УДК 371

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Авдонина Д.С.1, Бочкарёва Ю.В.2, Булганина С.В.3
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент
2ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент
3ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), кандидат технических наук, доцент

Аннотация
С развитием мира деятельность педагога всё больше выходит за рамки образовательной деятельности. Увеличивается и изменяется сфера деятельности педагога, поэтому со временем выделилась отдельная теория, объединяющая в себе менеджмент и педагогику – педагогический менеджмент.

Ключевые слова: деятельность, менеджер, менеджмент, педагог


PEDAGOGICAL MANAGEMENT

Avdonina D.S.1, Bochkareva Y.V.2, Bulganina S.V.3
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University), student
2Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University), student
3Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University), Candidate of Technical Sciences, associate Professor

Abstract
With the development of the world teacher's efforts beyond the scope of educational activities. Increases and changes, the scope of activities of the teacher, so that generated a theory that combines the management and pedagogy of teaching management.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Авдонина Д.С., Бочкарёва Ю.В., Булганина С.В. Педагогический менеджмент // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/75183 (дата обращения: 01.10.2017).

В современном мире деятельность педагога уже давно выходит за границы образовательных учреждений. С увеличением сферы деятельности, увеличились задачи преподавателя [1]. Если, когда-то основная задача педагога состояла  в передаче знаний  ученикам, то со временем к этой основной задаче прибавлялось множество других. К ним относятся: воспитание трудолюбия и усидчивости,  формирование моральных принципов (доброты, терпимости, уважения),  воспитание командного духа и коммуникабельности, обучение учеников структурированию полученные знания и применению их на практике и т.д. [2]. Для достижения этих целей преподаватель, как руководящее учениками лицо, должен хорошо уметь организовывать деятельность обучающихся,  мотивировать на достижение новых вершин, направлять и контролировать их [3, 4].

Менеджер – это руководящее лицо, основная задача, которого, управление подчиненными, включающая планирование, организацию, мотивацию и контроль, для достижения целей фирмы. Его деятельность, в общем, называется менеджментом. Менеджмент – это умение достигать поставленные задачи, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей [5, 6].

Так и  педагог достигает решения педагогических задач, используя интересы учащихся. Используя верную тактику, он добивается соблюдения дисциплины, интереса к уроку, задействует учащихся во внеклассной деятельности,  взращивает в учениках качества, необходимые для современного цивилизованного человека. Так же  педагог должен справляться с организацией не только детей, но и своих коллег, если занимает руководящую должность.

Помимо этого современный педагог обладает и  большинством личностных качеств, присущих настоящему менеджеру [7]. К таким качествам, прежде всего, относят: честность, порядочность  и справедливость. Любой руководитель должен стараться видеть в своих подчиненных, прежде всего  личностей, заботиться об их интересах, стремясь к сотрудничеству.

Учитель, как и менеджер должен уметь сопротивляться давлению  окружающих, уметь отстаивать свое мнение, управлять стрессом, не перекладывая свои проблемы и свой негатив на окружающих. Он должен уметь формировать у себя положительные эмоции. Так, из всего выше сказанного мы можем выделить следующее качество, самое важное – гуманность. Это умение понимать и сопереживать  окружающим. Оставаться человеком, не смотря ни на какие трудности.

Что касается качеств, способствующих карьерному росту, то можно выделить такое качество, как умение бороться со своими недостатками. Другими словами в любой ситуации формировать в себе положительное отношение, как к работе, так и к жизни в целом. Никогда не опускать руки и стремиться к совершенству, предела, которого, как известно, нет.

Среди профессиональных качеств  менеджера и педагога так же очень много общего.

Одно из главных качеств это – компетенция. Проще говоря, своеобразный комплекс знаний, умений и навыков, помогающий ему хорошо справляться со своей деятельностью. При этом к профессиональным качествам можно отнести и творческий взгляд на мир. Так  педагог, как и менеджер должен испытывать потребность в переменах, искать новые, нестандартные, более простые пути решения поставленных задач, легко воспринимать новые идеи, как свои, так и окружающих.  Поощрять  свободное выражение эмоций и нестандартное мышление. Легко  получать информацию из внешней среды и отдавать ее. Но это не возможно без способности схватывать все на лету и анализировать полученную информацию. Что менеджер, что учитель, должны  быстро оценить обстановку, понять, что в ней  изменилось, и оценить какие, положительные или отрицательные, перемены произошли.

Не менее важное качество для обеих профессий это энергичность. И менеджер, и учитель должны справляться со всеми задачами, успевать все и  оставаться на позитиве. Тем самым подавая пример коллегам и подчиненным. Они должны уметь зажечь, заинтересовать, стать примером, передать свою увлеченность окружающим.

Таким образом, управленческая деятельность и личностные качества менеджера похожи с поведением и деятельностью учителя, но полностью перенос модели управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможен. Это связано с множеством факторов,  среди которых формы государственного устройства, типы собственности, степень развитости рынка и др.

Поэтому со временем выделилась отдельная теория менеджмента – педагогический менеджмент. Он имеет большой перечень возможностей:

  • Создает комфортный климат для каждого участника образовательных отношений.
  • Обеспечивает возможность развития каждой личности.
  •  Позволяет перейти от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества, в основе которой лежит корпоративный стиль управления. Который учитывает качества каждого человека и личностно ориентированный подход к деятельности для достижения максимальных результатов.

Теория  педагогического менеджмента, основываясь на сложившимся опыте  управления образовательным учреждением, выделяет пять типов такого управления или по-другому их еще называют типы лидерства, необходимых руководителю, чтобы его деятельность считалась успешной [8].

  1. Техническое лидерство. Руководитель такого типа успешен в составлении бюджета, отчетов, учебного расписания. Хорошо понимает в хозяйственной части школы.
  2. Человеческое лидерство. Этот руководитель легко управляется с конфликтами. Его деятельность оказывает влияние на формирование моральных устоев и нравственных ценностей обучающихся.
  3. Образовательное лидерство. Здесь предполагается успешность руководителя в диагностике проблем в работе школы, учителей. Оказание помощи в оценке учителей. Ему хорошо дается составление учебного плана и структурирование программы обучения.
  4. Символическое лидерство. Этот руководитель – лицо своего образовательного учреждения. Многие знают это учреждение не по названию, отзывам знакомых, рекламе, а по фамилии руководителя. Он присутствует на всех церемониях, собраниях, делает обходы школы, знает по имени всех и каждого. Его коллектив уверен в своем руководители и ценит его, ощущая свою  вовлеченность в дела школы.
  5. Культурное лидерство. Здесь руководитель наподобие «верховного жреца». Он главный  хранитель традиций  и символов школы. Он поддерживает основные задачи и направления учебного учреждения. В результате его работы люди воспринимают учебное заведение, как единую сильную культуру, придавая ей чувство значимости.

В любом случае педагогический менеджмент – это, то чем студентам, будущим педагогам, непосредственно придется заниматься во время практики и работы в школе или любом другом образовательном учреждении. Так, как даже обычный учитель предметник, а уж тем более классный руководитель, выступает  своеобразным менеджером. Он взаимодействует с малыми отделами (классами), к каждому классу нужно найти свой метод преподнесения  информации, для каждого ученика каждого класса нужно найти свою мотивацию на учебную деятельность.

Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что  профессия – менеджер   просматривается через призму педагогической деятельности, являясь важной ее частью.


Библиографический список
  1. Авдонина Д.С., Бочкарева Ю.В. Подходы к формированию современного имиджа руководителя // В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. 2016. С. 104-106.
  2. Булганина С.В., Тюмина Н.С., Погодина Т.В.  Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся  // Наука, техника и образование. 2015. № 9 (15). С. 75-77.
  3. Егоров Е. Е. Мотивация и стимулирование труда в управлении персоналом // Е. Е. Егоров монография /.; М-во образования Рос. Федерации, Волж. гос. инженер.-пед. акад.. Н. Новгород, 2004.
  4. Егоров Е.Е. Переход к новым принципам управления образовательной организацией // В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. 2014. С. 70-72.
  5. Кулешова С.С., Шкунова А.А. Технологии коммуникативного взаимодействия в системе педагогического менеджмента // В сборнике: Инновационные технологии управления Всероссийская научно-практическая конференция. 2014. С. 125-130.
  6. Синева Н.Л. Принципы креативного менеджмента // В сборнике: Инновационные технологии управления Всероссийская научно-практическая конференция. 2014. С. 33-35.
  7. Авдонина Д.С., Бочкарева Ю.В.Требования к современному учителю// Сборник статей по материалам  XIV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Студенческий гений -2016» (19 мая 2016 г.) – Н. Новгород: Гладкова О.В., 2016 – С. 177-179.
  8. Каткова  О.В., Лебедева Т.Е., Фокина Т.А.  Инновационные методы обучения специалиста сферы сервиса // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 13.


Все статьи автора «Булганина Светлана Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: