УДК 37

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОГНИТИВНО-СТИЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Карпукова Альбина Анатольевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
старший преподаватель кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права

Аннотация
Статья посвящена вопросам использования когнитивных стилей в процессе обучения студентов юридического профиля. Внедрение в практику обучения студентов идеи учета когнитивно-стилевых особенностей и индивидуализации обучения может оказать положительное влияние на процесс становления и развития необходимых профессионально-значимых качеств у студентов юридического профиля.

Ключевые слова: дифференциация обучающихся, когнитивные стили, познавательная (когнитивная) активность, стили обучения


USE OF COGNITIVE-STYLE FEATURES IN PREPARING STUDENTS FOR LAW

Karpukova Albina Anatolevna
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University)
Senior Lecturer, Department of General History, classical subjects and rights

Abstract
The article is devoted to the use of the cognitive styles of students in the learning process of the legal profile. The introduction of the idea of teaching students account cognitive-style features and personalization of learning can have a positive influence on the formation and development of the necessary professional-significant qualities of students' legal profile.

Keywords: cognitive (cognitive) activity, cognitive styles, differentiation of students, learning styles


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Карпукова А.А. Использование когнитивно-стилевых особенностей в подготовке студентов юридического профиля // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74666 (дата обращения: 30.09.2017).

Психология изучает многие аспекты человеческой деятельности. Одним из направлений в психологии является когнитивная психология, изучающая психическую деятельность человека, связанную с обработкой информации как об окружающем мире так и о самом человеке, а так же о том, каким образом  человек получает информацию, воспринимает ее и усваивает, как после этого  информация хранится и передается.[1]

Когнитивная психология в настоящее время является одним из ведущих направлений в психологии, хотя появилась сравнительно недавно, в 50-60-х годах прошлого века. Большое влияние на развитие современной когнитивной психологии оказали учения таких философов, как Р.Декарт, Д.Юм. Возникновение и развитие данного направления связано с именами У.Найссера, Д.Миллера, Д.Брунера, М.Бродбента и т.д.

Одной из наиболее актуальных и активно разрабатываемых в современной психологии проблем является проблема природы когнитивных стилей. Интерес к этому направлению возник относительно недавно и в зарубежной психологии связан с именами  Г.Уиткина,  Д.Гуденау и др. В нашей стране исследованием когнитивно-стилевых особенностей и их взаимосвязи с продуктивной интеллектуальной деятельностью занимались В.А.Колга, Н.М. Лебедева, М.А. Холодная, И.П. Шкуратова, И.М. Палей, А.Е.Дружинин и др.

В науке под когнитивными стилями понимаются присущие человеку устойчивые индивидуальные способы получения информации об окружающей действительности, ее  переработки и интерпретации. [2]

На сегодняшний день в научных работах можно выделить около двух десятков различных когнитивных стилей: полезависимость/ поленезависимость, сглаживание/заострение, узость/широта категории, импульсивность/рефлексивность,  ригидность/гибкость познавательного контроля,  когнитивная простота/когнитивная сложность и др.

Важным направлением исследования является использование когнитивных стилей в  познавательных стратегиях, используемых как в средней, так и в высшей школе. Изучение психических процессов имеет огромное значение для образования. Понимание того, как приобретаются, сохраняются, используются знания, может повлиять на методы обучения и способы оценки, дать представление о путях индивидуального познания.

Использование этого подхода дает возможность более глубоко исследовать такие аспекты образовательной деятельности, как усвоение студентами изучаемого материала, взаимодействие между преподавателем и студентом, а также роль обучающего в образовательной деятельности.

В ряду проблем современного образования  ученые выделяют группу вопросов, связанных с когнитивным обучением. Они были обозначены как теоретические, процессуальные, диагностические, методические, функциональные. [3]

Теоретические проблемы рассматривают вопросы о выявлении приоритета теории когнитивного функционирования или теории когнитивного диссонанса. Процессуальные проблемы нацелены на решение вопросов организации процесса обучения, диагностические проблемы – на решение таких задач, как диагностика когнитивных стилей в естественных условиях учебного процесса и определение взаимосвязей когнитивных факторов с иными факторами,  сопровождающими познание обучаемого, например, с эмоциональными, мотивационными и регуляторными факторами.[3]

Методические проблемы связаны с выбором методов обучения в зависимости от стиля обучающего и стиля обучаемого, а также с выявлением эффективных стратегий познания, деятельности, общения. Функциональные проблемы связаны с решением вопроса о соотношении компенсирующей, развивающей и обучающей функций когнитивного обучения. [3]

Исследование  когнитивно-стилевых особенностей представляет особый интерес для  решения проблем современного образования, и в первую очередь при решении проблемы подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. При этом необходимо отметить немногочисленность исследований в этой сфере в отечественной науке.

В последние годы все большее внимание уделяется  подготовке студентов юридических направлений. Для специалистов юридического профиля наряду с коммуникативной компетентностью огромное значение имеет высокий уровень интеллектуального развития, а также познавательная (когнитивная) активность.

Для успешного осуществления профессиональной деятельности юристов важным условием является приобретение и применение специализированных  и систематизированных знаний, умение работать с большим объемом информации, способность извлекать и сохранять необходимую информацию в процессе деятельности. В связи с этим большое значение имеет то, каким образом происходит присвоение знаний.

Немаловажную роль играет и умение принимать правильные решения в ситуации неопределенности, противоречивости и многообразия полученной информации. В связи с вышесказанным представляет интерес исследования о связях когнитивного стиля с факторами принятия решения в ситуации неопределенности. [4]

В настоящее время педагоги не уделяют внимания особенностям когнитивных стилей, присущих студентам и не проводят дифференциацию обучающихся в зависимости от стилевых предпочтений. Кроме того, в группах  с большим числом обучающихся велика вероятность встретить студентов с противоположными когнитивными стилями. Все это может затруднять обучение, поскольку для обучения студентов с разными когнитивными стилями необходимо использовать и разные образовательные технологии, активные и интерактивные методы обучения.

Сложность заключается  и в том, что могут не совпадать когнитивные стили самого педагога и студентов, что так же может создавать проблемы в обучении.

Таким образом, исследование и учет стилевых особенностей субъектов познавательного процесса может оказать влияние на процесс становления и развития необходимых профессионально-значимых качеств у студентов юридического профиля.


Библиографический список
  1. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. / Р.Л.Солсо. – М.: Тривола, 1996 – 600 с.
  2. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004 – 384 с.
  3. Гусева Г.А., Кудинов С.И. Педагог: наука, технология, практика. № 2 (9) 2000. Изд-во БГПУ, Барнаул. – С. 93-96.
  4. Корнилова Т.В., Скотникова И.Г., Чудина Т.В., Шурапова О.И. Когнитивный стиль и факторы принятия решения в ситуации неопределенности // Когнитивные стили: Тезисы научно-практического семинара. Таллин: ЭИНЛ, 1986. С.99-103.


Все статьи автора «Карпукова Альбина Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: