УДК 336.276

АНАЛИЗ ДОТАЦИЙ НА ВЫРАВНИВАНИЕ УРОВНЯ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Кирюшкина Анна Николаевна
Тольяттинский государственный университет
преподаватель кафедры «Финансы и кредит»

Аннотация
Целью данной статьи является рассмотрение существующей практики выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований Российской Федерации. В системе финансового выравнивания, действующей в настоящее время в Российской Федерации, именно показатель бюджетной обеспеченности является исходным для определения сумм дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований. В статье проведен анализ дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Ключевые слова: бюджетная обеспеченность, бюджетный дефицит, дотации, индекс бюджетной обеспеченности, индекс налогового потенциала, налоговый потенциал, система финансового выравнивая


ANALYSIS OF SUBSIDIES FOR EQUALIZATION OF BUDGETARY SECURITY OF MUNICIPAL UNIONS

Kiryushkina Anna Nikolaevna
Togliatti State University
lecturer of the chair «Finance and credit»

Abstract
The purpose of this article is to review the existing practices alignment of budgetary security of municipal entities of the Russian Federation. The system of financial equalization, currently in force in the Russian Federation, it is a measure of budgetary security baseline for determining the amounts of subsidies provided by the federal budget and the Russian Federation budget to the budgets of municipalities. The article analyzes the level of grants for leveling the budget supply to municipal formations.

Keywords: aligning the financial system, donations, fiscal capacity, fiscal deficit, index of budgetary provision, tax potential, tax potential index


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кирюшкина А.Н. Анализ дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/74750 (дата обращения: 29.09.2017).

В системе финансового выравнивания, действующей в настоящее время в Российской Федерации, именно показатель бюджетной обеспеченности является исходным для определения сумм дотаций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также из региональных бюджетов бюджетам муниципальных образований.

В современных работах отечественных ученых, таких как Бабич А. М, Багмановой Г.Р. , Валентей С. Д., Лаптевой Н.А. ,Сабитовой Н.М.,Сорокинаой Л. В., как правило, представлен анализ существующей системы финансового выравнивания без выявления причин низкой бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований.

Необходимым видится рассмотреть существующие виды дотаций, в том числе предоставление дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований, а также совершенствование механизма их предоставления.

Согласно БК РФ, дотации – это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования[1]. В экономической же литературе, можно найти такое определение дотаций, как нецелевая форма межбюджетных трансфертов, предоставление которых связано с устранением значительной дифференциации в уровне экономического развития различных публично-правовых образований [2].

Отметим, что согласно БК РФ, дотации предусмотрены лишь на выравнивание бюджетной обеспеченности, однако в действительности часть дотаций имеет целевую форму и не связана с выравниванием уровня бюджетной обеспеченности.

В системе финансового выравнивания, действующей в настоящее время в Российской Федерации, показатель бюджетной обеспеченности (индекс бюджетной обеспеченности) является исходным для определения сумм трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также из региональных бюджетов бюджетам муниципальных образований. Кроме того, он является отражением возможности исполнения субъектом РФ ряда своих функций, в том числе оказание государственных услуг, и выработки решений в области региональной бюджетно-налоговой политики.

К межбюджетным трансфертам, предоставляемым из бюджетов субъектов Российской Федерации, относятся [1]:

а) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов);

б) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением).

Некоторые теоретические аспекты предоставления таких дотаций представим в таблице 1

Таблица 1 Аспекты предоставления дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов) Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением)
где предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации
цель выравнивание финансовых возможностей городских поселений (включая городские округа), сельских поселений, внутригородских районов по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением).
образование фонда региональный фонд финансовой поддержки поселений региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов
порядок распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности утверждается законом субъекта Российской Федерации

 

объем дотаций утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период
размер дотаций определяется для каждого городского поселения (включая городские округа), сельского поселения, внутригородского района субъекта Российской Федерации исходя из численности жителей городского поселения, сельского поселения, внутригородского района в расчете на одного жителя;
определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом муниципального образования или консолидированным бюджетом муниципального образования , исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичного показателя в среднем по муниципальным образованиям данного субъекта Российской Федерации с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

Интересно, что при составлении и (или) утверждении бюджета субъекта Российской Федерации по согласованию с представительными органами муниципальных образований дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений в бюджеты муниципальных образований от налога на доходы физических лиц [1].

Указанный дополнительный норматив рассчитывается как отношение расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований (части расчетного объема дотации) к прогнозируемому в соответствии с единой методикой объему налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации по территории соответствующего муниципального образования [3,4].

Дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц устанавливаются на срок не менее трех лет [5,6]. Изменение указанных нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований в течение текущего финансового года не допускается [1].

Информации по индексу бюджетной обеспеченности на сайтах Министерств финансов субъектов РФ (министерства управлений финансов) ПФО найдены не были.

Однако в законе бюджета субъекта на соответствующий год и плановый период представлена информация об объемах и направлениях (каким муниципальным образованиям) предоставления дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, если в субъекте РФ это предусмотрено, а также о размере дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений.

В этом разрезе рассмотрим данные некоторых субъектов Приволжского федерального округа (далее ПФО): Республики Татарстан и Самарской области. Отметим, что именно эти субъекты можно назвать наиболее «экономически развитыми» в ПФО.

Рассмотрим размеры дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов в Самарской области согласно Закону Самарской области от 11.12.2014 № 125-ГД «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в таблице 2[7].

Таблица 2. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов в Самарской области

Дотации на
выравнивание
уровня
бюджетной
обеспеченности
муниципальных
районов
(городских
округов),
тыс. рублей

Дотации на
выравнивание
уровня
бюджетной
обеспеченности
поселений,
тыс. рублей

Итого дотаций
на выравнивание
уровня
бюджетной
обеспеченности,
тыс. рублей

2015 г.

1 857 699

67 123

1 924 822

2016 г.

1 000 000

66 998

1 066 998

2017г.

500 000

66 998

566 998

Отметим, что дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц муниципальным образованиям Самарской области не предусмотрены [8,9]. Интересно, что размер дотаций в перспективе к 2017 году планируется сократить почти в 4 раза.

Рассмотрим размеры дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов в Республике Татарстан согласно Закону Республики Татарстан от 27.11.2014 № 107-РТ «О  бюджете Республики Татарстан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в таблице 3 [10].

Таблица 3 Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов в Республике Татарстан

Дотации на  выравнивание уровня бюджетной обеспеченности
муниципальных районов (городских округов),  тыс. рублей
Всего дотаций В том числе заменяющие дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц

2015 г.

9 084 044,5

251 058,5

2016 г.

9 745 341,6

223 424,4

2017г.

10 459 847,7

128 567,5

Сумма на предоставления дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности поселений не обозначена, так как она входит в состав предоставления дотации на выравнивание бюджетной  обеспеченности  и предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам поселений.

Интересно, что в республике Татарстан не планируется сокращения дотаций на выравнивание уровня муниципальных образований, а даже их небольшое увеличение к 2017 году.

Отметим, что заменяющие дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в процентном соотношении варьируются в 5,6% до 85%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что «экономическое положение» региона, не является определяющим фактором установления дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в регионе.

Отметим, что «закрытость» информации об уровне бюджетной обеспеченности муниципальных образований не дает в полной мере оценить и проанализировать эффективность предоставления дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в регионах.

В целях совершенствования анализа и оценки эффективности предоставления дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в регионах видится в необходимости институционального обоснования единой формы и правил размещения информации об индексе бюджетной обеспеченности муниципальных образований.


Библиографический список
  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 03.11.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Версия от 15.11.16
  2. Багманова Г.Р.  Формирование эффективного институционального контура межбюджетных отношений в современной российской экономике: дис. канд. эк. наук: 08.00.10 / Г. Р. Багманова; Финансовая академия при правительстве РФ.— М., 2015. — 150 с.
  3. Коваленко О. Г. Дефиниция понятия денежные потоки // О.Г. Коваленко. – Молодой ученый. – 2009. – №2. – С. 56-60
  4. Курилова А.А., Осадчикова Е.В. О направлениях инвестиционной деятельности Самарской области // А.А. Курилова, Е.В. Осадчикова. – Финансы России в условиях глобализации: материалы всероссийского круглого стола с международным участием, приуроченного ко «Дню финансиста – 2016». Воронежский экономико-правовой институт. – 2016. – С. 109-114
  5. Медведева О.Е., Макшанова Т.В. Преимущества и недостатки создания мегарегулятора на финансовом рынке России // О.Е. Медведева, Т.В. Макшанова. – Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2013. № 3 (25). – С.353-356
  6. Потапова Е.А. Проблемы развития особых экономических зон на территории Российской Федерации/ Е. А. Потапова // «Экономика и социум» [Электронный ресурс]. – 2013. – № 4 (9). – Режим доступа: http:/www.iupr.ru.
  7. Закон Самарской области от 11.12.2014 № 125-ГД «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Версия от 15.12.15
  8. Сабитова Н.М. Бюджетное устройство Российской Федерации: теория и практика: Монография / Н.М. Сабитова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 132 с.
  9. Кирюшкина А.Н. К вопросу о секьюритизации государственного долга субъектов РФ // А.Н. Кирюшкина. – Финансы России в условиях глобализации: материалы всероссийского круглого стола с международным участием, приуроченного ко «Дню финансиста – 2016». Воронежский экономико-правовой институт. – 2016. – С. 154-156
  10. Закон Республики Татарстан от 27.11.2014 № 107-РТ «О  бюджете Республики Татарстан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Версия от 15.11.16.


Все статьи автора «Кирюшкина Анна Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: