УДК 378

ПОНЯТИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ

Тимофеева Юлия Сергеевна
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина

Аннотация
В этой статье автором рассматривается понятие планирования. Проанализирована характеристика содержания планирования по дисциплине. Рассмотрены виды учебных планов. Дана оценка основным способам построения эффективных программ.

Ключевые слова: календарный план, план отдельного занятия, планирование, поурочный план, принципы организации образовательного процесса, программа, тематический план


THE CONCEPT OF PLANNING, ITS CONTENT AND VALUE

Timofeeva Yuliya Sergeevna
Nizhny Novgorod state pedagogical University. Kozma Minin

Abstract
In this article the author discusses the concept of planning. Analyzed characteristics of the content of the planning discipline. The types of curricula. The estimation of the basic methods of constructing effective programs.

Keywords: lesson plans, plan individual lessons, planning, principles of organization of the educational process, program, project schedule, thematic plan


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Тимофеева Ю.С. Понятие планирования, его содержание и значение // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74674 (дата обращения: 04.10.2017).

Планирование конкретной дисциплины составляет методическую работу, которая направлена на оптимальное распределение имеющихся образовательных ресурсов для достижения поставленных целей и задач. Планирование является необходимым:

1) для равномерной и последовательной организации выполняемой работы по дисциплине;

2) для видения будущих перспектив;

Планирование изучения определенной дисциплины позволяет найти ответы на сложные вопросы: “Что необходимо сделать для оптимальной организации процесса обучения? На какой срок реализуется планирование? Какие имеющиеся ресурсы являются необходимыми? Как представляются результаты образовательного процесса?”

В рамках планирования процесса обучения необходимо: изучить материалы методического характера, проанализировать структуру и содержание действующей программы по дисциплине, требования к результатам изучения, выявить специфику группы, разработать оптимальный учебно-тематический план планирования, определить основные параметры, позволяющие проанализировать степень освоения дисциплины. [1]

Этапы планирования можно охарактеризовать следующим образом:

1) определение цели в качестве итогового результата;

2) постановка задач обучения, решение которых позволяет достичь определенной цели;

3) создание программы для действий;

4) выявление имеющихся ресурсов (в том числе их источников);

5) определение исполнителей;

6) фиксация результатов. [3]

Реализация планирования на различных этапах обучения происходит с учетом требований к результатам изучения программы по дисциплине – личностные, метапредметные, предметные.

Планирование изучения дисциплины включает разработку соответствующего плана, организацию и контроль за ним. В качестве плана понимается заранее установленный порядок, последовательность осуществления работы, цель которой обучение.

В практике приняты несколько видов учебных планов:

1) календарный;

2) тематический;

3) план отдельного занятия. [4]

Календарный (годовой) представляет собой список программных тематик, которые распределены по четвертям, месяцам и неделям.  Данный план показывает общую логику структурирования дисциплины. В данном случае речь идет об общей форме планирования. В рамках составления календарного плана принимаются во внимание все возможные аспекты, включая количество недельных часов, календарные особенности года. [6]

Тематические (перспективные) – представляют собой программную тему. Здесь отражается количество учитываемого времени, которое необходимо для изучения обучаемыми субъектами. В процессе составления тематических планов определяется место определенной темы в формате общего курса, а также частные вопросы, из которых состоит тема.    Определяется количество времени, отводимого на каждый указанный вопрос. Изучение конкретной темы сопровождается контрольными рубежами, на которые в тематическом плане выделяются часы.

Поурочные планы-конспекты (краткосрочные) – создаются к каждому уроку. Данные планы отражают тип, цели и задачи проводимого урока, его этапы, задачи, содержание определенных этапов.

Виды поурочных планов:

а) описательные;

б) схематические;

в) планы-графики. [9]

План следует обозначить как модель дисциплины, которая позволяет определить ход занятия, объяснить значимость и целесообразность использования методов, форм и средств обучения, прогнозировать необходимый результат.

Необходимо детально знать все функции планов. Нормативная функция формирует обязанность выполнения учебного плана. Информационно-методическая дает возможность всем участникам получить представление касательно целей, содержания, последовательности получения знаний, а также информацию о возможностях достижения личностных, метапредметных и предметных целей освоения учебной программы средствами образовательного предмета. Организационно-планирующая задача предусматривает выделение важнейших этапов обучения, структурирование материала для обучения, определение важнейших количественных и качественных свойств на каждом из этапов. [10]

Планирование – это сложная совокупность реализуемых действий, предполагающая распределение занятий по дисциплине, согласно времени и месту.

Контроль и корректировка образовательного процесса – это деятельность, направленная на управление, регулирование и повышение эффективности занятий. [11]

Наибольшую эффективность процесс обучения достигает в том случае, если реализуются принципы организации образовательного процесса, т.е. основополагающие положения, которые определяют закономерности развития учебного коллектива, а также процессы управления учебной деятельности, особенности педагогического взаимодействия. Он выступают как результат правильного соблюдения правил обучения, эффективности применения специальных методов и форм. Обычно данные аспекты включают ряд принципов:

Принцип самоорганизации – формирует закономерности формирования, а также совершенствования организации образовательного процесса, как самостоятельно функционирующей системы, имеющей свои особенности и конкретные задачи. Достижение данных задач зависит от участников.

Принцип развития подразумевает постоянную изменчивость образовательного процесса, непрерывное его совершенствование. Данное совершенствование происходит от начально организационных форм до конечного эффективного взаимодействия.

Принцип самодеятельности ориентирует на формирование инициативы и творчества в педагогическом процессе. Кроме того, он проявляется в формировании и совершенствовании знаний, умений, навыков и в достижении максимального понимания.

Принцип ролевого участия – данный принцип затрагивает определенные функции, возложенные государством, обществом и органами образования.

Принцип ответственности – подразумевает постоянный контроль за действиями, поступками и результатами деятельности.

Принцип коллективизма – в рамках данного принципа участники функционируют как эффективный организм. Все участники стремятся помогать друг другу, совместно преодолевают возникшие трудности, проявляют взаимность и выдержку в интересах, поставленных перед ними целей.

Принцип психологического обеспечения – деятельность может являться продуктивной только в том случае, если для этого созданы психологические предпосылки, а также высокий морально-нравственный климат. Это способствует совместной деятельности, качественному процессу передачи знаний, навыков, а также умений. [2]

Все обозначенные принципы организации в полной мере дополняют друг друга. В своей совокупности они выступают как гарантии достижения социально значимых целей в рамках организации процесса преподавания дисциплины.

Далее обратимся к такому понятию, как программа обучения. Программа обучения представляет собой основной документ, определяющий содержание и методическое формирование учебной дисциплины.

Программа обучения содержит детальный перечень важнейших разделов, тем, а также учебных вопросов, и вопросы их изучения, в том числе методические и организационные рекомендации об особенностях дисциплины, основанных на целях изучения определенной дисциплины. Она должна соответствовать установленным требованиям в рамках конкретной специальности. Программа обучения – это методический документ, определяющий работу участников образовательного процесса по изучаемой дисциплине и направления совершенствования преподаваемого курса. Она создается на основании программы дисциплины, с целью точного и гибкого реагирования на возможные изменения, отражения передового опыта работы, совершенствования имеющихся форм и методов обучения, включая систематизацию всей работы по изучению определенной дисциплины.

В процессе разработки учебных планов, а также программ обучения формируется сложная проблема, связанная с отбором содержания, которое будет изучаться на различных этапах обучения.

Существует 3 основных способа построения эффективных программ:

1) линейный;

2) концентрический;

3) спиралевидный. [7]

Сущность линейного способа заключается в том, что различные его части (порции) учебного материала формируют непрерывную последовательность звеньев, которые связаны между собой (выстроены в одну линию). Каждый элемент изучается только один раз. Следует отметить, что новое содержание формируется на основании известного и довольно тесно связано с ним.

Плюсы линейного способа состоят в экономичности времени, так как исключается возможное дублирование предлагаемого материала. Данный способ применяется в преподавании образовательных программ.

Недостатком линейного способа выступает тот факт, что учащиеся не всегда могут освоить конкретные явления в полном объеме. Поэтому данный способ не является приемлемым в рамках разработки программ для школ и вузов на различных этапах. [8]

Концентрический способ дает возможность несколько раз изучить один и тот же материал, при явном усложнении, расширении содержания образования за счет более новых компонентов.

Концентрическое расположение определенного материала в содержании программ предусматривает не только повторение, но и более глубокое изучение конкретных вопросов. Данный способ построения серьезно замедляет темпы обучения, влечет большие затраты учебного времени. Тем не менее, он оказывается довольно часто, просто неизбежным. В практике, все чаще преобладает концентрический тип программ. Как результат имеет место дублирование материала для обучения, а также на различных ступенях обучения.

В случае со спиральным способом построения программ, расположение материала сочетает определенную последовательность и цикличность изучения. Характерная особенность данного способа заключается в том, что учащиеся не упускают из своего внимания исходную проблему, и одновременно постепенно расширяют круг взаимосвязанных знаний.

По сравнению с концентрической структурой, в рамках которой учащиеся возвращаются к начальной проблеме спустя годы, спиральная структура не предполагает длящихся перерывов. По сравнению с линейной структурой, в случае со спиральным построением программы отдельные темы исследуются не один раз. Разработка программ, относящихся к спиральному типу, становится довольно актуальной в современный период.

Таким образом, является необходимым координация целей и задач образования в различных типах образовательных учреждений, определение специфики преподавания для разнообразных категорий учащихся.


Библиографический список
  1. Белогурова В. А. Научная организация учебного процесса – М., 2010. 340 с.
  2. Загвязинский В. И. Теории обучения и воспитания. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М., 201. 247 с.
  3. Калинковская С. Б. Модель интерактивного учебного процесса в образовательной системе высшей школы / С. Б. Калиновская // Alma mater. – 2012. – № 4. – С. 40-43.
  4. Мандель, Б. Технологии проблемно-модульного обучения / Б. Мандель // Alma mater. – № 2013. – № 8. – С. 40-42.
  5. Мещерякова М.А. Методика преподавания специальных дисциплин. М., 2006. с. 56-64.
  6. Незамайкин, В. Н. Проблемно-ориентированный контроль знаний в креативной педагогике / В. Н. Незамайкин, И. Л. Юрзинова // Alma mater. – 2012. – № 12. – С. 110-112.
  7. Осмоловская И.М. Дидактика. Учебное пособие. М., 2012. 194 с.
  8. Сальникова Педагогические технологии. Учебное пособие. М., 2013. 225 с. Стародубов, В. И. Оценка качества образовательной среды: учеб. – М., 2013. 258 с.
  9. Стародубов, В. И. Оценка качества образовательной среды: учеб. / В. И. Стародубов, П. И. Сидоров, Е. Ю. Васильева. – М.: Литера, 2013. С. 115.
  10. Стрекалова, И. Б. Учебный процесс в открытых информационно-образовательных средах / Н. Б. Стрекалова // Высшее образование в России. – 2014. – № 1. – С. 93-97.
  11. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. М., 2010.  с. 85.


Все статьи автора «Тимофеева Юлия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: