УДК 159.97

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО НЕДОСТАТКА НА ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Смирнова Наталья Сергеевна
Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина
магистрант факультета психологии и педагогики

Аннотация
В данной статье автор приводит результаты изучения особенностей самооценки у младших школьников с нарушениями зрения. Целью исследования являлось определение связи между развитием самооценки, психологическим отношением ребенка к своему зрительному дефекту и личностной тревожностью, а также оказание психологической помощи по формированию адекватной самооценки и снижению тревожности через принятия детьми младшего школьного возраста своего зрительного недостатка в условиях школы – интерната. Была изучена структура самооценки: когнитивный, эмоциональный компоненты, характеристика во времени, тревожность. Получены следующие результаты. Большинство слабовидящих и незрячих школьников (83 %) имеют неадекватную (либо завышенную, либо заниженную) самооценку. Школьники с завышенной самооценкой не осознают свой дефект и совсем не испытывают тревоги. Дети с низкой самооценкой переживают по поводу своего зрительного дефекта и испытывают неконтролируемую интенсивную тревогу, так как не принимают данного нарушения, а, следовательно, и самих себя в целом. Дети с адекватной самооценкой реалистично относятся к себе и к своему недостатку. Приведено содержание разработанной и апробированной автором развивающей программы по коррекции самооценки младших школьников с нарушениями зрения, Программа включала три блока: организационный, состоящий из занятий, направленных на объединение учащихся, на создание комфортной и безопасной атмосферы; коррекционно-развивающий, состоящий из занятий, направленных оптимизацию самооценки, предупреждение эмоциональных нарушений; контрольный, на котором осуществлялись контрольные срезы измерения самооценки и тревожности. Эффективность программы была подтверждена положительными результатами, проверенными с применением методов математической статистики.

Ключевые слова: зрительный дефект, интегральная самооценка, когнитивный и эмоциональный компоненты самооценки, младший школьный возраст, самооценка во времени, слабовидящие и незрячие дети, тревожность


PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF INSIGHT IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENTS

Smirnova Natalia Sergeevna
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
faculty of psychology and pedagogy

Abstract
In this article, the author presents the results of studying the characteristics of self-esteem in elementary school children with visual impairments. The aim of the study was to determine the relation between the development of self-esteem, psychological attitude of the child to his visual defect and personal anxiety, and psychological support for the formation of an adequate self-esteem and reduced anxiety over the adoption of children of primary school age their visual lack in the school - a boarding school. self-structure was studied: cognitive, emotional components in time characteristics, anxiety. We obtained the following results. Most visually impaired and blind students (83%) have inadequate (or overcharge or undercharge) self-esteem. Students with high self-esteem are not aware of their defect and does not experience anxiety. Children with low self-esteem are worried about their visual defect and suffer uncontrollable intense anxiety because they do not accept this violation, and hence themselves and as a whole. Children with adequate self-esteem realistically relate to themselves and to their disadvantage. Powered content developed and approved by the author to develop a program for self-correction of younger students with visual impairments, the program includes three blocks: organizational, consisting of activities aimed at bringing together pupils, to create a comfortable and safe atmosphere; Correction and Development, consisting of activities aimed optimization of self-esteem, prevention of emotional disorders; control, which carried out the control sections of the measurement of self-esteem and anxiety. The effectiveness of the program was confirmed by the positive results, verified using methods of mathematical statistics.

Keywords: anxiety, cognitive and emotional components of self-confidence, integrated self-esteem, primary school age, self-esteem over time, visual defect, visually impaired and blind children


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Смирнова Н.С. Психологическое влияние зрительного недостатка на особенности формирования самооценки у младших школьников с нарушениями зрения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74662 (дата обращения: 29.09.2017).

Психологические особенности детей с нарушениями зрения заключаются в том, что они фиксированы на своем недостатке – зрительном дефекте. Этот фактор является значимым для дальнейшего формирования их самосознания и психического развития в целом. Поэтому проблема исследования и формирования адекватной самооценки через принятия слабовидящими и незрячими детьми младшего школьного возраста своего зрительного недостатка является актуальной. 

В тифлопсихологии имеются результаты исследований по проблеме отношения людей со зрительными нарушениями к своему дефекту (Г.А. Буткина, В.Г. Гудонис, Л.И. Солнцева, С.М. Хорош, А.Н. Шимгаева и н. др.). Установленo, что до 4-5 ребенок не осознает своего зрительного дефекта [3]. В дальнейшем в процессе взросления причинами неадекватного самовосприятия может стать реакция личности на хроническую психологическую ситуацию, которая обусловлена oсознанием своей неполноценности, несостоятельности, ограничением возможностей контактов вследствие социальной изоляции [1; 2; 4].

Целью проведенного нами исследования являлось определение связи между развитием самооценки, психологическим отношением ребенка к своему зрительному дефекту и личностной тревожностью, а также оказание психологической помощи по формированию адекватной самооценки и снижению тревожности через принятия детьми младшего школьного возраста своего зрительного недостатка в условиях школы – интерната. Гипотеза исследования: самооценка младших школьников характеризуется своеобразием развития, что проявляется в ее неадекватности, и связана с особенностями осознания детьми своего зрительного дефекта. Дети с неадекватно завышенной самооценкой не осознают свой зрительный дефект, и соответственно не испытывают выраженной тревоги. Дети с низкой самооценкой осознают свой зрительный дефект, который порождает чувство тревоги. Использовались следующие методики: методика «Лесенка» (составитель В.Г. Щур); методика определения самооценки Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн; методика «Какой Я?» (модификация методики О.С. Богдановой); проективная методика «Я в настоящем, прошлом и будущем», разработанная
на основе методики половозрастной идентификации Н.Л. Белопольской; Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен., проективная методика «Выбери нужное лицо» Для проверки достоверности полученных данных использовались методы математической статистики: Т-критерий Вилкоксона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

В результате измерения общего показателя самооценки были получены следующие данные (рис. 1).

Рис.1. – Результаты исследования общей самооценки младших школьников с нарушениями зрения.

50% учащихся имеют завышенную самооценку, 17% адекватную и 33% низкую самооценку. Затем исследовался когнитивный компонент самооценки. Дети с завышенной самооценкой менее критичны к себе и своему состоянию, характеризуются личностной незрелостью, ограниченным кругом знаний о самих себе. Дети с адекватной самооценкой характеризуются личностной зрелостью, способны оценить свое состояние на данный момент. Дети с низкой самооценкой отличаются повышенной требовательностью к самим себе и неуверенностью в своих силах и возможностях. Исследование эмоционального компонента самооценки показало, что дети с завышенной самооценкой имеют дефицит знаний о нравственных категориях, слабое представление о собственных личностных качествах. Эти школьники менее критичны к особенностям своей личности. Дети с адекватной самооценкой имеют знания о нравственных категориях, четкое представление о положительных и отрицательных сторонах своей личности. Дети с низкой самооценкой имеют знания о нравственных категориях, но проявляют повышенную критичность к себе. Школьники фиксированы на недостатках собственной личности.

Изучение самооценки во времени, настоящем, прошлом и будущем, показало следующие результаты (рис.2).

Рис.2. Результаты исследования осознания детьми своего зрительного дефекта в трех временных категориях.

В настоящем – 90% детей осознают свой зрительный дефект и 10% не осознают. В прошлом – 83% осознают и 17% не осознают. В будущем – 87% не осознает своего дефекта и 13% детей считают, что их зрение либо не изменится, либо станет хуже.

Далее исследовалась тревожность школьников. Данные приведены на рис. 3.

Рис.3. Результаты исследования личностной тревожности младших школьников с нарушениями зрения.

Результаты показали, что 27% школьников имеют высокий уровень тревожности и 73% – средний.

Полученные результаты подтверждены нами в результате проверки с помощью непараметрического коэффициента ранговой корреляции Спирмена. С вероятностью 99% выявлена обратная корреляционная связь между уровнем тревожности и самооценкой слепых и слабовидящих младших школьников (r=-0.8).

Нами была разработана и апробирована развивающая программа, целью которой была коррекция самооценки младших школьников с нарушениями зрения через принятия своего дефекта и самого себя, а также снижение тревожности. В ней участвовали 6 младших школьников с нарушениями зрения. Программа включала три блока: 1 блок – организационный, состоящий из занятий, направленных на объединение учащихся, на создание комфортной и безопасной атмосферы. 2 блок – коррекционно-развивающий, состоящий из 8 занятий, направленных оптимизацию самооценки, предупреждение эмоциональных нарушений. 3 блок – контрольный, на котором осуществлялись контрольные срезы измерения самооценки и тревожности с целью проверки эффективности проведенной работы.

Результаты контрольного эксперимента по итогам осуществления программы показали, что у большинства школьников со зрительной патологией (83%) самооценка повысилась до нормальных показателей и лишь у 17% она не изменилась, осталась низкой. У 83% младших школьников также снизилась тревожность. Полученные положительные результаты были подтверждены показателями математической статистики: по Т-критерию Вилкоксона. С вероятностью 95 % самооценка младших школьников нормализовалась и снизилась тревожность в результате коррекционно-развивающих занятий.

Т.о. по данным нашего исследования можно сделать следующие выводы.

1) Большинство слабовидящих и незрячих школьников (83 %) имеют неадекватную (либо завышенную, либо заниженную) самооценку.

2) Дети с высокой самооценкой не осознают своего дефекта и не испытывают тревоги; дети с низкой самооценкой переживают по поводу своего зрительного дефекта и испытывают интенсивную неконтролируемую тревогу, так как они не принимают данного нарушения, а, следовательно, и самих себя в целом; дети с адекватной самооценкой реалистично относятся к себе и к своему недостатку.

3) Была разработана и апробирована развивающая программа, целью которой была коррекция самооценки младших школьников с нарушениями зрения через осознанное принятия своего дефекта и самого себя, а также снижение тревожности.

4) Результаты контрольного эксперимента доказали эффективность проведенной коррекционной работы: школьники стали более осознанно и адекватно относится к себе и своему дефекту, развили уверенность, что позволило им активно вступать в межличностные отношения, как со сверстниками, так и со взрослыми.


Библиографический список
  1. Белякова Е.Г. К вопросу о самоотношении в структуре личности инвалида. – Тюмень, 1996. – 420 с.
  2. Лаврух Н.А. Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья// Современная педагогика. – 2012. – № 1. С 44 – 48.
  3. Солнцева Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях // Дефектология. – – 2000. – № 4. С.3-8.
  4. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. – М., 2008. – 145с.


Все статьи автора «Смирнова Наталья Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: