ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ И СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Евдокимова Юлия Викторовна
Российский государственный социальный университет
кандидат философских наук, доцент

Аннотация
В статье рассмотрены тенденции развития предоставления финансовых услуг населению и субъектам малого и среднего бизнеса в РФ, проанализированы индикаторы доступности финансовых услуг. Дан обзор основных препятствий по росту использования финансовых услуг. Рассмотрены дальнейшие направления роста доступности финансовых услуг для населения и бизнеса.

Ключевые слова: индикаторы финансовой доступности, кредитные организации, Финансовая доступность, финансовая услуга


INCREASE IN AVAILABILITY OF FINANCIAL SERVICES TO THE POPULATION AND SUBJECTS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS

Evdokimova Yulia Viktorovna
Russian State Social University
candidate of philosophical sciences, associate professor

Abstract
In article tendencies of development of provision of financial services to the population and subjects of small and medium business in the Russian Federation are considered, indicators of availability of financial services are analysed. The overview of the main obstacles on growth of use of financial services is this. The further directions of growth of availability of financial services to the population and business are considered.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Евдокимова Ю.В. Повышение доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего бизнеса // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74523 (дата обращения: 15.03.2024).

Финансовая доступность – состояние финансового рынка, при котором субъекты малого и среднего бизнеса  и дееспособное население страны имеют возможность получения базового набора финансовых услуг. Повышение финансовой доступности возможно рассмотреть с четырех позиций: цена, физическое наличие, ассортимент и ментальная доступность. Результаты исследований 2014 демонстрировали  недостаточно высокий уровень  доступности финансовых продуктов.  Доля трудоспособного населения, охваченная финансовыми услугами  составляла 77%, однако, преимущественно оформление подобных услуг было регламентировано законодательством или определялось третьими лицами. Так, отмечена высокая доля зарплатных карт (44%), ОСАГО (22%), добровольного медицинского страхования, оформленного работодателями (17%),

К основным препятствиям и барьерам по росту использования финансовых услуг были отнесены низкое доверие к поставщикам финансовых услуг (за исключение банков), высокая сложность предоставляемых финансовых услуг, отсутствие унифицированного представления их характеристик и условий пользования. Следует выделить более активное использование кредитными услугами, нежели сберегательными [2].

В качестве одной из основных проблем обеспечения финансовой доступности является  недостаточная степень географического охвата территории РФ поставщиками финансовых услуг. Требуется внедрение информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, мобильных технологий по всей территории  РФ, дистанционных продаж финансовых продуктов и предоставления финансовых услуг.

Немаловажным, в силу высокого использования населением РФ наличности, является достаточность и повсеместность  обеспечения территорий банкоматами, электронными и платежными терминалами. Необходимо повысить доступность и привлекательность для населения инвестиционных продуктов путем создания систем автоматизированного консультирования. Также для усиления привлекательности инвестиционных услуг для населения предусматривается введение  налоговых стимулов.

Одним из важнейших качеств услуги, в том числе финансовой, выступает ее востребованность и полезность. Эти качества напрямую связаны с понятностью сути финансовой услуги и условий ее предоставления. Повышение понимания финансовых услуг потребителями требует введения стандартизации проведения финансовых операций и оказания финансовых услуг.

Ценовая доступность финансовых услуг будет обеспечиваться путем снижения издержек финансовых институтов, перспективным является дистанционный метод продаж финансовых услуг, а также снижение затрат за счет совершенствования систем оценки рисков.

Повышение привлекательности и доступности финансовых услуг для малого и среднего бизнеса будет достигаться путем упрощения проведения лизинговых и факторинговых платежей; развития механизмов секьюритизации портфелей различных активов; установления пониженного коэффициента риска по кредитам малому бизнесу в 2016 году [3].

В августе 2015 года Банком России был произведен расчет индикаторов доступности финансовых услуг в части базовых финансовых услуг, оказываемым гражданам и субъектам малого и среднего бизнеса в РФ российскими финансовыми организациями. Расчет производился по данным отчетности финансовых организаций. Показатели, связанные со спросом на финансовые услуги со стороны населения и субъектов бизнеса, рассчитывались на основании результатов опросов субъектов малого и среднего предпринимательства и населения.
Индикаторы финансовой доступности, рассчитываемые Банком России по итогам 2014 и 2015 гг., выявили следующие тенденции: сократилось количество действующих кредитных организаций и их подразделений; снизилось число микрофинансовых  и страховых организаций, выросло количество ломбардов; уменьшилось количество банкоматов. К положительным тенденциям следует отнести значительный рост удельного веса субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих возможность дистанционного доступа к банковским счетам; увеличение доли взрослого населения, использующего не менее одного открытого счета в кредитных организаций; рост количества безналичных платежей, совершенных физическими лицами. Значительно снизился удельный вес взрослого населения, испытывающего недоверие к любым финансовым организациям, что также весьма позитивно.  В положительную сторону изменился индекс ценовой доступности, рассчитываемый в диапазоне от 0 до 4, где 4 означает  100% отказ населения от использования всех  финансовых услуг из-за высокой стоимости либо низкой доходности. Также следует отметить оптимистичную динамику индекса финансовых знаний, с диапазоном расчета от 0 до 6, где 6 означает полное понимание населением  экономического содержания финансовой терминологии (табл. 1).

Таблица 1. Индикаторы финансовой доступности на 01.01.2015 г. и 01.01.2016 г. [1]

Показатель На 01.01.2015 На 01.01.2016
Количество действующих кредитных организаций,ед. 834 733
Количество подразделений кредитных организаций,ед. 44612 39621
Количество микрофинансовых организаций,ед. 4200 3688
Количество кредитных потребительских кооперативов,ед. 3545 3500
Количество ломбардов,ед. 7796 8417
Количество страховых организаций,ед. 567 478
Количество банкоматов,ед. 222761 207428
Доля субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих возможность дистанционного доступа к банковским счетам, % 77 84,2
Доля взрослого населения, использующего не менее одного открытого счета физического лица в кредитных организаций, % 65,23 75,39
Количество безналичных платежей, совершенных физическими лицами,ед. 1 625 862 425 13 313 953 298
Доля населения, использующего добровольное страхование, % 14,69 16,36
Индекс ценовой доступности финансовых услуг 0,82 0,79
Доля взрослого населения, испытывающая недоверие к любым финансовым организациям (одновременно банкам, микрофинансовым организациям кредитным потребительским кооперативам, ломбардам и субъектам страхового дела), % 11,94 3,96
Индикатор финансовых знаний 1,97 1,86
Доля взрослого населения, считающих, что в результате потребления финансовых услуг качество жизни улучшилось,% 62,9 60,67

Таким образом, в целом необходимо отметить наличие положительных изменений по направлению повышения доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего бизнеса, хотя очевидным является наличие ряда серьезных проблем и мероприятий по их устранению.


Библиографический список
  1. Индикаторы финансовой доступности // Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.cbr.ru/finmarkets/files/development/acc_indicators_0716.pdf (дата обращения 22.11.2016).
  2. Доступность финансовых услуг в России // Официальный сайт аналитического центра НАФИ [Электронный ресурс]. Режим доступа:   http://nacfin.ru/dostupnost-finansovyx-uslug-v-rossii/ (дата обращения 22.11.2016).
  3. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016 – 2018 годов // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. Режим доступа:   http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71323550/ (дата обращения 22.11.2016).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Евдокимова Юлия Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация