РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНЫХ В КОНТЕКСТЕ ОТПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ФУНКЦИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И КОНЦЕПЦИИ «E-GOVERNMENT»

Струков Константин Викторович
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
аспирант

Аннотация
В статье на примере интернет-приемных анализируется возможность реализации контрольной функции российского государства в рамках построения «электронного правительства». Обращается внимание на наличие тенденции осуществления государственного контроля при помощи информационно-телекоммуникационных технологий и необходимости рассмотрения данного вопроса в рамках концепции «e-government». В статье также анализируется состояние интернет-приемных на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Делается вывод, что лишь у одного такого органа, а именно у Службы внешней разведки Российской Федерации, состояние интернет-приемной не соответствует рекомендованным правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти».

Ключевые слова: виртуальное пространство, интернет, информационные отношения, контрольная функция, правовое регулирование, электронное государство


THE DEVELOPMENT OF INTERNET-RECEIVING INSTITUTION IN THE CONTEXT OF THE DEPARTURE CONTROL FUNCTIONS OF THE RUSSIAN STATE AND THE CONCEPT OF «E-GOVERNMENT»

Strukov Konstantin Viktorovich
Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
graduate student

Abstract
In an article on the Internet foster example analyzes the possibility of the implementation of the control function of the Russian state in the framework of the construction of "electronic government". Attention is drawn to the tendency of state control with the help of information and communication technologies and the need to address this issue within the concept of «e-government». The article also examines the state of the Internet reception on the official websites of federal executive authorities of the Russian Federation. The conclusion is that only one such body, namely in the Foreign Intelligence Service of the Russian Federation, the state of the Internet reception is outside the recommended rules, approved by the RF Government Decree of 28.07.2005 N 452 "On Standard Regulation of the internal organization of federal bodies of executive power".

Keywords: control function, cyberspace, e-government, information relations, Internet, legal regulation


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Струков К.В. Развитие института интернет-приемных в контексте отправления контрольной функции российского государства и концепции «e-government» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/74883 (дата обращения: 18.03.2024).

Предыстория возникновения концепции «e-government» связана с серединой-второй половиной XX века, когда интеллектуальная элита западных государств того времени пыталась осмыслить новый мировой порядок, сложившийся и развивавшийся в условиях активного внедрения электронных технологий в жизнь государственно организованного социума. Данная составляющая, по мнению ряда западных исследователей, не могла не отразиться на всей системе государственного управления или, по крайней мере, большей ее части.

Непосредственно термин «e-government», как результат выстраивания новых концепций государственного управления и интенсивного внедрения сети «Интернет» в повседневную жизнь государственно организованного общества, стал активно использоваться со времен администрации 42-го президента США Билла Клинтона. Использование возможностей сети Интернет для отправления функций государства формально осуществлялось в рамках концепции неолиберализма, ставящей в качестве основной цели существования государства поддержку развития потенциала саморегулирования общества и создания для него необходимой свободы действий[1]. Впервые на нормативном уровне этот термин встречается в Законе США «Об электронном правительстве» 2002 года (англ. «E-Government Act»). В упомянутом законе «e-government» понимается  как использование информационно-телекоммуникационных технологий (далее может именоваться как «ИКТ») в целях расширения гражданского участия в государственном управлении, повышения прозрачности и подотчетности федерального правительства, улучшения доступа к правительственной информации и предоставления более качественных правительственных услуг обществу, а также другим государственным учреждениям[2].

Исключительно в аналогичном ключе концепция «e-government» воспринимается и в Российской Федерации. Ка следует из Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Информационное общество (2011 – 2020 годы)”» и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» «e-government» понимается как форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Важно отметить, что в рамках теоретического обоснования концепции «e-government», как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах, вопросу отправления контрольной функции государства не уделено должного внимания. В частности в рамках идеи «электронной демократии» основной акцент смещен в сторону взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и организаций между собой посредством использования сети «Интернет»[3], а в концепции «e-government», – в сторону оказания государственных и муниципальных услуг через Всемирную компьютерную сеть.

Вместе с тем, стоит отметить, что для любого государственно организованного общества жизненно важно осуществлять контроль за надлежащей циркуляцией своей внутренней системы, а в качестве одной из важнейших «услуг», оказываемых обществу со стороны государства, следует назвать поддержание общественного порядка и безопасности.

По нашему мнению, вышеуказанная сущностная сторона «e-government» еще не получила должного осмысления в отечественной науке, тем самым рискующей отстать от практических реалий, в соответствии с которыми правонарушения в сети «Интернет» и государственный контроль за общественными отношениями, имеющими место во Всемирной компьютерной сети, являются объективно существующими фактами, во многом предопределяющими вопросы государственного управления посредством ИКТ, равно как и текущую повестку дня сильных, технологически развитых стран XXI века. В этой связи мы считаем актуальным рассмотрение вопросов отправления государственного контроля как неотъемлемой части управленческой деятельности любого государства с позиции использования ИКТ, что, в свою очередь, обуславливает возможность исследования отдельных аспектов контрольной деятельности государства в рамках концепции «e-government».

В частности, в рамках концепции «e-government», по нашему мнению, допустимо рассмотреть такой вопрос как функционирование интернет-приемных, размещаемых на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти.

Появление интернет-приемных в Российской Федерации совпадает с началом XXI века и напрямую связано с концепцией «e-government». Импульсом мощному развитию данной идеи послужило принятие Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 N 65 «О федеральной целевой программе “Электронная Россия (2002 – 2010 годы)», в рамках которого отмечалось отсутствие эффективной системы, обеспечивающей электронные формы взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями.

Стоит при этом обратить внимание, что, в отличии от различных онлайн-сервисов оказания государственных услуг, вышеуказанные интернет-приемные, существующие в Российской Федерации, в наибольшей степени служат отправлению государственного контроля, а не целям оказания государственных услуг правообразующего характера. В данном контексте показательной является точка зрения М.А. Андреева, считающего, что интернет-приемные используются главным образом с целью подачи жалоб в органы государственной власти, направленных на привлечение внимания должностных лиц таких органов к различного рода проблемам и нарушениям[4].  Принимая во внимание, что под государственным контролем нами понимается деятельность, осуществляемая со стороны полномочных органов государственной власти и их должностных лиц, по установлению соответствия подконтрольного объекта или субъекта заданным параметрам функционирования, которая, в случае обнаружения отклонений от данных параметров, сопровождается принятием мер, направленных на устранение выявленных дефектов, полагаем, что институт интернет-приемных является важным составляющим управленческой деятельности российского государства, касающейся, в том числе, его контрольной функции, ведь именно через интернет-приемные в правоприменительные органы, относящиеся к исполнительной ветви государственной власти, поступает значительная часть обращений о проблемах и правонарушениях, имеющих место в Российской Федерации.

В рамках анализа развития интернет-приемных федеральных органов исполнительной власти следует отметить, что практически во всех таких органах они имеют место. До недавнего времени исключение составляли лишь Служба внешней разведки Российской Федерации и Федеральная служба по аккредитации. На официальных сайтах данных федеральных органов исполнительной власти были размещены только электронные почты, что нельзя считать соответствием тем требованиям, которые изложены в       п. 12.9 Постановления Правительства РФ от 28.07.2005 N 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти»: «Для приема обращений граждан в форме электронных сообщений (Интернет-обращений), как правило, применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа, и, в случае не заполнения указанных реквизитов, информирующее заявителя о невозможности принять его обращение.»[5]. Примечательно, что Федеральная служба по аккредитации исправила вышеуказанный недостаток, в свете чего Служба внешней разведки Российской Федерации является последним федеральным органом исполнительной власти, который не создал на своем официальном сайте интернет-приемной, соответствующей требованиям, изложенным в Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти. Полагаем, что устранение данного пробела является лишь вопросом времени и вышеприведенный федеральный орган исполнительной власти примет необходимые меры для его исправления.


[1] Тихонова С.В. Электронное государство: теоретическая модель и этап государствогенеза // Информационное право. 2014. N 6. С. 5.

[2] The E-Government Act of 2002. Pub. L. 107-347, 116 Stat 2899, 44 U.S.C # 101, H.R. 2458/S. 803.

[3] Путин В.В. Демократия и качество государства. Официальный сайт Агентства развития информационного общества РАРИО. URL: http://rario.ru/projects/Congress_statia.php

[4] Андреев М.А. Электронное обращение граждан в органы власти: поэтапный механизм документирования // Делопроизводство. 2014. N 4.

[5] Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 N 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти».


Библиографический список
  1. Андреев М.А. Электронное обращение граждан в органы власти: поэтапный механизм документирования // Делопроизводство. 2014. N 4.
  2. Зарецкая Д.С. Электронное правительство: понятие и перспективы развития // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 3.
  3. Лапшина А.И. Интерактивные формы контроля общества за деятельностью органов государственной власти в субъектах Российской Федерации // Журнал российского права. 2015. N 1.
  4. Струков К.В. Контрольная деятельность Российского государства за информационными отношениями в сети Интернет // Журнал российского права. 2016. N 7.
  5. Талапина Э.В. Государственное управление в информационном обществе (правовой аспект): монография. М.: Юриспруденция, 2015.
  6. Тарасов А.М. Электронное правительство: понятие и система // Право и кибербезопасность. 2013. N 2.
  7. Терещенко Л.К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства: монография. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ИНФРА-М, 2013.
  8. Тихонова С.В. Электронное государство: теоретическая модель и этап государствогенеза // Информационное право. 2014.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Струков Константин Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация