологической речи посредством картинок


PRACTICAL DEVELOPMENT STRATEGY OF MONOLOGUE SPEECH IN GERMAN BY DESCRIBING PICTURES OR PHOTOS

Guz Yulia Alekseevna
South Federal University
Ph.D. in Pedagogical Sciences, assistant professor of German philology Department

Abstract
This article focuses on the development of monologic speech of pupils through the pictures. Disclosed didactic-methodical features monologic statement in a foreign language. It describes the practical development strategies monologue speech through pictures as stimuli of speaking in a foreign language lesson.

Keywords: monologic utterance, monologue speech, speaking as a stimulus visibility and practical development strategy monologue speech through images


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гузь Ю.А. Практические стратегии развития монологической речи на немецком языке посредством описания картинки или фотографии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/75297 (дата обращения: 02.06.2017).

В последние несколько лет многое изменилось в требованиях, содержании и формах обучения иностранному языку в школе. Несмотря на это, монологическое  высказывание  остается на сегодняшний день одним из основных аспектов в развитии коммуникативной компетенции. В новом стандарте среднего общего образования по иностранному языку наряду с умением вступить в диалог, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал, от учащихся в рамках ЕГЭ требуется умение «делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль увиденного, рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни по данной тематике, выражая свои суждения и чувства». Таким образом, учитель должен готовить учащихся к созданию подготовленных и неподготовленных устных сообщений с композиционной структурой и языковой формой посредством стимулирующих опор. Заявленная тема по нашему мнению является актуальной, потому что с одной стороны – рост требований, предъявляемых к монологической  речи учащихся очевиден, с другой  – учителю достаточно сложно разработать практические стратегии и техники для развития  неподготовленного структурированного монолога на немецком языке, еще сложнее мотивировать учащихся к изучению сложного языкового материала.

Для того чтобы достигнуть поставленную цель – научить учащихся высказываться на ИЯ по определенной тематике, мы ставим перед собой следующие задачи:

- ознакомиться с теорией обучения монологического высказывания на ИЯ;

- найти способы пробудить интерес у учащихся к учебному материалу и к говорению на ИЯ;

- разработать практические стратегии для развития умения монологического высказывания (в рамках одной коммуникативной темы) и оценить их эффективность самими учащимися.

Монологическое высказывание на ИЯ это особый вид речевой деятельности, который характеризуется развернутым, логичным, последовательным изложением мыслей с применением различных средств выразительности. Характерный признак монолога с точки зрения психологии является непрерывность, говорящий не может быть кем-то прерван и имеет возможность полно высказать свои мысли. Монологическая речь всегда адресована одному лицу или группе лиц. Особенности развития навыков монологической речи у учащихся в двух  способа обучения монологическому высказыванию: индуктивном и дедуктивном. Многие методисты обозначают их еще как путь «сверху вниз» и путь «снизу вверх».  В немецкой дидактике обучения ИЯ мы находим соответствующие определения «gelenktes/freies Sprechen». Индуктивный способ основывается на применении аутентичных текстов и речевых средств при обучении монологическому высказыванию. Применение дедуктивного способа реализуется через приобретенный ранее языковой опыт. Учащиеся должны владеть достаточно хорошо лексическим, грамматическим, речевым и социокультурным материалом по теме, т.е. могут в достаточно полном коммуникативном объеме высказаться по проблеме без опоры на текст. В этом случае на основе базовых знаний порождается монологическое высказывание на иностранном языке.

Далее встает вопрос о том, как мотивировать учащихся к активной деятельности на уроке. Эта проблема обсуждается на протяжении всей истории развития дидактики и является одной из главных тем современных методических дискуссий. В своем исследовании мы находим  решение данной проблемы вместе с большинством передовых ученых-методистов  в принципах обучения иностранному языку.  В настоящее время приоритет отдается интерактивности обучения. Это утверждение основывается на психологической теории деятельности. Активность учащегося является одним из ведущих принципов обучения.  Дело в том, что, как правило, большую часть, примерно 70%  времени на уроке иностранного языка говорит учитель. Учащимся отводится лишь 30% времени на говорение. Если учесть,  что урок длится 45 минут, в среднем в группе 15 человек, получается, что на каждого человека отводится всего лишь 1 минута. Таким образом, учитывая данные статистики, следует вывод, что учащиеся практически не говорят на уроке иностранного языка.

Интерактивное обучение предполагает максимальное погружение обучаемого в языковой процесс. Чтобы стать субъектом в процессе общения, человек должен проявлять социальную активность в диалоге с партнером, в малой группе, в коллективе, в самостоятельной и свободной коммуникативной деятельности. Эта задача на уроке ИЯ реализуется в различных режимах работы и осуществляется в структурированном методическом планировании каждого урока и серии уроков.  Сводятся к минимуму механические воспроизводящие упражнения. Важно подготовить учащихся к межкультурному взаимодействию, таким образом,  каждый учебный материал является фрагментом реальности. Преподаватель активизирует жизненный опыт ребенка в данной предметной области, тем самым стимулируя процесс порождения вторичного текста, что является важной учебной задачей.

При инициировании говорения на иностранном языке  большую роль играет применение наглядности. При виде интересной и актуальной картинки все учащиеся захотят высказать свое личное мнение. Преимущество использования наглядности в том, что картинки, фотографии воздействуют на эмоциональную сторону учащегося. Это обусловлено тем, что органы зрения намного лучше воспринимают и фиксируют информацию, чем органы слуха. Зрительно информация запоминается быстро и эффективно. Для успешной работы с изображением необходимо правильно подбирать картинку, а именно: все элементы изображения должны быть понятны для восприятия, фото должно соответствовать изучаемой тематике, возрасту и языковому уровню учащихся.

Разработка практических стратегий развития монологической речи посредством картинок как стимулов говорения является одной из главных задач в современном планировании уроков ИЯ. В результате  исследования теории обучения монологической речи и проведения серии уроков в рамках темы «Beim Arzt/ Fit sein und fit bleiben» предлагаем следующие практические задания  развития монологического высказывания посредством картинки или фотографии.

На первом этапе  введения в тему учащимся предлагается коллаж на тему «У врача/ Здоровый образ жизни». При помощи наводящих вопросов учителя, которые содержат W-Wörter, учащиеся определяют коммуникативную тему и ставят сами цели и задачи последующей деятельности. Учитель для себя ставит также практическую цель коммуникативной серии уроков, т.е. составляет так называемый ключ к данным картинкам, макет монолога с соответствующим языковым материалом. Учащиеся на протяжении нескольких уроков знакомятся, тренируют и воспроизводят лексико-грамматический материал на основе коммуникативных упражнений, заданий, текстов, картинок.  Вначале следует представить лексику «Части тела». Учитель называет часть тела на иностранном языке, учащиеся при помощи фотографии определяют указанную часть тела. Далее идет первичное закрепление лексики. Учащиеся работают в группах по 3 человека, соотнося лексику с картинкой.  Затем следует  работа в парах, каждая пара учеников получает небольшой текст с новой лексикой, задача учеников – изобразить содержание полученного текста. Следующий шаг – употребление фраз «Es tut mir/ihm/ihr  weh, Ich/er/sie habe/hat … schmerzen», ученики описывают картинку «На приеме у врача», используя фразы «Es tut mir weh, Ich habe … schmerzen», а так же союзы и предлоги, которые способствуют логическому переходу от одного описательного объекта к другому. Грамматическая тема  – изменение личных местоимений в дательном падеже, управление глаголов, спряжение модальных глаголов, придаточное предложение условия. Для отработки данной грамматики предлагается ряд коммуникативных упражнений и далее текст, на основе которого учащиеся  дают в своих группах советы, что нужно делать, если ты себя плохо чувствуешь. Затем каждая группа презентирует свое мнение в форме краткого монолога. На следующем уроке учащиеся составляют ассоциограмму причин болезни людей, в качестве вспомогательных средств, служат речевые средства из текстов и иллюстрации по данной теме  из учебника «Das neue Deutschmobil-2». Изначально ученики представляют свои идеи, а потом дополняют схемы информацией  из текста.  На заключительном этапе ученики возвращаются к коллажу с тематическими фотографиями  и представляют монолог-описание. Каждая группа выбирает одно из изображений, подбирает лексику к картинке, речевые средства для описания картинки и составляет монолог-описание на основе имеющегося языкового материала. Здесь становится очевидным, достигнуты ли цели обучения, соответствуют ли данные монологи образцу, который был составлен учителем заранее. Дети также проводят рефлексию своей деятельности посредством описания kann-умений.  В предлагаемой анкете рефлексирования подтверждаются такие речевые умения, как: я могу говорить по-немецки, что у меня или моего друга болит; я могу дать совет моему другу, если у него часто болит голова и т.д.

В заключении мы приходим к выводу, что процесс овладения иностранным языком не может быть механическим и пассивным, связанным с заучиванием учебного материала. Для успешного обучения монологическому высказыванию в тесной взаимосвязи с другими видами речевой деятельности должна присутствовать высокая мотивация на уроке. Она достигается, во-первых, при подробном планировании учителем серии уроков на определенную коммуникативную тему.  Во-вторых, чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо подбирать актуальные для возраста  темы и различные стимулирующие средства, например, наглядные изображения.  В-третьих, урок должен быть приближен к реальной жизненной действительности, которая осуществляется посредством интерактивных режимов работы. В активной деятельности учащиеся не боятся высказывать свое мнение, сделать ошибку, учатся работать в коллективе, что значительно повышает их успехи изучения иностранного языка.


Библиографический список
  1. Федеральная целевая программа образования на 2010-2015 гг. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. №61, г. Москва «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».
  2. Демонстрационный вариант ЕГЭ. Немецкий язык. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ, 2015
  3. Cоловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М.: Просвещение, 2002
  4. Das neue Deutschmobil-2. Ernst Klett Sprachen GmbH, 2004
  5. Gerhard Bach & Johannes-Peter Timm: Englischunterricht. Grundlagen und Methoden einer handlungsorientierten Unterrichtspraxis. Tübingen, Basel: A. Francke, 2009.


Все статьи автора «Гузь Юлия Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: