УДК 37.015.32; 159.922

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Суворова Ольга Вениаминовна1, Сингина Ирина Алексеевна2
1ФБГОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, доктор психологических наук, профессор кафедры классической и практической психологии
2ФБГОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, магистрант кафедры классической и практической психологии

Аннотация
Статья посвящена проблеме общения родителей с младшим школьником в аспекте взаимосвязи социально-личностного развития ребенка и стиля родительского общения в полной и неполной семье. Эмпирически изучаются такие характеристики социально-личностного развития младшего школьника, как преобладающий тип направленности поведения ребенка, просоциальный или эгоистический, отношение детей к значимым другим. Особенности социально-личностного развития детей в полных и неполных семьях авторы соотносят со стилем родительского общения.

Ключевые слова: младший школьник, отношение значимых взрослых к ребенку, просоциальное поведение, социально-личностное развитие, субъектно ориентированное общение


PERSONAL-SOCIAL DEVELOPMENT OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN DEPENDING ON PARENT INTERACTION

Suvorova Olga Veniamivovna1, Singina Irina Alekseevna2
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, Doctor of Sciences (Psychology), professor of the chair of classical and practical psychology
2Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, Graduate student of the chair of classical and practical psychology

Abstract
The article is devoted to the problem of communication of parents with the youngest student in the aspect of relationship of socio-personal development of the child and the parent style of communication in complete and incomplete families. Empirically studied the following characteristics social and personal development of younger pupils, as the prevailing type of orientation of the child's behavior, prosocial or egoistic aboutthe elimination of children to significant others. Features of the socio-personal development of children and sole parent families, the authors identify the style of parental communication.

Keywords: junior schoolchild, prosocial behaviour, respect of important adults to the child, social and personal development, subject oriented communication


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Суворова О.В., Сингина И.А. Социально-личностное развитие младших школьников в зависимости от родительского взаимодействия // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74493 (дата обращения: 30.09.2017).

Введение

Проблема общения родителей с младшим школьником в аспекте взаимосвязи социально-личностного развития ребенка и стиля родительского общения рассмотрена недостаточно широко и требует дальнейшего изучения [1], [3], [4]. Проблема оптимизации родительского общения как фактора социально-личностного развития младшего школьника также остро стоит в образовании [2]. Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теории развития и формирования личности (Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Э. Эриксон, Б.Д. Эльконин и др.); исследования становления образа «Я» ребенка (М.В. Корепанова, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Е.В. Субботский, И.И. Чеснокова и др.); понятие о социальной ситуации развития как фактора развития личности ребенка (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова, Д.И. Фельдштейн и др.).

Цель

Цель нашего исследования – изучить влияние стиля родительского общения на социально-личностное развитие младшего школьника.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что стиль родительского общения взаимосвязан с социально-личностным развитием младшего школьника. Данная связь выражается в том, что при определенных стилях родительского воспитания у ребенка развиваются такие социально-личностные особенности как тревожность, отклонения в поведении, трудности в социализации, при этом сила проявления этих особенностей будет зависеть от состава семьи, и в неполной семье они будут выражены больше.

Методики исследования: «Волшебный мир» ( Л.Д. Столяренко); «Изучение субъектно-ориентированного общения родителей методом незавершенных предложений» (О.В. Суворова) [3], [5]; методика «Межличностные отношения ребенка» (Р. Жиль).

Выборка исследования: в исследовании принимало участие 30 детей младшего школьного возраста (2 класс), из них 15 мальчиков и 15 девочек. При этом 14 детей из неполных семей и 16 детей из полных семей.

Результаты исследования и их обсуждение

Первой проводилась методика «Волшебный мир». Данная методика позволила, прежде всего, изучить преобладающую направленность поведения и, соответственно, преобладающий тип направленности поведения ребенка – просоциальный и  эгоистический. Изучалиcь типы поведения младших школьников из полных и неполных семей

В группе детей из неполных семей эгоистичное поведение наблюдается чаще – оно выявлено у 36% (5 человек), тогда как в группе детей из полных семей детей с таким поведением только 13% (2 человек) (p<0,05). Таким образом, можно заключить, что для большинства детей младшего школьного возраста обеих групп характерно просоциальное поведение, но при этом в неполных семьях больше детей с эгоистическим типом поведения, что связано с особенностями родительского общения в таких семьях.

Далее мы изучали широту контактов младших школьников из полных и неполных семей. Дети из полных семей обозначают в речи широту контактов следующим образом: упоминают сверстников, педагогов, родителей, родственников, соседей 100% (16 человек), в то время как у 71 %  (10 человек) детей из неполных контакты широкие, а у 29 % (4 человек) детей преобладают узкие социальные контакты. Следовательно, можно заключить, что дети из неполных семей испытывают проблемы в социализации и коммуникативном взаимодействии, что может быть связано с особенностями родительского общения в таких семьях. В том числе это связано и с отсутствием примера всех социальных ролей в семье, чаще всего, отсутствия отца. Особенно это важно для мальчиков, так как отсутствие отца приводит к неумению вести себя по мужскому типу, в связи с чем он не может правильно выстраивать отношения со сверстниками.

В целом анализ отношений детей по методике «Волшебный мир» показала, что для детей младшего школьного возраста характерно просоциальное поведение, контакты с взрослыми и сверстниками широкие. Вместе с тем, для детей из неполных семей более характерно эгоистическое поведение с их контакты более узкие. Все это говорит о личностной незрелости, связанной с проблемой воспитания детей в неполных семьях.

Далее мы исследовали межличностные отношения младших школьников (см. таблицу 1).

Таблица 1. Отношение детей к значимым другим (методика Р.Жиля)

Отношение к матери

Отношение к отцу

Отношение к другим родственникам

Отношение к братьям и сестрам

Отношение к друзьям

Отношение к воспитателю

Стремление к общению

Стремление к доминированию

Конфликтность

Реакция на фрустацию

Стремление к уединению

Полные семьи

(средний балл)

10,1

6,1

3,1

4,1

2,9

3,7

2,8

2,3

2,9

1,6

3,4

Неполные семьи

(средний балл)

9,5

5,0

3,0

5,0

2,8

4,2

2,6

2,4

2,8

2,3

3,4

Из таблицы 1 видно, что наибольшие различия наблюдаются  в реакции на фрустрацию – в неполных семьях она выше, в отношении к учителю и к братьям и сестрам – в неполных семьях оно более позитивное, и в отношении родителям – в неполных семьях они несколько хуже. Это говорит о том, что при негативном психическом состоянии, которое возникает в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, у детей из неполных семей наблюдаются, грубое обращение, агрессия. То, что в неполных семьях лучше отношения с братьями и сестрами и с учителем говорит о том, что в связи с проблемными отношениями с родителями они удовлетворяют потребность в общении с другими близкими им родственниками, а в учителе видят тот авторитет, которого не хватает в родителях.

Далее проводился опросник «Изучение субъектно-ориентированного общения родителей методом незавершенных предложений». В полных семьях субъектно-ориентированное наблюдается чаще, чем в неполных. Субъектно ориентированное общение используют 56% родителей из полных семей, в неполных семьях преобладает объектно-ориентированное общение – в 79% и только у 21% родителей наблюдается субъектно-ориентированное общение. Из этого следует, что в полных семьях более развито личностно-ориентированное взаимодействие родителей с ребенком, что стимулирует развитие субъектных характеристик его личности (p<0,05). В полных семьях родители с большим уважением относятся к личности ребенка, что способствует максимальной актуализации субъектного опыта ребенка. В неполных семьях довольно часто родители больше относятся к ребенку как к объекту, предъявляя определенные требования, при невыполнении которых ребенка воспринимают как не соответствующего ожиданиям. При таком отношении социально-личностное развитие младшего школьника не реализует все возрастные возможности. Следовательно, данная методика показывает, что существуют существенные различия в типе родительского отношения в полных и неполных семьях (p<0,05).

Выводы

Таким образом, проведенное нами исследование позволило подтвердить выдвинутую нами гипотезу: стиль родительского общения взаимосвязан с социально-личностным развитием младшего школьника в полных и неполных семьях. Данная связь выражается в том, что при определенных стилях родительского воспитания у ребенка развиваются такие социально-личностные особенности как тревожность, отклонения в поведении, трудности в социализации, при этом сила проявления этих особенностей будет зависеть от состава семьи, и в неполной семье они будут выражены больше.


Библиографический список
  1. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи / Волкова Е.Н., Суворова О.В., Дунаева Н.И., Бирюкова Л.А., Гришина А.В., Пыжьянова М.А., Косых Е.А., Кузьминых Л.Н., Потапова А.Б./ .Мининский университет. Нижний Новгород, 2012.
  2. Суворова О.В., Пец О.И. Специфика структуры психологической компетентности родителей младших школьников // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 6 (49). – С. 241-243.
  3. Суворова, О.В. Семейная и образовательная среда как факторы развития субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству. Диссертация … доктора психологических наук: 19.00.07 / Нижегородский государственный педагогический университет. Нижний Новгород, 2012.
  4. Суворова, О.В. Семейная среда как фактор развития субъектности старшего дошкольника: теоретико-концептуальные аспекты. Монография. Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высшего проф. образования “Нижегородский гос. пед. ун-т”. Нижний Новгород, 2011.
  5. Суворова, О.В., Аристова В.А. Изучение субъектно-ориентированного общения педагогов с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2 (33). С. 37-40.


Все статьи автора «Сингина Ирина Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: